Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Что-то слышится родное..."
Евгения Павлова
В Оренбурге исполнены забытые произведения А.А. Алябьева
Каждый концерт, чтобы оставить долгий след в памяти слушателя, требует большой, настоящей работы. На этот раз дело не обошлось репетициями - потребовался труд историка и архивиста, чтобы поистине дать вторую жизнь музыке, написанной ссыльным композитором в нашем крае. Эффект оказался поразительным.
...Попробуем призвать на помощь фантазию и представить Оренбург 1833 года таким, каким открылся он глазам невольного путешественника, - со рвом и валом, окружавшими город, отрезанный, казалось, от всего мира. С морозами и метелями зимой, зноем и пыльными бурями летом. Что в степной крепости идет интенсивная культурная и музыкальная жизнь, стало для Алябьева приятной неожиданностью. А встреча с Василием Верстовским и Константином Агапьевым - они музицировали долгими вечерами - и настоящей радостью. Так родилось - это мы узнали из интересного рассказа ведущей программы Раисы Кравченко - трио, которым открыли необычный концерт Галина Герасимова (скрипка), Ольга Симоненко (виолончель), Татьяна Горшкова (фортепиано). Необычный, потому что само собой представлялось, как нежные звуки рожденной здесь музыки, падая из открытых окон в неостывший от летнего зноя вечер, мешаются с ароматом сирени и запахом тончайшей пыли оренбургских улиц.
А концерт для четырех флейт - играют Никита Сурмин, Надежда Моренкова, Ирина Савельева и Екатерина Панкратова - уводит воображение далеко за городской вал, в степь, прошитую солнцем, овеваемую вольным ветром.
Превосходным образцом ранней ансамблевой музыки характеризовала Раиса Кравченко сонату для скрипки и фортепиано ми минор. Исполнители - лауреат Международного конкурса Александр Анисимов и Татьяна Горшкова убедили нас в этом. И снова в горячем, но согласном диалоге, в певучести скрипки, отзывчивости фортепиано, в темпераментных кульминациях и счастливых разрешениях - честное слово! - жили знакомые оренбургские интонации.
Слушатели в тот вечер открыли для себя не только Алябьева (чье творчество отнюдь не исчерпывается знаменитым "Соловьем") , но и историю Оренбурга культурного. С его литературными салонами, ежевечерним музицированием ("Каждый день появлялся Алябьев в домах друзей и радовал их своей бриллиантовой игрой", - вспоминает современник) и даже симфоническим оркестром в селе Ташла (конечно, крепостным). Здесь пели. В том числе и Алябьева. Об этом напомнила Камелия Герасимова (концертмейстер Алла Гройсман), исполнив речитатив и ариозо Черкешенки и Черкесскую песню из музыкально-драматической композиции "Кавказский пленник" на стихи А. Пушкина. Жизнь чуждая, но и понятная в своей постоянной тревоге и опасности оживает в выразительном пении. "Не спи, казак, во тьме ночной чеченец ходит за рекой..." Так предупреждают о стихийном бедствии.
"Я принял крест И посох взял", - это уже Алябьев и Дельвиг. Романсы, написанные в Оренбурге для барона Фердинанда Корфа - их спел Геннадий Соколов (концертмейстер Елена Лаврова).
Оренбуржье - такой край, что программы его концертов едва ли не сами собой становятся интернациональными - Анна Басова со своим концертмейстером Нэлей Русановой украсила вечер башкирской песней "Меж гранитными скалами" и романсом "Дружбы нежное волненье".
Город вдохновил композитора и на хоровые произведения. Какое созвездие имен! - А. Алябьев и А. Дельвиг: слушаем академический хор института искусств под управлением Светланы Студенниковой - "Пела, пела пташечка"...
И - достойный финал всего слышанного этим вечером - хор на приезд военного губернатора В.А. Перовского в Оренбург, слова Владимира Даля. И какие слова - "Солнце мира! Вознесло ты..!" Впервые гимн был исполнен 13 февраля 1835 года. И не мог не иметь успеха: свободный от избыточной монументальности и подавляющей торжественности, он по-провинциальному простодушен и сердечен, в нем явственно звучат голоса радости и надежды. Оказывается, тому была личная причина: Перовский привез композитору пусть не полное, но помилование. И вот это личное ушло за давностью времен, а радость и надежда во всей своей силе (к академическому хору присоединился симфонический оркестр института, дирижер Татьяна Анисимова) через столетья дошли до нас.
Так ученые, преподаватели и студенты института искусств имени Л.и М. Ростроповичей дали вторую жизнь творениям Алябьева, а истории города - завидную звучащую страницу.