Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




С «золотым пером» и «чужим унитазом»

-----

Ольга Мялова

Над гнездом «Кукушечки»

19 октября в Московском Доме литераторов состоялась церемония награждения победителей и лауреатов конкурса «Национальная литературная премия «Золотое перо Руси-2007». В нем приняли участие (обратите внимание на цифры!) тридцать две страны мира - более девятисот участников и около четырех с половиной тысяч произведений. Нам с вами этот конкурс интересен прежде всего потому, что в номинации «Сказка» победила оренбурженка Яна Юрьева. Ее сказка «Кукушечка» из цикла «Сибирские дивные сказания» была удостоена «Золотого пера» «за высокое художественное мастерство».

И вот она сидит передо мной - молодая, очаровательная дама с трепетными ресницами, нежным голосом и стремлением открыть добрый, сказочный мир для читателей всех поколений («Разве взрослым сказки уже не нужны? А кто же тогда их малышам рассказывать будет? Да ведь сказания в помощь нам даны, чтобы помочь ребенку землю нашу любить…»). Увлекается живописью, музыкой и, конечно же, литературой. Яна уже выпустила книгу «Рожденная легендой» (фэнтезийный любовный роман, на который писательницу вдохновил один из древнеегипетских мифов) и сейчас работает над двумя новыми книгами – уже упомянутыми «Сказаниями» и сборником детских сказок «Куда уходят киты».

- Я очень надеялась на победу, - говорит счастливая сказочница. – Но все-таки – не ожидала! Честно говоря, когда я увидела, сколько у меня конкурентов из разных стран (США, Германии, Италии, Израиля, Украины, Армении и многих других), упала духом. Но, увидев на сайте конкурса свою фамилию в списке победителей, буквально взвизгнула от счастья!

- Яна, а почему вы выбрали именно этот сюжет?

- Это одно из коротких, мудрых сказаний, которые в детстве рассказывали мне мама и бабушка. Древняя сибирская легенда, которая запомнилась и запала мне в душу с самого детства.

- Природа в вашей сказке не очень-то похожа на сибирскую…

- Может быть! Но такой я вижу свою малую родину. Знаете, есть легенда о том, что когда-то Сибирь не была покрыта льдами, она была цветущим садом. Но жители этого сада чрезмерно возгордились, поэтому наступили холода, народы разделились… Эту легенду тоже рассказывала мне моя бабушка. Она вообще научила меня многому. Когда мы жили в Сибири, бабушка часто говорила: «Выйди, Янка, из дому – послушай, как дерево скрипит. Почувствуй, что оно сказать тебе хочет…»

Сюжет «Кукушечки» наверняка покажется вам знакомым. Молодая мать, тщетно умоляющая троих детей принести ей воды, так и не дожидается исполнения просьбы, превращается в кукушку и навсегда улетает из дома. Дети бегут за ней с полными ковшами: «Матушка, мы воды принесли! Матушка, вернись!» А в ответ лишь: «Ку-ку! Ку-ку!» …

Яна, не мудрствуя лукаво, дала главной героине имя – Забава, такими же былинными именами наградила ее близких, придумала длинное велеречивое вступление к основной части повествования («Нет прекрасней в целом свете лесов бескрайних, озер зеркальных. Тайна в них живет неугасимая! Силой неиссякаемой, чистотой они до края наполнены!»). В сказке Яны героиня превращается в кукушку не просто так, не по Божьему велению или усилию собственной воли. Этому предшествует давнее путешествие Забавы в лесную чащу, чудесная находка – птичьи крылья («Вот тебе крылья кукушкины. Придет день, первый раз приложишь крылья к рукам, в кукушку обернешься, а потом покружишь над домом своим и снова Забавою станешь. Но как другой раз приложишь крылья к рукам своим, навсегда станешь птицею!») и болезнь любимого мужа, из-за которой Забаве все же приходится в первый раз надевать крылья – лететь за целебным снадобьем. Автор добавляет и вывод-мораль (в народных сказках его традиционно должен сделать сам слушатель): «Береги свою матушку родную! Принеси ей чистой водицы испить. И не вини кукушку в том, что птенца в чужое гнездо подбросила. Может, и нет ее в том вины. За себя отвечай, других не суди!»

