Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Чему учить и как учить
Поздравив Аиду Васильевну Кирьякову, профессора, доктора педагогических наук, проректора Оренбургского государственного университета по научной работе с высоким званием "Ученый года", мы попросили ее ответить на несколько вопросов.
- Аида Васильевна, большинство Ваших коллег-профессоров в первую очередь озабочены вопросом: чему учить? Ваша "материя", представляется, - более тонкая, соприкасающаяся в чем-то с искусством: как учить. Как дать человеку образование? И как добиться, чтобы он его взял... Детские вопросы.
- И чрезвычайно сложные. Последние годы я работаю над бесконечно интересной темой - "Аксеология. Теория ценностей". В современной педагогике, открытой философии, строящейся на почве человековедения, без иерархии ценностей нельзя. Образование сочетает в себе и глобальные - с точки зрения общества, - и личностные ценности. Значимость его в современном мире нарастает постоянно и мощно. Радует, что его проблемами озабочено российское правительство - разработана национальная доктрина образования, все больше внимания уделяется школе. И, наконец, на одном из всероссийских совещаний в Москве мы услышали от Валентины Матвиенко: теперь в прогнозное развитие страны будет закладываться и человеческий ресурс.
- Как это?
- Как состояние качественного уровня образования. Если говорить об отдаче вложенного в образование, надо признать: это не бывает скоро. Но зато такие вложения беспроигрышны. Вспомним прецеденты. 30-е годы в России - могучий прорыв: открываются многочисленные и разнообразные вузы и уже в 60-е Королев запускает космический спутник. Похожее происходило в Японии. А сегодня мир вступает в постиндустриальную эпоху, начинается информационная цивилизация.
- И в Оренбурге тоже?
- Вне сомнения. Главные признаки налицо - идет процесс интеграции. Наш университет интегрирует в себе образовательные силы, научные, производственные и информационные: вы видели наш Центр Интернет. Невозможно и представить учебную и научную работу без нашей библиотеки. Строится здание межвузовского библиотечного комплекса, где будут работать электронные читальные залы, теле-, радио- и фотостудии. Оно примет более полутора миллионов томов.
- Институты времен нашего студенчества и сегодняшние - это небо и земля...
- И да, и нет. Тысячелетняя история развития образования в России высвечивает особенность российского интеллекта и менталитета - высокую духовность, устремленность к идеалу. Ярослав Мудрый... Без широты горизонтов, без информированности в разных сферах жизни - разве бы он получил "мудрого" от своего народа? Вспомним Ломоносова, Вернадского - какие колоссы! Наш Михайло Васильевич - едва не каждый год по гениальному открытию. - А миссия Московского университета его имени? Какое мощное, какое благотворное влияние на российскую молодежь! У вузовских профессоров несравнимые ни с кем возможности влиять на своих питомцев: 19 лет - это пик энергии, способностей воспринять новые знания, становление характера. Авторитет, магнетизм личности ученого создают вокруг него силовое поле, действующее на многих и многих. Сахаров, Лихачев... И у нас такие люди, к счастью, есть - микробиолог Бухарин, лазерный физик Кучеренко - не только создатели своей научной школы, но и воспитатели, привлекающие обаянием интеллекта, высокими духовными качествами. Так что техническое оснащение образовательного процесса важная, но не главная составляющая.
- А какая же - главная?
- Я бы назвала гуманитарную. Есть такой всеобщий диалектический закон - закон возвышения потребностей. Любой из нас, становясь личностью, движется по определенной орбите, следуя закону возвышения потребности. Благодаря ему мы как бы подтягиваем обстоятельства до уровня, уже достигнутого нами. Так человек продуцирует ценности, а мы предъявляем ему высокие, заразительные образцы. Функция учителя - открыть человеку мир интенсивной духовной жизни, человек должен знать, что мир этот есть. Тогда он будет искать способ реализовать в нем себя. "Найди, сотвори себя!" - вот достойный девиз для подростка, молодого человека. Но он - индивидуальность: поэтому единой моделью школы не обойдешься. Мы с коллегами разработали по меньшей мере девять моделей: от синтеза искусств (красота как ценность) до интеркультурной коммуникации.
- Вот это драгоценно: педагогическая теория перетекает в педагогическую практику. Остается, Аида Васильевна, еще раз пожелать Вам и Вашим сподвижникам успехов - на общее наше благо!
Интервью взяла Евгения Павлова.