Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Россия с житием
Фаина Хаялина, искусствовед
16 ноября в зале на Володарского открылась персональная выставка заслуженного художника России Юрия Алексеевича Рысухина, посвященная его юбилею. В этот же день состоялась презентация нового альбома художника. Россия так просто звания не раздает, а потому данная экспозиция – особенная.
Поиск национальной идеи в последнее время стал снова актуален. Рысухин не ищет, так как давно уже ее нашел. В начале 20 века теоретики модернизма сравнивали художника с вершиной треугольника, находящегося в движении. Он всегда будет единственным в данной точке понимания. И только по прошествии некоторого времени к нему потянутся все остальные: люди, общество, государство.
Русь, Россия! Как создать твой образ? Юрий Алексеевич работал над ним всю свою творческую жизнь. Он всегда был внимательным к подсказкам судьбы. Именно они привели двадцатисемилетнего пилигрима от краснодарских курортов в оренбургские целинные земли, где, за что ни возьмись, надо пахать и пахать. Он приехал сюда учиться у Виктора Ни не только левкасу и технике древнерусских икон. Философское отношение к жизни и искусству, постановка и решение непростых вопросов, сравнимых по весомости с тяжестью деревянных досок, на которых создается левкас, - всё это сделало Рысухина и Ни единомышленниками.
Но неведомая сила влекла молодого художника дальше, на север. Именно там ждало его открытие, которое впишет имя Рысухина в историю отечественного искусства. Более ста лет назад в северных деревнях побывал и Василий Кандинский, где в обыкновенных русских избах он повстречался с обыкновенным чудом. Отец абстракционизма писал в мемуарах: «Тут я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить. Ярко помню, как я остановился на пороге перед этим неожиданным зрелищем. Стол, лавки, печь, шкафы, поставцы – всё было расписано пестрыми, размашистыми орнаментами. По стенам лубки: символически представленный богатырь, красками переданная песня. Красный угол весь завешан образами, а перед ними красно-теплящаяся лампадка… С тех пор это чувство жило во мне бессознательно, хотя я и переживал его в московских церквах, а особенно в Успенском соборе и Василии Блаженном».
Вот оно, цветовое выражение нации, главное в котором - огненный цвет. Красный в России – это цвет праздника, красоты, страстей. Он часто соседствует с белым, цветом чистоты, целомудрия, святости. Красный и белый – традиционные цвета русского народного костюма. Красная площадь, архитектурный ансамбль которой в основном создавался до петровских прозападных преобразований, после которых здания штукатурили и красили в пастельные тона классицизма, не случайно является государственным символом. Рысухин увидел это, почувствовал и осознал, скорее всего, когда писал «Красные интерьеры» северных изб.
Юрий Рысухин сложился как художник во второй половине ушедшего 20 века, когда из всего арсенала мирового искусства можно было выбрать что душе угодно. Ассоциации по Брейгелю и Босху, Боттичелли и Рембрандту, Венецианову и Попкову возникают в его произведениях. Но «красной нитью» проходят через его творчество пейзаж, архитектура, жизнь нации. Русская икона незримым образом задала тон технике живописи, выбору сюжетов, оригинальной стилизации, цветовой гамме, возвышенному настрою, монументальности всех картин Рысухина, независимо от их размеров. Пожалуй, только икона могла справиться со смыслами сакральной сложности. Так на Руси была придумана «икона с житием», где главный герой – человек земной, но за духовные подвиги причисленный к лику святых – изображался в центре, а вся его жизнь рассказывалась в клеймах, образующих своеобразную раму. Создается впечатление, что левкасы Рысухина вкупе образуют соборный образ «России с житием». В нем она отражена в праздниках и в буднях, в свадьбах и Голгофе, в образах великих ее граждан и детских портретах.
Какие темы будут важны для современной России - покажет время. То самое время, которое всегда выводило нашу страну из любых, казалось бы, безнадежных исторических коллизий. Белый снег русской зимы укроет прошлое, и все мы начнем жить с белого листа, а Рысухин - с нового белоснежного левкаса. Одна из любимых его тем – ожидающая ребенка женщина, а значит, у нас есть будущее.