Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«…вышивать по начертанной Богом незримой канве»
Александр Старых
Что можно добавить к оценке стихов, над которыми, утверждает молва, плакали такие мэтры литературы и отечественной мысли, как Владимир Солоухин, Вадим Кожинов, Петр Палиевский? Юрий Кузнецов, строгий на похвалу и на дух не переносивший «женской поэзии», называл их автора «истинным поэтом». Наш, кувандыкский Владимир Курушкин, долгое время живущий рядом с больной матерью, немыслимым образом собрал деньги на скромное издание сборничка стихов. Подумав, он отказался от половины своих и напечатал произведения всё той же Светланы Сырневой.
Еще два факта роднят вятскую поэтессу с Оренбуржьем: её бабушка и дедушка, офицер Белой армии, жили когда-то в Бузулуке. Об этом Светлана Анатольевна рассказывала в интервью «Вечёрке», когда несколько лет назад приезжала в наш город, чтобы получить премию победителя Всероссийского Пушкинского литературного конкурса «Капитанская дочка» (родившегося, кстати, на страницах «Вечернего Оренбурга»).
«Оренбургская земля для меня не чужая, - сказала тогда она, – как, впрочем, исторически для каждого человека она не чужая. Всё взаимосвязано на русской земле, всё настолько переплелось, перепуталось в истории, в судьбах, что невозможно развести по полюсам».
В этих словах есть ключ к пониманию того, почему и ее поэзия так близка русскому сердцу. В какую бы сторону ни совершалось поэтическое движение, поэт начинает его с перепутья и никогда не приводит читателя к рациональному финалу. Жест остается незавершенным, истина неизреченной; единственное, что совершенно определенно и ясно вытекает из ее стихов, – это ощущение высокой трагичности земной жизни. За внешними признаками реального мира скрывается метафизическая сущность бытия. Только в духовном мире существует высшая справедливость, только в нем возможно обрести утраченную гармонию взамен земных страданий - родины и русского человека.
Кто обманом, злом, кто честным трудом
полагаем жить, отведя беду.
Но случится час — и сгорит твой дом,
и повалит смерч дерева в саду.
И своей судьбы ни один народ
не предрек еще, да и как предречь:
мировых стихий самовластный ход
в недоступной нам вышине течет.
Сырнева возвращает поэту статус пророка, зрящего духовными очами в будущее через прошлое, где изначально, со времен грехопадения для человека существовала только одна система координат: Небо и Земля. Поэт живет в мире, где всё одухотворено, пронизано стремлением к небу и невозможностью преодолеть земное. Трагизм русского человека – в горестном разъединении основ – земной и небесной, которые раздирают его во все времена, превращая человеческую историю в цепь падений и взлетов, компромиссов и диктата, ставя его каждый раз в ситуацию исключительного выбора – до кровавого гефсиманского пота – между святостью и предательством, правдой и ложью, Небом и Землей.
При этом стихи Светланы Сырневой органично соединяют высокое и обыденное, метафизическое и нарочито бытовое. Граница между ними условна, ощущение надмирности, может быть, главное в её поэзии, из чего вытекает и другое ощущение – доли и удела русского человека с его жалостью ко всему живому, глядящего на всё вокруг глазами сердца и раздираемого крайностями, из которых и состоит русский характер.
Видно, так и завещано нам выживать
на холодной земле, на пожухлой траве –
извлекать из пустот, в пустоте вышивать
по начертанной Богом незримой канве.
На прошлой неделе Светлана Сырнева отметила юбилей. Поздравим её с этим событием, а также с выходом в свет сборника «Новые стихи». Увы, купить его практически невозможно. Лучшая поэтесса России смогла выпустить в свет лишь пятьсот экземпляров
книжки. Кинувшиеся в интернет-магазины поклонники ее творчества уже в первые дни обнаружили на всех сайтах объявление: «Извините, книга уже куплена». Хочется думать, что, несмотря на нынешнюю не самую благоприятную читательскую ситуацию, объявление это появится даже при тираже в десятки тысяч экземпляров.
* * *
Детство грубого помола,
камыши, туман и реки,
сад, а в нем — родная школа,
вы остались в прошлом веке.
Счастье, вкус тоски сердечной,
платье легче водных лилий —
все исчезли вы навечно:
вы в прошедшем веке были.
То, на чем душа держалась,
из чего лепила соты —
в прошлом веке все осталось
без присмотра и заботы.
Кто там сжалится над вами,
кто на вас не будет злиться,
кто придет и в Божьем храме
будет там за вас молиться?
Ты своей судьбой не правил,
не берег себя вовеки.
Беззащитное оставил
за горою, в старом веке.
Вспомни, там мы рядом были,
значит, нас хулить, не славить.
На твоей простой могиле
ты велел креста не ставить.
Нет ни ада и ни рая,
ни копейки и ни цента.
И тебе земля сырая
Не пришлася равноценно.
Но сиял в мильон накала
новый век, алмазный лапоть.
Где тут плакать, я не знала,
да и ты просил не плакать.
* * *
Человек тридцати пяти лет,
проживавший похмельно и бедно,
потерялся в райцентре поэт —
просто сгинул бесследно.
А друзья его, сжав кулаки,
все шумели, доносы кропали:
дескать, парня убили враги,
а потом закопали.
Перерыты все свалки подряд,
перекопан пустырь у вокзала.
А жена собирала отряд
и в леса посылала.
Пить за здравие? За упокой?
Мужики не находят покоя:
Эх, талантище был, да какой,
он еще б написал не такое!
На поэтов во все времена
не веревка, так пуля готова.
Зазевался — придушит жена,
как Николу Рубцова.
Может, снятся им вещие сны,
может, ангел встает у порога:
"Ты поэт? Убегай от жены,
убегай, ради Бога!"
