Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
А где нам взять такую песню?
Иван Коннов
Замечательному советскому композитору Григорию Федоровичу Пономаренко в феврале нынешнего года исполнилось бы 80 лет.
Его песни сопровождают нас всю жизнь
Намеренно выделяю слово "советскому", ибо только оно, похоже, ещё как-то объединяет нас с "незалежной" Украиной, где родился, вырос и начинал свою творческую деятельность композитор. Он и сам до конца своих дней не мог осознать и принять того, что произошло с нашей великой многонациональной родиной, с ее культурой, с народной песней, которой Г.Ф. Пономаренко посвятил все свое вдохновенное творчество. "Душа болит,- говорил он незадолго до своей трагической гибели журналистам. - Куда мы катимся, что с нами происходит? Вместо богатой, сильной, уверенно идущей вперед страны - нищета духа и тела, беспросветность, вселенский позор и неудержимый откат на десятилетия. А какой смертельно опасной идеологической отравой денно и нощно потчуют нас нынешние правители?"
Известно, что люди умирают не только от болезней и трагических случайностей, но и от безысходности. Так, добровольно ушла из жизни прекрасная наша поэтесса Юлия Друнина, не сумевшая смириться с разрушением страны, которую она защищала восемнадцатилетней девушкой на фронтах Великой Отечественной войны. У Г.Ф. Пономаренко, чье имя и творчество новой властью было фактически предано забвению, не выдержало сердце. А поскольку в этот момент он был за рулем, официально сообщили: погиб в автокатастрофе. Произошло это 7 января 1996 года. Но плохо композитору стало гораздо раньше.
Песни Пономаренко сопровождают нас всю жизнь. С ними мы росли, взрослели, с ними мы и старимся. В детстве, еще не зная имени композитора, я услышал его знаменитую "Ивушку". Как сейчас помню, было это в Мочегае, на колхозном полевом стане, где выступала агитбригада Асекеевского районного Дома культуры под руководством баяниста-виртуоза Ивана Спивака. Эта удивительно нежная, широко-распевная песня глубоко запала в мою юную душу. Родилась она на Волге, у ее песенных волн, и в ней как бы отразилась вся ширь, глубина, бескрайний простор нашей великой реки. Песня вошла в репертуар набиравшей тогда силу и популярность Людмилы Зыкиной, ее запели не только в нашей стране, но и за рубежом. Бузулукский краевед П.С. Филатов рассказывал мне, как однажды Пономаренко, руководивший тогда Волжским народным хором, вбежал к скромному провинциальному поэту Алферову и с порога радостно-возбужденно выпалил: "Вась, наша "Ивушка" награждена "Золотым диском"! В Англии!"
В памяти каждого из нас бережно хранятся какие-то неповторимые образы и черты нашей малой родины, которые часто снятся нам, возвращая в далекие, невозвратно ушедшие юные годы. Для меня это не только холмы за селом, до последнего камня исследованные нашими босыми пятками; не только окрестные леса и перелески, где ярко горели костры нашей юности. Это еще и место наших игрищ и забав - маленькая тополевая рощица у въезда в село. Зеленеющая по весне, роняющая свой невесомый пух летом и покрытая золотом листвы осенью, она вспоминается мне всякий раз, когда я слышу пронзительную, берущую за сердце песню Г.Ф. Пономаренко "Тополя". Мало кто, слушая ее, не взгрустнет о былом, не вспомнит заветные уголки своей родины, друзей бурной и вольной юности. Песня полна светлой печали о минувшем, но воспоминания о нем окрыляют душу, вселяют в нее надежду на лучшее.
Тополя, тополя,
Мы растем и старимся,
Но, душою любя, прежними останемся.
И как в юности вдруг вы уроните пух
На ресницы и плечи подруг.
Как не хватает нынешней молодежи таких песен, пробуждающих лучшие человеческие чувства! Что, кроме агрессии и потребительского отношения к жизни, могут дать заполонившие эфир трескучие шлягеры -однодневки с убогими, оскорбляющими человеческое достоинство текстами и ублюдочным музыкальным содержанием?
"Песня - душа народа" - гласит русская пословица. В творчестве автора "Ивушки" и "Тополей" проявились лучшие качества народной души - открытость и широта, искренность и сердечность. Именно таким богатством и щедростью можно объяснить то, что его песни нашли себе место в сердцах Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец, Александры Стрельченко, Татьяны Петровой, Людмилы Рюминой, несущих красоту современной русской песни в народ.
Песни Григория Пономаренко необыкновенно мелодичны, особенно красиво и выразительно они звучат в исполнении так называемых многоголосых ансамблей, таких, например, как "Орэра" - не знаю, выжил ли этот коллектив в современной Грузии. У меня хранится грампластинка с записью песни "Тополя" в великолепном исполнении японского ансамбля "Ройял найтс".
Кстати, нигде за рубежом так не любят русскую песню, как в Японии. "Дети в колледже сидели не шелохнувшись, потом - гром аплодисментов", - вспоминала Ольга Воронец. Сегодня стоит напомнить, что эта певица вышла на орбиту славы благодаря песне Г.Ф. Пономаренко "Белый снег", ставшей её коронным номером. Композитор создал ее для Оренбургского хора, но разрешил Ольге Воронец петь соло. "Громовой успех на фольклорном фестивале во Франции, в Южной Америке, Скандинавии, в Африке - везде!" - рассказывала певица.
