Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Секрет ее молодости
Надежда Емельянова
Эта жара так изнуряет, что каждое лишнее движение в тягость. А в училище культуры все еще не окончены занятия, и в душной атмосфере танцевального класса слышны музыка, ритмичные притопывания и шорох десятков пар ног: здесь идет урок хореографии. По случаю жары девчонкам разрешено не переодеваться в привычные тренировочные костюмы - черные трико и майки. Поэтому они танцуют кто в чем - в коротеньких или длинных легких юбках, в летних просторных брюках или легенцах, в открытых продувных кофточках. Но и это не спасает от перегрева, лица и спины юных танцовщиц блестят от пота. И только их педагог - невысокая подтянутая женщина с четко очерченными икрами профессиональной балерины и уверенным голосом, кажется, не ощущает повышенной температуры. В простеньком темном платье, в туфлях на высоких каблуках, она без устали показывает своим ученицам бесконечные па то вальса, то мазурки, то танго, то зажигательного рок-н-ролла или румбы, то энергичные и одновременно раздольные движения русского перепляса. Да не просто показывает, но обязательно проходит вместе со всеми необходимый тур танца. И весь ее облик при этом пронизан такой грацией, таким зажигательным темпераментом, что хочется плюнуть на зной и встать в общий круг.
Читатель вправе подумать: ну и что здесь такого, учитель и должен быть выносливее ученика. Это так, но в данном случае есть одно уникальное "но": преподавателю хореографии училища культуры Зинаиде Григорьевне Мунтян... восемьдесят один год.
Издавна было принято скрывать возраст женщины. Представительницам прекрасной половины человечества кажется, что если окружающие не знают точной даты их рождения, то непременно посчитают их моложе, а не наоборот. Зинаида Григорьевна дожила до той мудрой поры, когда цифра в графе "возраст" ее уже не смущает. И, главное, она из той категории людей, которым всегда столько лет, на сколько они выглядят. А выглядит она так, что я, например, стоя рядом с ней, вполне допускала, что сравнение нас под углом зрения прожитых десятилетий могло бы быть не в мою пользу...
В далеком предреволюционном Херсоне пришла восьмилетняя Зиночка в танцевальную студию. Потом было хореографическое отделение Одесского музыкального училища. После его окончания уехала молодая выпускница в незнакомый волжский город Самару, где приняли ее в труппу недавно созданного театра оперы и балета. Больших сольных партий исполнять не довелось, но танцевала и "Танец маленьких лебедей" в знаменитом "Лебедином озере", и па-де-труа.
В Самаре вышла Зина замуж за режиссера театра, который увез ее в еще один неведомый доселе город - Смоленск. Там пришлось поработать в филармонии, а после рождения двух сыновей - в драмтеатре, причем уже тогда внешность Зинаиды Мунтян явно "отставала" от возраста, так что ее охотно взяли на амплуа травести. Исполнять роли девочек и мальчиков досталось актрисе и позднее, в другом театре - уже в Оренбургском ТЮЗе. Но прежде чем очутиться в нашем городе, пережила Зинаида Григорьевна и тяжкие военные годы.
До сих пор память ее хранит те далекие страшные времена. Эвакуация из Смоленска была спешной, уже под Брянском и в самом городе они попали в самый круговорот: все грохотало, взрывалось, летело на головы беззащитных людей. Поездов катастрофически не хватало, и в конце концов их погрузили на открытые платформы из-под угля и повезли под обстрелом, бомбежками в сторону Саратова...
В 1944 году военная судьба занесла семью Мунтян в Орск, а затем и в Оренбург. Здесь Зинаида Григорьевна попробовала свои силы не только в уже упомянутом ТЮЗе, но и в театре оперетты. И даже, представьте, в цирке! У заезжей цирковой бригады в номере со слонами участвовали и танцовщицы, и однажды заменив приболевшую гастролершу, недавняя артистка кордебалета так и проработала в цирке весь сезон.
Через три года после окончания войны Зинаида Григорьевна пришла преподавать бальные танцы в Оренбургское суворовское училище.
- Знаете, как это было непросто, - вспоминает Зинаида Григорьевна. - Одно дело классика или современные танцы. А тут - бальный репертуар. Никто тогда этим не занимался, все забылось вместе с ушедшей эпохой аристократических балов. Откуда я могла знать, как танцевать мазурку, вальс-бостон или менуэт?! Правда, вскоре меня послали на семинар в Москву, после него я почувствовала себя уверенно. А сколько было поначалу смешных моментов, ведь контингент - одни мальчики всех возрастов - от семи до восемнадцати. Первогодки, такие еще неотесанные! Подходит какой-нибудь новичок: "Товарищ преподаватель, что делать дальше?" "Возьмите руку на талию..." "А где талия?.." Но это очень светлые годы моей жизни.
Именно там Зинаида Григорьевна возглавила первый коллектив бальных танцев. Потом их было немало, от нее стали отпочковываться другие танцевальные ансамбли, ее первые ученики становились руководителями. И через много-много лет ее узнают и благодарят бывшие воспитанники.
- Недавно покупаю молоко. Уже немолодая продавщица смотрит на меня с улыбкой: "Вы меня не помните? А я к вам ходила в суворовское училище танцевать..." - продолжает с легкой грустинкой рассказывать Зинаида Григорьевна.
В 1960-м пришла она в тогдашнее культпросветучилище, а ныне училище культуры. С тех пор сотни учеников прошли через хореографический класс старейшего педагога З.Г. Мунтян. Бывшие ее выпускники теперь сами стали преподавателями, работают рядом со своим наставником. Один из них, заслуженный работник культуры России Василий Дмитриевич Швец коротко, но красноречиво охарактеризовал своего старшего коллегу:
- Зинаида Григорьевна - это легенда нашего училища.
Можно по-разному относиться к тому факту, что педагог, вырастивший такие кадры, сам так и не был удостоен звания. Зинаида Григорьевна воспринимает это с философским спокойствием. Есть у нее три медали "За доблестный труд", ее коллективы становились лауреатами зональных смотров и всероссийских конкурсов, за годы работы у нее накопилось столько почетных грамот и благодарностей, что ими можно оклеить целую комнату. Но самое главное для нее состоит в том, что ее работа до сих пор остается нужной и ей самой , и ее подопечным.
- На первый курс они приходят такими неуклюжими, такими корявенькими, особенно мальчики, - с теплой улыбкой делится своими наблюдениями педагог. - Я им говорю: ну-ка, расправьтесь, научитесь хоть вальс танцевать, вы же будущие работники культуры! Ведь на собственной свадьбе придется с невестой вальсировать, не дай Бог вам осрамиться, жена потом вовек не забудет!
- Неужели вас никогда не посещает мысль перейти на более спокойную, необременительную работу или вовсе позволить себе уйти на отдых, уж у вас-то он истинно заслуженный, - не удержалась я от вопроса.
- Что вы! Да я не мыслю себе жизни без танцев! Когда у меня нет уроков, я не знаю куда себя деть. Только активная жизнь, только движение, музыка, физическая нагрузка приносят мне радость жизни.
Стоит ли после этих слов еще что-то выспрашивать про секреты молодости?..
Фото Ларисы Терентьевой.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.