Таежные тайны

«Я где-то это уже читала», - говорит мне одна коллега после знакомства со сказкой Яны. «Плагиат!» - сплеча рубит другая. Едва ли плагиат... Легенда о матери, превратившейся в серенькую птичку, равнодушной к своим птенцам, и этим превращением наказавшей своим уходом неблагодарных и ленивых детей, встречается в русском, бурятском, ненецком, карельском эпосах, а мудрость народная принадлежит всем… Но что-то все-таки перебивает приятное впечатление от личности автора и ее светлых идей. Все-таки «Кукушечка» получила «Золотое перо» именно «за высокое художественное мастерство». А вот здесь, извините, - Сократ мне хоть и друг, но истина дороже. Не хочется обижать обаятельную девушку и способную сказочницу, но художественная обработка бродячего сюжета показалась мне, прямо скажем, игрушечной и нарочитой.

«Видит Забава под собой всю землю, далеко-далеко! И как в лесных озёрах русалки плещутся, звонким заливистым смехом птиц ночных манят в заводь лазурную, как тонкие руки свои они к ветрам высоким тянут, и звезды к ним с неба спускаются. Русалочки их в волосы свои вплетают, и озеро становится светлым–светлым, как днем. А вот и птица кречет в лесу слышна. Взлетела она над поляной, громко хлопая белыми крыльями. Кречет белый – птица дивная, редкая. Подними перо кречета белого, попроси его слетать в земли далекие, принести мечту твою. Слетает за горы высокие, болота зыбкие, леса дремучие и добудет сказку новую…»

Спору нет, красиво; музыкальности и образности – хоть отбавляй. Но вспомнилась мне, может, и не совсем к месту, тувинская сказка (отнюдь не самая грубая из сказок сибирских народов) о том, как повредился умом старый охотник. Притащил обратно в родную землянку замерзший труп недавно похороненной дочери и кричит старухе: «Эй, раздувай огонь! Глянь, дикого (то есть оленя. – О.М.)принес!» Жена в ужасе: «Совсем, старый, сдурел! Какой это дикий?!» «Шаманить будем, - отвечает старик. – Сделаем девку живой». Он приводит в землянку молодого шамана, тот совершает ритуальное путешествие в Верхний и Нижний миры и забирает из последнего душу покойницы. «Дохнул на тело усопшей один раз – сделалось оно черным, как сажа. Дохнул второй раз – стало белым, как снег. В третий раз дохнул – открыла глаза дочь охотника, уселась к огню отогреваться». К отцу возвращается рассудок, и счастливый старик говорит благодетелю: «Оживил девку? Бери теперь ее в жены!». Вот почему, подытоживает сказка, шаманы в награду за помощь берут не только шкуры, но и невест.

Брутально? Примитивно? Это, конечно, не образчик добрых и «дивных» сказаний, но вполне неплохой ориентир на подлинный колорит мрачноватой и дикой сибирской старины (о Шишкове и Астафьеве речь пока не идет). В которой очень вряд ли обитали древнеславянские Радомиры, Забавы и Любимки (как-никак, эти языческие имена исчезли за семь веков до освоения русскими Сибири)… Как в глухой тайге очутились льняноволосые, голубоглазые жители Киевской Руси, «синие горы», долины, березовые туески и русалки – вообще интересный вопрос. Но не будем придираться. Художественный вымысел, как известно, - святое дело. Каждый видит мир по-своему; может быть, и нет беды в том, что Сибирь глазами урожденной сибирячки (о своем происхождении Яна, по крайней мере, упоминает в предисловии к сказке) похожа на абстрактный, книжно-красивый, сахарно-горестный Эдем… Тем более что ни члены жюри, ни его председатель, ни председатель конкурса (уважаемые, между прочим, люди – Владимир Гусев и Светлана Савицкая, а может, они и не читали?) не заметили никакой фальши. Тем более что «художественное мастерство», в рамках которого исполнены многие другие произведения-лауреаты конкурса «Золотое перо России», имеет весьма относительную ценность.

«Золотые перлы» Руси»

Так было бы, пожалуй, правильнее назвать обсуждаемый конкурс. Субъективизм? Судите сами. Честно говоря, от прочтения работ победителей (ради интереса я заглянула на сайт конкурса - zpero.ru, чтобы ознакомиться с произведениями доморощенных литераторов, подавших заявку на конкурс) приходишь в недоумение: неужели члены жюри действительно читали те – посредственные, если называть вещи своими именами, – образцы прозы, поэзии и драматургии, которым присудили золотые и серебряные места?..

