Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
В поисках Радости
Екатерина Шарапова
В майские дни память многих обращена в далекие военные годы. Поколение, взращенное Великой Отечественной войной, хорошо знает цену побед и поражений, человеческой самоотверженности и трусости, подвига и предательства. В памяти артиста областного драматического театра им. М. Горького Василия Павловича Шура, чье детство прошло на белорусской многострадальной земле, война оставила свои отметины.
Актерские монологи
- Родился я в белорусской семье. Отец и мать были потомственными крестьянами. Артистов ни в одном поколении не было, но пели в семье замечательно. Мама вспоминала, как ее Павел, подходя к месту свидания, подавал знак песней, и у нее, шестнадцатилетней девчонки, был свой музыкальный ответ. В большой деревне, на 400 дворов с церковью посередине, жили дружно. Мир был и в нашей семье, где росли шестеро детей - три брата и три сестры.
Война отпечаталась в памяти отцовской щетиной. Он нес меня на руках, когда мы провожали его на фронт. Не успели подойти к узкоколейке, как над нами появились "мессеры". Словно издеваясь, они преследовали нас, не выпуская из коридора огня. Горячее дыхание отца и его колючую щетину помню до сих пор.
Китайская роза
- Накануне войны отец построил пятистенок. Одну комнату заставили цветами - "хозяйством" старшей сестры Маши. Только мне она покровительственно разрешала поливать роскошную, до потолка, китайскую розу, усыпанную круглый год цветами. Как-то утром, разбуженный громыханьем сапог, я вскочил с кровати. В Машиной комнате немцы выбирали цветы для украшения своей комендатуры. Когда указали на любимую розу, я как только мог обхватил руками большую кадку, не собираясь с ней расставаться. Цветок вынесли на улицу вместе со мной. Стоял конец июля. Помню только частокол лакированных сапог и свой отчаянный рев. А потом - пинок в плечо. Мама в крик. Розу унесли. По рассказам родных, три дня я был без сознания, а потом еще долго находился в полубреду.
Катерина
- Одному Богу известно, как в годы войны моей матери, Катерине Ивановне, удалось сберечь пятерых детей - с 5 до 15 лет. Отец и старший брат всю войну воевали. А мы жили сначала в оккупированной зоне, а начиная с 44-го года, когда перед операцией "Багратион" немцы сожгли нашу деревню, вынуждены были прятаться в лесах. Когда у нее спрашивали: "Как ты такой выводок одна сохранила?" - она отвечала: "Сама не знаю. Во время облав все бежали в одну сторону, а я, чтобы детей не подавили,- в другую".
Один случай нашего воскресения я запомнил. Началась облава, а брата Ивана с нами не оказалось. Мать в панике - надо бежать, а Ванечка помогал кому-то пасти коров. Бежим, он нам навстречу. Слава Богу, опять вместе. Забрались куда-то в болото. Мать успела закопать всех пятерых в мох, а сама спряталась с головой в заводи, уцепившись за плети ив. К счастью, в тот раз немцы были без собак. Через мох мы слышали, как прочавкали их сапоги, почти наступая на нас. Потом мать откапывала нас и оттирала, благодаря Бога, что мы не задохнулись, и в Германию нас не угонят.
Начало профессии
- От родного дома, как и от всей деревни, остались одни головешки.
Вернувшись из армии в 1946 году, отец нашел все семейство в кое-как вырытой землянке, и тогда дал согласие на переселение в Восточную Пруссию, Кенигсберг, где предоставлялся дом и все необходимое для обустройства на новом месте. Спустя годы, уже в Калининграде, окончив историко-филологический факультет педагогического института, я приобщился к театру, которым в те годы руководил З.Я. Карогодский. С его легкой руки еще в институте начал учиться в студии при театре, а с 1958 года был зачислен в труппу. Первую роль - Геннадия - сыграл в его спектакле по пьесе Виктора Розова "В поисках радости". По завету Карогодского продолжил актерское образование в Москве в Школе-студии МХАТ СССР. Секреты мастерства нам передавали великие МХАТовские старики - В.З. Радомысленский, В.О.Топорков, В.Я. Станицын, М.Н. Кедров, В.К. Монюков, К.Н. Головко, Д.Н. Журавлев. Учебе способствовала и вся атмосфера начала шестидесятых. Было много удивительных встреч, но одна из них стала исторической.
