Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Но мне порукой ваша честь"
Петр Обыденков
Когда заходит разговор о женских образах в русской литературе, мы скорее всего вспоминаем тургеневских девушек или героических женщин Некрасова. Быстро приходят на ум Наташа Ростова и Настасья Филипповна. Конечно, вспомнится и пушкинская Татьяна, но само это словосочетание "пушкинские женщины" в литературном плане редко звучит. Чаще, пожалуй, в биографическом. Редко кому из читателей Пушкина приходит в голову, что женщины его поэм, романа и повестей - это единая череда образов, объединенных одной сильной мыслью. Меня к этому соображению подвел учитель-пенсионер из села Ивановка Тюльганского района Николай Петрович Володин (одаренный, к слову, поэт). При нашем свидании в беседе о литературе он огорчался, что Пушкина в школе до сих пор преподают однобоко, с позиций, так сказать, научного мировоззрения, соцреализма и классовой борьбы. А чтобы ощущался модный ныне душок плюрализма и свободомыслия, обращают более внимания на его юношеское бунтарство и уходы в язычество, выставляют его ярым обличителем самодержавия и потрясателем всяческих устоев, сердцеедом и дуэлянтом, в общем, почти дрянным мальчишкой.
- Но и это было в его характере, - заинтересовавшись, подзадорил я собеседника.
- Было конечно, - возразил старый учитель. - Но до поры. Нужно смотреть, в какую сторону он развивался, как изживал эти свои не лучшие черты характера. Вот критик Писарев упрекал его, что прекрасные его стихи - бесполезны. Он, я думаю, ошибался. Пушкин такие установки дает в своих произведениях, что на них-то и нужно воспитывать молодежь. Именно сейчас, когда все нравственные маяки разрушены, смещены, спутаны. Особенно по отношению к женщине, к любви, к супружеству. А возьмите пушкинских женщин (произнес он наконец это словосочетание). Хотя бы трех: Татьяну Ларину, Машу Троекурову и Машу Миронову. Что их объединяет? Поговорите об этом со школьниками внятно и честно. Они ведь в лучшем-то случае будущие папы и мамы! Проясните вместе с ними, что больше всего ценит Александр Сергеевич в своих героинях?..
Я согласился: действительно, это интересная и нужная задача. Тем более что, припоминая свои школьные да и университетские литературные мытарства, я могу подтвердить, что в такой вот плоскости о его Тане, Лизе и Мариях разговор не шел. Да и сегодня, как доносит мне моя дочь, старшеклассница, увы, не идет. Им рассказывают про донжуанский список Пушкина, о жертвах его амурных увлечений, даже подлеца Синявского не брезгуют цитировать (вот, мол, как раскрепостились!), но не об этом...
А мы поговорим - об этом. Негоже оставлять лучшего нашего поэта с однозначным клеймом развратника на гениальном челе. Тем более что это и неоднозначно, и несправедливо. Воспользуемся планом, предложенным Н.П. Володиным.
Татьяна Ларина. Согласитесь - это любимая героиня Пушкина. Во всяком случае, заметив однажды в цветущем саду старой помещичьей усадьбы незаконченную девичью фигурку в легком платье, он дал ей имя, наделил ее мечтательностью и страстью, способностью любить. Несколько позже - понимать, мыслить, смиряться и, наконец, быть верной и победительной. В конце романа Татьяна предстает перед нами женщиной зрелой, цельной и сильной. Это победительный образ. Она победила, и никакие каверзы света, его подводные ямы и водовороты - ей не страшны. Пушкин в романе, кажется, больше занимается Онегиным. Но когда он приступает к Татьяне, то прочь гонит иронию (по отношению к Евгению она слышится почти постоянно), он даже как-то по-братски нежен к ней.
Как замечательно отмечено пробуждение, начало будущей Татьяны в кабинете Онегина, в пустом его барском доме. Боже, как защемило у нее сердце в этих уже остывших от его тепла, не хранящих уже и тени его стенах!