«… У кирпичной стены, в закуточке, держась за стакашек дикого пойла цвета прокисшего желудочного сока, затаился Гога. С виноватым видом вечный доедальщик и чмырь выковыривает из недр огромного пористого носа козявки и размазывает их где-то под столешницей. Гога четверть часа умоляюще посматривает на случайного посетителя – по виду менеджера, невесть как очутившегося в этой клоаке. Скорее всего, менеджер попал в передрягу или поссорился с молодой капризной супругой, и обыкновенно надирается дешевого коньяка, заедая его умопомрачительно лежалыми хот-догами…

…Еще минута, и дружной гурьбой новоявленная компания устремляется за амбалом, наперебой крича, толкаясь и матерясь.

Бармен, нахохлившись, протирает посуду.

Оставшийся Тишин презрительно плюет в сторону:

- Тьфу, курвины дети…»

Вашему вниманию была представлена не дурная пародия на известную пьесу Максима Горького. Это - цитаты из рассказа-победителя конкурса «Национальная литературная премия «Золотое перо Руси» в номинации «Проза». Награды «за высокий художественный уровень» (!) произведения «Курвины дети» был удостоен Александр Клименок из Балашихи.

Что поделать, псевдореализм, на деле оказывающийся банальной, очень легкой в исполнении «чернушкой», заплесневелое новаторство и кухонная мизантропия не выходят из моды. В номинации «Поэзия» премию «за высокое художественное мастерство произведения» «Я ухожу по-русски» получил стихотворец Сергей Коркин из Красноярска:

«Буду гордым и важным, как гусь,

Буду чистым, как ограбленная квартира,

Буду белым, как литр кефира.

Я ухожу по-русски –

С пьянкой-гулянкой,

С гармонью-тальянкой,

В обнимку с чужим унитазом…»

В этом словесном ряду – и «Дед Мороз на морозе» (воплощение самодостаточности!), и «Будда в анабиозной позе», и «сам себе дамка и ферзь». А вот – извольте, стихотворение о том, чем пахнет старость. «Старость имеет запах – нафталина и шелушащейся кожи. Провожающие у трапа пытаются корчить скорбные рожи»...

В общем, свежо питание... Примерно в таком ключе выдержано подавляющее большинство работ конкурсантов.

Стоит ли удивляться, что на таком фоне сказочные кружева «Кукушечки» Яны Юрьевой вдруг превратились в «золотые перья». Одна беда: далеко в литературу на таких крыльях не улетишь. Но это упрек в первую очередь к организаторам конкурса.

P.S. Когда материал был уже сверстан, мы все-таки дозвонились до председателя жюри конкурса – писательницы Светланы Савицкой.

- Вообще, в этот раз на церемонии награждения происходила страшная кутерьма, - сообщила нам Светлана Васильевна. – Например, один из наших спонсоров - «Кузнецовский фарфор» - вместо восьми фарфоровых перьев отлил восемьдесят, так что сувениры вручали всем присутствующим участникам… Если говорить о «золоте», то настоящим «Золотым пером» этого года я бы признала только Александра Торопцева, выступившего с очерком «Я человек!» (также мне запомнился Тимур Шаов, победивший в номинации «Юмор»). Что же касается остальных лауреатов, то «золото» они (Клименок, Коркин и другие, включая Яну Юрьеву) получили за то, что на фоне других отличились сравнительной грамотностью и незаштампованностью… Как писатель писателю открою вам небольшой секрет. Если член жюри, взяв в руки текст, не видит в первых трех-четырех строчках грубых грамматических ошибок и явных литературных штампов – читает дальше. И если подобных ляпов не наблюдается в произведении вообще, если все довольно гладко – то это уже лауреатская работа…

