Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




От сеялки – до космического корабля

-----

… таков диапазон творческой мысли оренбургского изобретателя-самоучки Валерия Искуснова.

Ольга Мялова

По зёрнышку…

- Если мы поднимемся в космос, что мы оттуда увидим? – так издалека начинает свой рассказ Валерий Петрович, инженер Оренбургского машиностроительного предприятия, заодно и путешественник со стажем (успел изъездить весь бывший Союз, Европу, побывать в США). - Увидим сытую Канаду, раскормленную Америку, холёную Европу и нищую Латинскую Америку, бедствующие Китай и Индию, умирающую от голода Африку… Средняя продолжительность жизни в Сомали – чуть более тридцати лет. Еды там нет, потому что нечего сеять. Зерно здесь ценится на вес золота. И это мировая проблема.

Обычно при посевных работах применяют сеялки, которые не могут высеивать зёрна поштучно, к тому же они сложны в изготовлении и очень металлоёмки. Сеялка Искуснова - внешне весьма непритязательна: в корпус цилиндрической формы через специальный люк в торце засыпается зерно. Внутри корпуса вращается барабан с зубьями. Через эти зубья, при движении сеялки по полю, зерно поштучно попадает в почву – через определённое расстояние, на глубину входа каждого зуба в землю.

Сеялку можно использовать как на пашне, так и на стерне.

- Сейчас на полях высеивают от ста двадцати до двухсот килограммов зерна на гектар, - говорит Валерий Петрович. - А расход пшеницы в моей сеялке, при поштучной посадке, составит семьдесят пять с половиной килограмма на гектар (!).

Уже в ходу другое замечательное изобретение, принадлежащее Михаилу Мастрюкову, Рашиду Байгильдину-Елизарову и нашему герою. Это – мини-трактор, запатентованный два года назад.

Мал золотник, да дорог…

«Конёк-горбунок» - вот какое сравнение прежде всего приходит на ум при взгляде на мини-трактор, работающий в частном хозяйстве в селе Вязовке Оренбургского района у известного умельца Михаила Петровича Мастрюкова. Но этот «конёк» даст фору любому железному коню! Он и пашет, и пропалывает, и окучивает, и чистит снег в зимнее время, и возит тележку весом в полтонны, развивая скорость в шестьдесят километров в час – по асфальту и двадцать пять–сорок километров в час - по просёлочной дороге. Да и «есть» много не просит – всего литр бензина и пятьдесят граммов масла на один гектар культивируемой почвы.

Мини-трактор так же прост в конструкции: у него есть двигатель внутреннего сгорания, автомобильная покрышка, тягловая рама, рычаги управления. Преимущества машины очевидны: он используется для широкого круга механизированных работ, обладает высокой манёвренностью на ограниченной площади и крутых склонах.

А прототипом для изобретателей послужила похожая модель из старенького номера журнала «Моделист-конструктор» за 1984 год.

- Идея трактора родилась, когда я, заядлый грибник, рыскал по Оренбургскому району. И вижу - на бахчах под солнцем орудуют тяпками местные школьники… Мы с Михаилом Петровичем и Рашидом Гильметдиновичем задумались и решили соорудить машину, которая бы упразднила эксплуатацию детского труда.

А теперь представьте: чудо-машина способна за восемь часов обработать двадцать гектаров бахчевых или овощных культур. Группа подростков, вооружённых тяпками, не управилась бы с таким заданием и за двадцать дней! «Конёк» в одиночку может прополоть весь Соль-Илецкий район за пятнадцать дней. Да и по цене он вполне доступен: около шестидесяти тысяч рублей (для сравнения: курганский мини-трактор стоит двести тысяч). И окупит он себя, по заверениям изобретателей, за один сезон.

К сожалению, изобретение находится только в одном-единственном экземпляре, принадлежащем всё тому же Михаилу Петровичу Мастрюкову. Пробную партию пока никто не хочет финансировать – в такую эффективность сложно поверить.

- Патент на изобретение трактора нам вручали в сельхозинституте, - вспоминает Валерий Петрович. – И всё равно качали головами: «Нет, это нереально…» А реальность – вон она, в Вязовке. Мастрюкову семьдесят лет, а он шурует на тракторе! Съездите, посмотрите!

Как всё начиналось…

Самому Искуснову шестьдесят два года. Родился он в Петровке Октябрьского района в учительской семье и с детства, пользуясь богатой школьной библиотекой, очень много читал. Обожал художественную литературу, а больше всего был силён в химии, физике и физкультуре (в молодости Валерий Петрович был самбистом, и сейчас не пренебрегает регулярной общеукрепляющей зарядкой). Интерес к физике и конструированию дал плоды уже в юношеском возрасте.

- Где-то лет с четырнадцати мы с друзьями делали ракеты из… велосипедных качков, - вспоминает Валерий Петрович. - Одна такая ракета взлетела, пролетела триста метров и приземлилась во дворе соседа… Хорошо, что там не было ни соломы, ни сена. Впрочем, всё это было баловство. А вот после того как в космос полетел Гагарин (в этом году Искуснов как раз окончил школу), я серьёзно начал интересоваться астрономией и механикой. Причём не писал, как многие мальчишки тех лет, писем с просьбами взять меня в космонавты – мне были интересны именно принципы работы космических аппаратов. Как это вообще возможно? Как можно сделать иначе?

После окончания школы и педагогического института Искуснов работал токарем, мастером, главным метрологом в Оренбургском машиностроительном объединении, начальником конструкторского бюро, ведущим инженером, прорабом, директором предприятия «Уралмонтаж»…

А вечерами сидел в «Крупской». Библиотекари так привыкли к увлечённому, удивительно бодрому посетителю, что давали книги и периодику из читального зала домой, без залога. И сейчас, выйдя на пенсию, но продолжая работать главным инженером, Валерий Петрович по-прежнему умножает знания и реализует их на практике.

Больше всего удивляет в каждой из его задумок и готовых изобретениях их удивительная простота, помноженная на эффективность. Главный принцип нашего героя: «Чем проще, тем надёжнее».

Так, одно из новых изобретений Искуснова, в данный момент ожидающее патента, – двигатель космического летательного аппарата, развивающий скорость… без использования топлива - за счёт поляризации космической пыли. Ресурсы – не ограниченны, а значит, не ограниченны скорость и движение полёта. Впрочем, то же можно сказать и о самом изобретателе.

Комментарии
31 января 2010 г.
Помогите найти Машу от Елены magmat1999@mail.ru
Ответить

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.