Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Судьба по имени Сцена
Евгения Павлова
Аренда - или Ренда, как мы говорим от веку и будем говорить вопреки всем блюстителям языковых норм, - одно из самых колоритных мест Оренбурга. Актриса Елена Могельницкая оттуда. Но вот чего в ней уж совершенно нет, так это девчонки с Ренды. Девчонки эти - кто спорит! - по-своему хороши. Жизнелюбивые, дерзкие, они не умеют отступать и уступать. У Лены же с детства - другие достоинства. Впечатлительная, ранимая, богато одаренная от природы, она не научилась у Ренды ни напористости, ни умению постоять за себя, она как-будто даже пугалась своих ранних успехов на сцене, вдруг возникшей популярности. И судьба ей выпала из необычных - как будто суровый драматург сложил ее из взлетов и испытаний.
А начиналось все безоблачно. 33-я оренбургская школа, поголовно - от первоклашек до директора - влюбленная в театр, пользовалась взаимностью последнего. Еще ученицей Лена и ее подружки видели в школьных стенах гостей из областного драматического и, конечно, не пропускали ни одной его премьеры и сейчас еще помнит Елена Федоровна замечательные работы старых мастеров, таких, как Мария Иннокентьевна Бородина. После школы поступила в культпросветучилище на отделение режиссуры. Но в это время на ее счастье и счастье многих сегодняшних корифеев при процветающем областном театре драмы имени Максима Горького открылся филиал школы-студии "одноклубников" - МХАТ имени Горького. И было это на заре незабываемых шестидесятых - времени действительно оттепели, пробуждения и надежд. Театр работал интенсивно, была нужна талантливая молодежь, учили ее "на ходу". Конечно же Елена Могельницкая оказалась в числе студентов и ее первые роли не замедлили явиться на свет. Хотя тип образования в школе-студии назывался весьма странно - "очно-заочное вечернее", учились не просто "чему-нибудь и как-нибудь". Что же говорить о профессиональной стороне образования - здесь была задействована знаменитая профессура МХАТ, много сил отдавал делу и главный режиссер театра Юрий Самойлович Иоффе. Вузовские же курсы гуманитарного цикла вели Самуил Лубэ, Павел Матвиевский, Юлия Бабичева, о которых оренбуржцам нет нужды напоминать, - они оставили неизгладимый след в тысячах и тысячах наших земляков, кому посчастливилось быть их учениками.
Но главной школой для Елены была сцена. Первая же роль, роль Альфы в спектакле "День рождения Терезы" потребовала многого: ведь Альфа - юная кубинская революционерка, выросшая в кабарэ своей матери Терезы, - должна быть убедительна и в высоком настрое чувств, и в бойцовском темпераменте, и в страстной кубинской песне, и в зажигающем танце. Экзамен этот Елена выдержала с блеском. В зале тотчас появились поклонники, среди коллег - наставники. Как начинающую актрису ее "удочерила" примадонна областного драматического Роза Соломоновна Плескачевская.
Только в молодости возможно, не отрываясь от учебников, не вылезая из сельских гастролей, участвовать в пяти, в восьми премьерных спекталях за сезон. И для каждой роли молодая актриса находила свои краски, ее палитра оказалась завидно богатой. Очаровательно простодушная туземка ("Рай в Тихом океане"), яркие образы в "Чемодане с наклейками", "В день свадьбы", В. Розова и других спектаклях привели ее к Финее, героине Лопе де Вега "Дурочка". Всю силу своего дарования, все свое обаяние вложила Елена Могельницкая в эту работу. Пору пробуждающейся женственности во всей ее полноте и прелести сыграла актриса. Это, по сути дела, было ее дипломной работой. С "Дурочкой" актриса побывала на гастролях в Ленинграде, спектакль был показан по московскому телевидению. И оренбуржцы не затерялись в столичном театральном пространстве. Финея была замечена особо и Могельницкая получила приглашение в театр Ленкома. Ее ждала роль Роксаны в готовящемся спектакле "Сирано де Бержерак". О чем еще можно мечтать? Но Елена осталась в Оренбурге. Уехать, посчитала она, - значит предать театр, который тебя сделал актрисой. А этого Елена не умела. Надо думать, такие решения достаются нелегко. Зато дома, как бы компенсируя утраченное, театр осыпал ее интереснейшими ролями - Рита Осянина в спектакле "А зори здесь тихие", Инга в "Соловьиной ночи" и Валя в "Русских людях", мисс Кейс Уэли в "Мышеловке" Агаты Кристи, Юленька в "Доходном месте", изящная обворожительная Клара в "Дне чудесных обманов" Шеридана... Пожалуй, самой драматичной фигурой была ее леди Анна в шекспировском "Ричарде III", а в роли Зубаржат - башкирской Джульетты ("В ночь лунного затмения" Мустая Карима) актриса поднялась до подлинно трагедийного звучания.
На оренбургской сцене партнерами Елены Могельницкой были Юрий Яковлев, Олег Табаков, Георгий Абрикосов, Евгений Самойлов, Борис Чирков. И благодарными партнерами...
Несчастье едва не сломило Елену Могельницкую - она потеряла новорожденную дочку. Некоторое время актриса была не в силах выйти к рампе.
Только однажды на сцене областного театра драмы был показан камерный спектакль по пьесе Г. Мамлина "Колокола", где Елена со своим неизменным партнером (и мужем) Александром Папыкиным сыграла, можно сказать, свою судьбу. Щемящим чувством сострадания была пропитана роль Веры Сергеевны - тоже актрисы, волей случая (автомобильная авария) оторванной от театра и триумфально вернувшейся на сцену. Триумфально - потому что свою человеческую боль она сумела переплавить в покоряющую силу искусства. Помню, подумалось тогда: дорогой же ценой оплачивает актер каждый "момент истины" на сцене...
Всю себя - не только актерское мастерство, но и весь душевный опыт вкладывает в роль Елена Федоровна Могельницкая и сегодня. Мы увидим ее в день бенефиса Анной из спектакля по пьесе Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын". И вновь удивимся чуду: слабый голос поруганной и осмеянной доброты, которую несет в себе героиня Могельницкой, окажется всех слышнее.
Удивительно,что сохранилась статья Евгении Ароновны Павловой, только что ушедшей из жизни... Евгения Ароновна знала наш театр давно. Она была удивительно умным и порядочным ЧЕЛОВЕКОМ. Очень огорчилась, узнав о ее кончине. Таких людей сйчас наверно и не осталось. Она умела и похвалить актера и пожурить. Была очень умным критиком, а это - дар божий. Жаль, что театр лишился такого доброго, вдумчивого взгляда на театр, актеров. !7.02.2015г.
23 июля 2015 года.С уважением...Скоро юбилей театра.