Комментарии
14 сентября 2008 г.
Уважаемая автор статьи! Выступая в роли литературоведа и критика, необходимо четко представлять специфику литкритики, и владеть хотя бы элементарной грамотностью. Недурная пародия - так надо писать. Вы, вероятно, называете себя журналистом. Так вот, Клименок - из Калининграда, а не из Балашихи. Потрудились бы хоть внимательно изучить источники информации...
Цитировать произведения надобно не в угоду себе, а для установления объективной картины их ценности. Да, сочетания "спору нет", как и "базара нет" в литературоведческих статьях неуместны.
В общем, "свежо питание" :)
Ответить
06 октября 2008 г.
Вот что делает мелкая женская зависть. Во все времена так было!"Статейка" Ольги Мяловой "С "Золотым пером" и Чужим унитазом"" наводит на грустные размышления о том, что материал для печати всё же нужно готовить основательно подготовившись,а не под импульсивным порывом - всё перечеркнуть, разорвать в мелкие-мелкие клочки, к счастью, на большее силёнок не хватило (а то со злости-то и Тургеневу с его всемирно-признанным и любимым "Му-му" "попало".)И не пришлось бы тогда обаятельной девушке, молодой поэтессе и журналистке лезть прямо из кожи вон, чтобы Платона сделать Сократом (Для справки члену союза писателей России: крылатая фраза, известная в наши дни каждому школьнику: "Платон (а вовсе не Сократ) мне друг, но истина дороже!"). Это Аристотель о своём учителе и друге Платоне говаривал, и об истине тоже...
Ответить
27 октября 2008 г.
Приветствую тебя, о автор этой замечательной статьи!
Я получила истинное наслаждение прежде всего от вашего слога и от анализа сказочек, отлично! Отлично вы прошлись по делу с "Золотым пером Руси", но кажется не до конца. Я тут тоже думала сделать заметку про нашу девочку - угличанку Анну Толкачеву, которая получила диплом этой грандиозной премии.... Заметка в местной угличской газете, (приколитесь!)буквально: ______
23 октября 2008г. // uglich.ru
По итогам конкурса "Золотое перо Руси", который курирует космонавт Светлана Савицкая, диплома I степени в номинации детско-юношеская литература удостоена угличанка Анна Толкачева. Ее рассказ "Мальчик -сентябрь" из сборника "Шурка", таким образом, был признан одним из лучших произведений.
В различных изданиях для детей и юношества Анна, кстати, литератор по образованию, публикуется уже почти 10 лет. В журнале "Чудеса и тайны планеты Земля" даже ведет свою рубрику, пишет культурологические очерки. Хотя ее постоянное место работы - редакция "Угличской газеты". То есть из своего родного города она никуда не уезжает.
А еще Анна Толкачева сейчас пишет роман - сказку. И мечтает издать детскую книжку с красивыми рисунками.
Нина ЯНИНА
_____________
Ну, думаю, провинция рулит! Дай, думаю, найду инфу об этом конкурсе, где наших сказочниц дипломируют! (сказку - не читамши). тем более - космонаФТ! И что же я нашла в нашем дорогом интернете?
Савицкая - космонаФТ - тоже сказочница...
На сайте о ней и с ней - галиматья полнейшая. чего стоит одна биография ейная:
– ...самобытный художник, писатель, публицист, бард. Родилась 10.10.1963г в г.Владикавказе. Школьные и студенческие годы прошли в подмосковной Балашихе. Окончила МПКУ №184 и Народный университет искусств по отделению станковой живописи и графики в Москве. Незаконченное юридическое образование
Работала в Петровске-Забайкальском, Чите, Санкт-Петербурге. Автор романов «Зачем сгорает Феникс», «Ангел Беды», повестей «Грешен! Господи!», «Изабелла», «Необычный расклад», «Полюби меня снова» (опубликованы в периодических изданиях «Факт», «Реут», «Молодежь Московии»).
Автор научно-исследовательской работы «Системность наложения символов». Ее авторские страницы с рисунками, рассказами, стихами, сказками и художественными очерками выходили более чем в 35 газетах и журналах РФ, на радио и телевидении.
Светлана Савицкая - Автор и телеведущая передачи «Сказы Богородского уезда», которая транслировалась с 2000 по 2003 год на кабельном телевидении «Московия Восток» (всего вышло около 300 оригинальных авторских передач).
Думаю - все это грандиозная афера, за которой чьи-то большие амбиции и делишки. Потому как еще эту хрень объяснить?
Ярославль, Лора.
Ответить
24 ноября 2008 г.