"И в молчаливом кабинете,
Забыв на время все на свете,
Осталась, наконец, одна,
И долго плакала она.
Потом за книги принялась,
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой,
И ей открылся мир иной...
Она начинает разгадывать этого русского Гарольда. Но первая любовь - есть первая любовь. Есть сладкая, но и щемяще-горькая обязанность души - хранить ей верность. Первая искренняя любовь - это и первая высота чувства. Она не позволила Татьяне принять сватовство каких-то Буянова, Петушкова и гусара Пыхтина. Но и выйдя замуж за "какого-то важного генерала", очевидно, героя войны 1812 года, она эту верность первой любви сохранит в целости и чистоте.
Школьников наших и школьниц чаще всего заставляют учить наизусть письмо Татьяны к Онегину (хотя мне кажется, что мальчишек надо бы заставлять учить онегинские монологи). Прекрасно это письмо, чистейшая поэзия! Замечательна и отповедь Онегина влюбленной девчонке. Но нельзя этот ключевой диалог романа (письмо-отповедь) отрывать от зеркального, венчающего роман диалога - письма Онегина к замужней уже Татьяне и ее отповеди ему. Это ключевой, итоговый разговор.
... Онегин попадает, по выражению Пушкина, "с корабля на бал", и видит Татьяну - безупречную светскую даму, княгиню, окруженную признанием, почтением, восторгами. И, конечно, память сердца проснулась. Конечно, он почувствовал себя как бы обворованным, а затем и определенно вновь влюбленным. Когда-то светский лев (так и хочется сказать - кот), он не знал, что делать ему с чистой любовью чистой сельской мечтательницы. И слава Богу, он благородно распорядился, умертвив в себе зародыш отклика на нее и заморозив бедную Таню. Но что делать с женщиной света - он знал. Ее нужно завоевывать, покорять, сооблазнять. И не препятствие для него, что она - жена приятеля, почти друга. Ведь его чувство, как ему кажется, есть живейшая и подлинная страсть. А она - превыше всего. Ах, бывал в подобных переплетах и А.С.! Но вот заканчивает он в 1830 году "Онегина" и осуждающая ирония все яснее звучит в завершающих ямбах. Но нет, не только литературный образ судит Пушкин, но и себя. Он сомневается:
"Что с ним? В каком он странном сне?
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? Суетность? Иль вновь
Забота юности - любовь?"
Что бы ни шевельнулось, а Евгений действует так же, как действовал и ранее, покоряя женщин своего круга. Несмотря на долгие странствия, горькую память об убийстве Ленского, он не шибко изменился. Он остался в заколдованном кругу своих переживаний и опыта, очевидно, не находя и нужным рвать этот круг. А потому:
"Дни мчались в воздухе нагретом,
Уж разрешалася зима,
Уж он не сделался поэтом.
Не умер, не сошел с ума".
Он продолжает свой натиск, пишет саморазоблачительные любовные письма, не получает ответа и вновь пишет. И добивается отповеди от незнакомой, давно разорвавшей свой круг, Татьяны-победительницы.
... Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна,
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
* * *
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам...
А нынче! Что к моим ногам
Вас привело? Какая малость!
Как с вашим чувством и умом
Быть чувства мелкого рабом?
Раб мелкого чувства! Как точно подметила это пушкинская Татьяна. Да, мелкого, но как бурно разыгранного! Это - родовая черта человека припозднившегося русского ренессанса (целиком, впрочем, привитая от ренессанса западного) - устраивать всякий раз бурю в стакане воды. И Татьяна заканчивает:
"А счастье было так возможно,
Так близко... Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно
Быть может поступила я:
Меня слезами заклинаний
Молила мать: для бедной Тани
Все были жребии равны...
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю, в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?)