Но, главное, песни Пономаренко поет народ. Нет такого дома, где не звучали бы "Что было, то было", "Колокольчик", "А где мне взять такую песню", "Подари мне платок".
Творчество чародея русской песни тесно связано с Оренбуржьем. Осенью 1958 года он вместе с поэтом-песенником Виктором Боковым приехал в Оренбург, чтобы помочь только что созданному народному хору. Именно тогда родилась всенародно известная песня "Оренбургский пуховый платок", ставшая своеобразным гимном нашего края, его золотой песенной эмблемой. Где бы мне ни приходилось бывать во времена Союза ССР - в Сибири или Средней Азии, на Украине или в Белоруссии, на Кавказе или в Прибалтике, повсюду, когда речь заходила об Оренбуржье, люди вспоминали песню о нашем пуховом платке. При этом интересовались, как приобрести это уникальное изделие, то есть, выражаясь современным языком, песня создавала лучшую рекламу нашему народному промыслу.
Поэт Виктор Боков вспоминал, что свой песенный шедевр они с Пономаренко создавали в холодном номере заштатной железнодорожной гостиницы, в разбитое окно которой залетали снежинки. Известно, что некоторые эстрадные звезды, вроде мадам Брошкиной, не едут сегодня в Оренбург из-за отсутствия в нём высококомфортабельного отеля. Тех, кто приезжает, размещают в лучших номерах, но шедевров у них почему-то не рождается. Впрочем, как-то прочел, что залетевший к нам из-за океана на фестиваль "Шалом" Вилли Токарев создал нечто вроде гимна для автотранспортного предприятия, получив за это солидный куш в "зеленых". Но где и кто слышал его творение?
Многократно приезжая на оренбургскую землю, Г.Ф. Пономаренко никогда не ограничивался концертами в областном центре. Вместе с артистами он ездил по городам и районам, выступал на предприятиях, в колхозах и совхозах. Летом 1974 года мне посчастливилось быть свидетелем его приезда в Бузулук.
В самом разгаре была уборка урожая, поэтому в городе композитор ограничился лишь одним выступлением - в цехе завода имени Куйбышева. А затем поехал по полевым станам, где в короткие часы отдыха выступал перед участниками уборочной страды. Вместе с певицей Любовью Дробот и другими артистами Пономаренко тогда побывал во многих хозяйствах и везде его ждал восторженный прием.
В тот приезд композитор представил широкой публике свой цикл песен на стихи Сергея Есенина. К проникновенным лирическим строкам этого, пожалуй, самого песенного, самого любимого народом поэта обращались десятки композиторов и лишь немногим из них удалось нащупать в них свою, неповторимую струну. Среди этих немногих достойное место занял Григорий Пономаренко, чьи песни на стихи Есенина "Отговорила роща золотая", "Не жалею, не зову, не плачу", "Никогда я не был на Босфоре" звучат уже много лет. Удача композитора в том, что он великолепно сумел передать в музыке грусть поэта об утраченной молодости, о мелькнувшем, подобно падающей звезде, счастье, об увядающей с годами свежести чувств. Это близко и понятно каждому человеку, будь то сельский житель или столичный философ-меломан.
Как человек, с юности увлекающийся Есениным, я с особым трепетом слушал тогда песни Пономаренко. Наибольшее впечатление произвела на меня невыразимо нежная мелодия песни на самые любимые мной есенинские строки:
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
Эта песня не для шумных застолий, она написана для слуха, для высокого и чистого голоса, в ней композитору, на мой взгляд, удалось добиться почти идеального слияния смыслового содержания текста и его музыкального воплощения.
Как реликвию храню я с того памятного лета автограф Григория Федоровича, оставленный им на сборнике стихов Есенина. Начертав нотами первые фразы семи есенинских песен, композитор написал: "Желаю всем сердцем пропагандировать русскую песню, неотъемлемую часть нашей культуры. Всему шелопайству, стиляжничеству, всему, что чуждо нашим идеалам, думам и чаяниям трудового народа перекрывать все пути и дороги. Мы - за Есенина, Пушкина, Толстого!"
Сегодня эти слова звучат как завещание. Но тогда композитор вряд ли предполагал, что настанет время, когда русскую песню придется буквально отстаивать, защищать от дешевых подделок, фальшивых стилизаций, от всевозможной попсы и музыкального кича.
Выполнить эту миссию можно лишь продолжая традиции песенного творчества народного артиста России Григория Федоровича Пономаренко. Но где нам взять такие песни?
На снимке: композитор Г.Ф. Пономаренко в Бузулуке. Лето 1974 года. В нижнем ряду: слева направо - первый секретарь горкома КПСС Г.А. Мохунов, композитор Г.Ф. Пономаренко; в верхнем ряду: слева направо - автор публикации И.Г. Коннов, редактор газеты "Под знаменем Ленина" Н.А. Литвинов, краевед П.С. Филатов.