Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Поселить музыку в сердце

-----

Надежда Емельянова

Вот уже десять лет при областной филармонии работает творческая группа под руководством заслуженного артиста России Александра Шабунио. В ее состав входят известные в области солисты Евгений Балычев (тенор), Елена Шабунио (лирико-колоратурное сопрано), заслуженный артист РФ Владимир Назаров (баритон). На счету этого мобильного творческого содружества более полутора тысяч лекций -концертов и музыкальных бесед самой различной тематики и рассчитанных на самых разных зрителей. Но конечно же, сама история зарождения и становления коллектива дает неопровержимые доказательства того, что главной движущей силой, его душой с первых дней стали Александр Сергеевич и Елена Эдуардовна Шабунио - два увлеченных человека, два вокалиста самого высокого профессионального уровня, просто очень красивая супружеская пара, сумевшая всю свою любовь и взаимную привязанность направить на благое дело служения музыкальному искусству.

Творческая, да и просто человеческая биография Александра Шабунио давно уже просится в отдельное монографическое издание. И бесконечно жаль, что волею судьбы оказавшись в нашем городе, не блистающем наличием фундаментальных музыкальных театров или высших учебных заведений, большой артист не был удостоен того, чтобы быть по достоинству оцененным в искусствоведческой литературе, посвященной развитию отечественной музыки.

Уже в годы учебы в суворовском училище, а затем в других военных учебных заведениях в Александре проснулось то главное, что стало его Божьим предназначением и что в конце концов заставило его сменить военную стезю на сугубо гражданскую и стать студентом Ленинградской консерватории. Ему посчастливилось учиться у замечательного педагога, профессора, народного артиста России Василия Луканина. Сокурсниками Александра были такие будущие корифеи классической вокальной музыки, как Нестеренко, Атлантов, Образцова, Богачева.

За четыре года работы в Ташкентском академическом театре оперы и за десятилетие, проведенное в стенах Свердловского оперного театра, певцом исполнено 46 оперных партий - это обширнейший репертуар, включающий в себя весомую часть мирового и отечественного музыкального наследия. Кочубей, Базилио, Борис Годунов, Пимен, князь Игорь, Руслан, Иван Грозный, Сальери, Мефистофель, Мельник, Фарлаф... Голосовые данные Александра Сергеевича, определяемые как высокий бас, позволили ему исполнять и баритоновые партии, а богатая внешняя фактура помогла артисту воплотить образы непохожие, масштабные, требующие напряжения всех творческих сил.

Гастрольные пути-дороги приводили ведущего солиста оперного театра на многие самые престижные сцены - залов консерватории и филармонии Ленинграда, столичного Дворца съездов, театров в Москве, Новосибирске, Ашхабаде, Красноярске, Самаре и многих других союзных и российских городов.

Почти двадцать лет назад Александр Шабунио вместе с женой вернулся в город своего детства и отрочества. Казалось бы, в связи с этой переменой непросто было утвердиться, не потеряв при этом единственную, собственную тропу восхождения, на которой можно было бы уже и не доказывать незыблемость своей профессиональной и гражданской зрелости. Александру Сергеевичу удалось это с честью.

К лекторию "Музыкально-литературная антология Оренбуржья" его подтолкнуло давнее пристрастие к исследовательской работе. Ведь буквально каждой роли, созданной им на сцене, предшествовало кропотливое изучение материала - исторического, беллетристического, документального, мемуарного. Так, очевидно, не в одночасье, а постепенно, подспудно рядом с певческим талантом, зарождался музыковедческий. Именно тогда Елена Эдуардовна стала не просто его женой, коллегой, но незаменимым партнером, главным исполнителем всех задуманных программ, советчиком и критиком. А ее чистое, нежнейшее лирико-колоратурное сопрано, которому подвластен обширнейший репертуар - от русских народных песен до сложных оперных партий - стал подлинным украшением всех их совместных выступлений. И вот уже десять лет Александр Шабунио ни на один день не прекращает своих исследовательских, собирательских бдений, плодом коих стали музыкально-литературные лекции и беседы.