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Как ни покажется это странным, но верность первому чувству повлекла за собой верность супружескому долгу. Две верности, два крыла, которые вознесли Татьяну-победительницу над сонмом женских литературных образов.
Пушкин заканчивает "Онегина" в сентябре 1830 года, в Болдино, будучи уже помолвлен с Натальей Гончаровой. Уже примеряя на себя, так сказать, вериги супружества. Конечно, Александр Сергеевич не похож на изувеченного в боях генерала, но моральные увечья, благодаря бурной молодости, он имел. А шестнадцатилетняя красавица Наталья рвалась в светскую жизнь, которую он так знал. Это не могло его не тревожить. Он знал опасности кокетства, он знал науку обольщения, знал "слабые места" молоденьких искательниц удовольствий. И как ему было нужно, чтобы в душе его юной жены поселился идеал верной долгу супружества Татьяны. Ах, как это его заботило! Посмотрите, в этом же году он пишет "Барышню-крестьянку", затем "Выстрел", следом "Метель". Женщин этих "повестей Белкина" (Лиза, графиня Маша и Марья Гавриловна) объединяет не просто серьезное, а сакральное отношение к супружеству.
В 1832 году Пушкиным написан Дубровский. Героиня - опять-таки юная и опять таки - Маша (еще одно любимое Пушкиным имя). Перипетии этой романтической повести известны читателю, вспомним лишь завершение предпоследней 18 главы, в которой князь Верейский и бедная Маша возвращаются после венчания и их встречает опоздавший избавитель Дубровский.
- Не трогать его, - закричал Дубровский, и мрачные его сообщники отступили.
- Вы свободны, - продолжал Дубровский, обращаясь к бедной княгине.
- Нет, - отвечала она, - поздно: я обвенчана, я жена князя Верейского.
- Что вы говорите, - закричал с отчаяния Дубровский, - нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться...
- Я согласилась, я дала клятву,- возразила она с твердостью, - князь мой муж, прикажите освободить его, и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты... но теперь, говорю вам, поздно. Пустите нас".
Какой тут может быть комментарий? Словно тень Татьяны Лариной осенила Марию Кирилловну, вновь два этих победных крыла: верность первому чувству и верность супружескому долгу. "Чушь, - скажете вы. - Надо следовать за любовью, какие тут клятвы? К чему соблюдать их?" Да ведь на этом-то, на верности слову, долгу и стоит мир. Потому он и рушится сегодня, что не ставят их ни во что...
И, наконец, еще одна пушкинская Маша - Марья Ивановна Миронова, чистая и цельная душа как бы от начала. Ей Александр Сергеевич устроил полное счастье, единственный, кажется, раз позволив и мужчине-герою (Гриневу Петру) стать победителем. Но и ему - не без опоры на женскую верность! Маша ведь оказалась нареченной невестой государственного преступника, человека, заподозренного в связях с врагом трона. С таким суженым и рядом-то было опасно быть. Но она, будучи свободной от клятвы перед алтарем, не предала будущего супруга. В сердце-то перед Богом клятва произнесена была, и слово Бог звучало в объяснениях Маши и Петра.
Верность, верность и верность. Верность чувству, клятве, долгу. Наделяя этим качеством ключевых своих героинь, Пушкин как бы молит Господа наградить этим качеством и свою избранницу. Молит, понимая скорее всего, что грешен и недостоин исполнения этих молений.
Но шесть лет жизни Пушкина с Натальей Николаевной - прекрасные годы. По большому счету - он вымолил ее верность. Кровью пришлось ему смывать грехи молодости (заговор против поэта конечно был, но и была несчастная эта опытность в донжуанстве, породившая подозрительность и ревность. Они-то и стали почвой для заговора). Но Наталья Николаевна оставалась ему верна.
Да, но что же или кого победили пушкинские женщины? Может спросить не особенно внимательный мой собеседник. А грех по православному Грех неверности, предательства и блуда. Они победили его, главного лгуна и отца всякой лжи.