Ну, вот ведь как бывает! Уже год с лишним прошло, а конкурс "Золотое перо Руси 2007" всё не оставляет в покое "пытливые "умы"". Светлана Савицкая, действительно, не дважды Герой Советского Союза, но известная сказочница. Так, что? Разве это повод для горького разочарования? Не знала, что литература ставит во главу всего регалии автора. Ну, уж если о регалиях... Так не мешало бы горе-критикам узнать весь список лиц, при поддержке которых организован этот международный литературный конкурс, а это не много и не мало - председатели таких почётных организаций, как Союз писателей России и Фонд Русской словесности. Стыдно быть злыми! Махать-то детской шашечкой каждый может, а вот получить самое настоящее Золотое Перо да ещё и в Центральном Доме литераторов г. Москва, получается далеко не у многих.
И пожелание от одного из победителей этого конкурса - только Удачи!
Ответить
24 ноября 2008 г.
Ну, вот ведь как бывает... Уже более года прошло, а конкурс "Золотое Перо Руси 2007" всё не оставляет в покое "пытливые "умы"". Действительно, та самая Светлана Савицкая - не дважды Герой Советского Союза, а замечательная писательница, опубликовавшая сотни добрых сказок. Так разве это обстоятельство может стать причиной для горького разочарования? Не знала, что литература, во главу всего ставит регалии автора. Но если о регалиях, так не мешало бы ознакомиться горе-"критикам" со всем списком лиц, при поддержке которых организован и работает, далеко не превый год, этот международный литературный конкурс. А это не много и не мало - председатели таких уважаемых организаций, как Союз писателей России и Фонд Русской словесности.
Стыдно быть злыми! Ведь детской шашечкой-то каждый махать может, а вот получить самое настоящее Золотое перо да ещё и в Центральном доме литераторов г. Москва получается далеко не у всех. Впечатления от дня награждения у участников (по крайней мере у победителей)остались замечательные.
И пожелание от одного из победителей этого конкурса - Удачи!
Ответить
10 июня 2011 г.
А что взамен-то, товарищ Мялова? Улицкую с Прилепиным? Чур меня! Автор статьи - неумеха, решившая, что употребление сочетаний "кухонная мизантропия" и "заплесневелое новаторство" насытят ее текст мыслью и утонченностью. Увы, писанина Мяловой - содержание унитаза. Вот ведь как бывает - не зря этот самый унитаз фигурирует. В точку!
Ответить
11 июня 2011 г.
Оля Мялова пытается "поучить" Яну Юрьеву - коренную сибирячку!, как описывать природу Сибири?!.. Да, это достойно умилительной улыбки. Поезжай ка Оленька, в сибирские места, они научат тебя широте души и свободе выражения мысли. Сибирь, она рождает свободных! Закостенелые мысли ограниченного провинциального мирка сибирякам и сибирячкам не ровня. Читай сказки Яны Юрьевой, учись красивому слогу и чистоте мысли.
Ответить
15 июня 2011 г.
И всё же удивляет, как может О. Мялова учить других, как им (коренным сибирякам)следует описывать природу Сибири. Судя по её откровенному удивлению, на то как описала Я. Юрьева родные просторы в сказке "Кукушечка" (замечу, что эта сказочница родилась и выросла в Сибири) , можно судить о том, что журналистка никогда и не бывала в тех местах, которые распростёрлись почти на половину России, где есть, бесспорно, и озёра, и леса и горы синие, и скалы, и равнины, и туески всегда были, потому, как берёза всегда произрастала в лесах Сибирских, а туески, как известно, делались из берёсты. И потому о сказках Сибирских не по одним Тувинским напевам нужно судить, культура Сибири разнообразна на столько, что конца и края ей нет. А "Кукушечка" продолжает куковать, за что Я. Юрьевой огромное спасибо!
Ответить
04 июля 2011 г.
Прочитал замечания Лоры из Ярославля и уверился, что в Угличе такие же "грамотные" журналисты - не изучив всего материала наделали массу ошибок в материале, как и в Оренбурге встречаются некоторые, далеко ходить не надо - достаточно было прочитать эту статью О. Мяловой, которая рвёт стихи и прозу на отдельные слова (вероятно выгодные для неё самой)и пишет из того, что собрала в кучку, чтобы по "поджаристей" получилось. А ведь сама-то какие стихи Оля пишет. Вот послушайте: "... пришла к тебе. Под окном сижу. Выгляни, меня увидишь. Успокаивать не стану, одно скажу - ты живым отсюда не выйдешь". Во как! Круто, брутально!!!? Если не сказать большего... А Сказки Яны Юрьевой я читал. Лично мне - понравились. Поздравляю нашу сказочницу с Золотом! И с её другими заслугами в этой жизни.
Ответить

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.