- В каждой теме мне хотелось найти какую-то изюминку, - делится своими воспоминаниями Александр Сергеевич. - Основой первой темы "Музыкальный мир Пушкина" стала музыка пушкинского времени, все то, что он мог услышать, приехав в Оренбург. Но мы с женой докопались до одной тонкости. Известно, что Анна Керн исполняла Пушкину романс на стихи Ивана Козлова "Венецианская ночь". Принято было считать, что это музыка Глинки. Оказалось, что современница Пушкина пела этот романс на мелодию итальянской канцонетты. Мы разыскали ноты, и теперь Елена исполняет доподлинно то, что пела поэту когда-то Анна Керн. Или в музыкальной беседе "Оренбургская песня" соловья", посвященной Алябьеву, мы не просто рассказываем о его нелегкой судьбе, но исполняем романсы на стихи Пушкина, написанные композитором именно в Оренбурге. А тема "Музыка в жизни Льва Толстого"! Ведь мало кто знает, что он не только страстно любил музыку, но неплохо играл на фортепиано, и мы показываем зрителям вальс, сочиненный самим великим писателем! И так в каждой теме, будь то рассказ об Аксакове или Плещееве, о Шевченко или Константине Романове.

В сегодняшней сводной афише, посвященной двум замечательным юбилеям, - 255-летию Оренбурга и грядущему 200-летию со дня рождения Пушкина, насчитывается двенадцать тем. Работа над последней, рассказывающей о современнице великого поэта, нашей землячке и поэтессе Екатерине Тимашевой, закончена совсем недавно, ее премьера состоялась в селе Ташле Тюльганского района, где состоялись Пушкинские праздники.

- Скажите пожалуйста, - не без опаски решилась я обратиться к супругам, - не тяготит ли вас столь трудоемкая и в то же время негромкая, часто просто и не замечаемая широкой зрительской аудиторией деятельность? Что дают вам эти бесконечные, подчас изнурительные выступления в школах, гимназиях, других учебных заведениях, далеких от престижных сценических площадок?

- Многие уже забыли, что само понятие "филармония" переводится как любовь к гармонии, что она создавалась для того, чтобы люди могли за небольшую плату приобщиться к классической музыке, - в раздумье отвечает мне Елена Эдуардовна. Поэтому филармония изначально брала на себя функцию воспитания в зрителе эстетических чувств, умения понимать высокое искусство. Всегда существовало разделение: большие эстрадные концерты, шоу-представления выполняли роль коммерческого, материального подспорья во имя сбережения и преумножения великого классического музыкального наследия. К сожалению, дело пропаганды мирового и отечественного музыкального искусства сегодня находится в критическом состоянии. Мы же считаем это своим священным долгом, а потому уверены в своей нужности.

Да, проще всего взять мало-мальски популярный репертуар и гнать полуэстрадные концертные программы для многочисленной праздной публики. У творческой группы Александра и Елены Шабунио, поставившей перед собой трудную задачу просветительства юного поколения, путь в искусстве более чем тернист. Их не заваливают дорогими букетами, не балуют щедрыми гонорарами. Но плоды их "незвездной" деятельности не тронет червоточина времени. Как истинные подвижники искусства, они вкладывают в свое детище не только собственные интеллектуальные познания, творческий опыт, но свои сердца, вселяя этим свет и доброту в сердца других.

На снимках: Александр и Елена Шабунио в ролях и в жизни.

Комментарии
27 сентября 2012 г.
Увидели репортаж об Александре и Елене Шабунио (№26 от 25.06.1998). Российское сообщество шахматных композиторов (композиторы, которые занимаются составлением шахматных композиций) заинтересовалось судьбой ШАБУНИО С.П. (?-?), о судьбе которого почти ничего не известно. Знаем только, что он серьёзно увлекался составлением шахматных задач и даже являлся арбитром и организатором грандиозных конкурсов в 1930 и 1935 годах, блестяще организованных и проведённых Воронежским облшахкомитетом и редакцией газеты "Тамбовская правда". Если Вам что-либо известно о судьбе Шабунио С.П. - убедительная просьба связаться с нами. По поручению сообщества - Игорь Агапов, мастер, 27.09.2012
Ответить

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.