Булат его благословил
- На третьем курсе отважились мы компанией студентов отправиться в Загорск, сегодняшний Сергиев Посад, встречать Пасху. Если бы тогда узнали в деканате, мы вполне могли бы вылететь из института. После праздничной торжественной службы и крестного хода в пятом часу утра сели в электричку. Душа просила музыки, и мы напевали песни Булата Окуджавы, которые только начинали хождение в студенческой среде. И вдруг в худеньком человеке, напряженно всматривающемся в нашу компанию, мы узнали Его. Окуджава ехал из Загорска с красивой девушкой. Здесь же мы и договорились о встрече в институте. В назначенный день и час он появился у нас на курсе, на 4-м этаже Школы-студии МХАТ. Пел много и долго. Оказался необычайно прост в общении, чем покорил всех окончательно. Когда встреча подходила к концу, неожиданно появился парень с гитарой, в сиреневой рубашке и попросил разрешения спеть. Он пел без перерыва одну песню за другой. Удивил его надсадно-хриплый голос и вызывающая манера, с которой он пел свои полублатные и дворовые песни. Когда закончил, мы и познакомились с выпускником Школы-студии Владимиром Высоцким, часто заходившим в свою альма-матер. Булат тогда с улыбкой ему сказал: "Мой вам совет, не бросайте это дело,- а потом пророчески добавил, - оно может стать для вас главным." Так мы оказались случайными свидетелями исторической первой встречи двух великих бардов.
Университеты провинциального театра
После окончания Школы-студии МХАТ начались годы странствий актера. Возможно, название спектакля, где Василий сыграл свою первую роль, стало для него определяющим в профессии. В его поисках своего места на сцене было много радостного. Везло на театры, роли, партнеров по сцене. Много лет - сначала в Свердловске, а потом в Минске В.П.Шур работал вместе с Анатолием Солоницыным, которого вся страна потом узнала по фильмам А.Тарковского. Здесь, в Минском русском драматическом театре, Шуру довелось сыграть роль Давыдова в "Поднятой целине" М.Шолохова, и все последующие роли были героическими.
Далеко не о каждом актере провинциального театра щедро пишут столичные театральные критики. О Шуре писали. В журнале "Театр" в пространной рецензии на спектакль Ижевского театра "Наедине с судьбой" П.Павловского критик П.Пустовойт отмечал: "Исполнителю главной роли В.П.Шуру удалось раскрыть драму Бетховена, показать крах его иллюзий как социальных, так и личных; разочарование в Наполеоне, в друзьях, наконец, в любви. Этот мотив В.Шур прочувствовал глубоко и весьма убедительно". В "Театральной жизни" в превосходных степенях оценивалась роль Георгия Димитрова, сыгранная актером в спектакле Ульяновского театра "Красное и коричневое" в постановке болгарского режиссера Милко Стоянова. Спектакль стал лауреатом Всесоюзного театрального фестиваля и был показан в Москве, на сцене Вахтанговского театра. Здесь же, в Ульяновском театре сыграл он и роль председателя в поразившей тогда пьесе А. Абдуллина "Тринадцатый председатель".
Вероятно, не только актер создавал свои роли, но и они его. Играя людей, способных вести за собой, умеющих вселять веру и брать на себя ответственность, он откликнулся на предложение, поступившее из Серова, и возглавил театр крупного индустриального и культурного центра Северного Урала. Три года Василий Павлович ставил как классику, так и современную драматургию, с удовольствием работая с актерами, но сам на сцену выходил очень мало. Актерская жилка все-таки взыграла, когда его пригласили в Махачкалу. И не зря, так как в актерском багаже появилась роль, о которой можно было только мечтать, - Ромул Великий в одноименной пьесе Ф. Дюрренматта. Критика увидела в спектакле крупное событие в культурной жизни республики, а роль Ромула расценила как "явную творческую удачу". Серьезными достижениями этого периода были роли Ивана Голована в спектакле "Грушенька" по "Очарованному страннику" Н.Лескова и поэта Феррана в спектакле "Три супруги совершенства" по пьесе Кассона.
Оренбургский причал
Когда события в Чечне заставили многих актеров русского театра покинуть Кавказ, семья Шур приехала в Оренбург. С нашим городом Василий Павлович был знаком по гастролям как Магнитогорского, так и Ульяновского театров. С тех пор вот уже семь лет он выходит на сцену областного драматического театра. За это время актером сыграно пятнадцать ролей, поставлено три спектакля. Когда В.П.Шур появляется на сцене в таких разных обличьях, как Лютов в комедии А.Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын", или дон Фернандо в комедии Лопе де Вега "Раба своего возлюбленного", зритель всегда обращает внимание на его великолепную дикцию и богатый обертонами низкий баритон, который слышен в последних рядах зрительного зала, на четко выверенную пластику персонажей, на его умение мыслить на сцене.
8 мая, в день своего 65-летия, В.П.Шур вновь вышел к зрителям в роли офицера Васина в спектакле "Русские люди" К.Симонова, посвященном Великой Победе.
Огромный актерский опыт и прекрасная профессиональная оснастка позволяют ему играть самые разноплановые роли и в пушкинской "Капитанской дочке" и в лермонтовском "Маскараде" и в других спектаклях.
Много интересного осталось за рамками этой статьи, не вмещающей судьбу артиста. Ее воплощение - на сцене театра. Зритель, который, быть может, впервые увидит В.П.Шура в спектаклях, обязательно обратит внимание на содержательность и глубину его ролей. Актер в прекрасной творческой форме, он занят в репертуаре, но зритель вправе рассчитывать на более глубокое знакомство с творчеством В.П.Шура. Ведь пока есть силы совершенствоваться и творить - поиски Радости продолжаются.