Так у нас глубоки небеса
и бездонные реки такие,
а вокруг — все леса и леса,
вологодские, костромские.
И земля не закружится вспять,
и где надо, лучи просочатся.
Можно долго бежать и бежать,
задыхаясь от счастья.
Посреди необъятной земли
вне известности и без печали
сбросить имя, чтоб век не нашли,
и пожить еще дали!
Он бежал, никого не спросив,
мир о нем никогда не услышит,
он исчез, и поэтому — жив,
и еще не такое напишет.
* * *
Знойное небо да тишь в ивняке,
ни ветерка бесприютному горю.
И василек поплывет по реке
к дальнему морю, холодному морю.
Нет ничего у меня впереди
после нежданного выстрела в спину.
А василек все плывет. Погляди,
как он беспечно ушел на стремнину!
Плавно и мощно струится река,
к жизни и смерти моей равнодушна.
Только и есть, что судьбу василька
оберегает теченье послушно.
Не остановишь движение вод,
вспять никогда оно не возвратится.
А василек все плывет и плывет,
неуправляемой силы частица.
Может, и нам суждено на века
Знать, от бессилия изнемогая:
больно наотмашь ударит рука —
медленно вынесет к свету другая.
Правда, что холоден мир и жесток,
зябко в его бесприютном просторе.
Я не просила, но мой василек
все-таки выплыл в открытое море.
* * *
Достигало до самого дна,
Расходилось волной по окраине —
там собака скулила одна
о недавно убитом хозяине.
Отгуляла поминки родня,
притупилась тоска неуемная.
Что ж ты воешь-то день изо дня,
да уймешься ли, шавка бездомная?!
Всю утробушку вынула в нить
в бессловесную песню дремучую.
Или всех убиенных обвыть
ты решилась по этому случаю?
Сколько их по России таких —
не застонет, домой не попросится!
Может, молится кто-то за них,
но молитва — на небо уносится.
Вой, родная! Забейся в подвал,
в яму, в нору, в бурьяны погоста,
спрячься выть, чтоб никто не достал,
Чтоб земля нарыдалася досыта!
Вдалеке по реке ледоход,
над полями — движение воздуха.
Сто дней плакать — и горе пройдет,
только плакать придется без роздыха.
Это наш, это русский секрет,
он не видится, не открывается.
И ему объяснения нет,
И цена его не называется.
* * *
Свершилась поколений пересменка,
круги дождя распались на воде.
И часто снится мне поэт Фоменко,
который долго жил в Караганде.
Потом он в Шахматове пил жестоко,
сторожки тёмной обживал углы.
Он выходил во двор – и образ Блока
ему являлся из вечерней мглы.
И Блок смотрел с безмолвной укоризной
секунды три из пелены дождя
и растворялся в небе над Отчизной,
в её туман легко переходя.
Леса теряли жёлтое убранство,
клонились долу жёлтые цветы,
и было ливнем занято пространство,
в которое рискнул вернуться ты.
Срывай, поэт, листы бездомных лилий,
глуши вино в попутных поездах!
Нам негде жить: мы слишком долго жили
в Караганде и прочих городах.
Оглянешься на тёмное, пустое,
за что тебе полвека зачтено, –
и думаешь, что дальше жить не стоит.
Быть иль не быть! – теперь уж всё равно.
Не тяжело в бесчувствии глубоком
доматывать уже недолгий срок.
Твоя судьба могла бы стать уроком,
но никому не нужен твой урок.
ПРОВИНЦИЯ
Здесь погибельный бор на судьбу ворожит,
по болотам чернеет вода,
и глухая дорога в канавах лежит
не затем, чтобы ездить сюда.
Сторонись этих горьких, нехоженых мест,
неизменных на тысячу лет!
Здесь вдали от столицы содержат невест,
чтобы царский не застили свет.
Здесь и солнце гуляет, и бродит луна,
вольный ветер летит, просвистав.
И свободно заносят сапог в стремена
Светобор, Любомир, Родостав.
И покуда невеста таилась вдали,
и пока она тихо ждала,
королевич объехал все тропы Земли,
всех дворцов повидал купола.
По весеннему небу плывут облака,
светлый вечер печалью согрет.
Он, конечно, приедет, – но жизнь коротка,
и царевны давно уже нет.
Значит, можно обратно отпрянуть во тьму,
значит, сказки не то говорят!
Тут и выйдут из леса навстречу ему
Светобор, Доброслав, Коловрат.
КАЛЕНДУЛЫ
Уже, чернея в темноте,
ждала машина у калитки.
По дому пыль, и в суете
давно уж собраны пожитки.
И свет погас. Мы вышли в сад,
его навеки покидая.
Кругом тянулась наугад
земля изрытая, пустая.
Предзимняя печаль земли,
от коей ничего не надо!
И лишь календулы цвели,
забытые у края сада.
Они, возросшие в тиши,
взглянули с пажити опалой,
как современники души,
невосполняемо усталой.
И жизни гнёт, и славы тлен,
убогий слог житейской были,
итог предательств и измен
им в этот миг понятны были.
Мы мчались, обращаясь в прах,
во тьме кромешной, первородной,
и я держала на руках
букет календулы холодной.
Цветы смотрели на меня
в моём закрытом кабинете.
Они увяли за три дня,
как увядает всё на свете.
ГИБЕЛЬ ТИТАНИКА
В зыбучую глубь, в бездонную хлябь
уводит сия стезя.
Не надо строить такой корабль
и плавать на нём нельзя!
Но вспомни, как сердце твоё рвалось
и кровь играла смелей:
гигант свободы, стальной колосс,
он сходит со стапелей!
Творенье воли, венец ума,
невиданных сил оплот.
И дрогнет пред ним природа сама,
и время с ума сойдёт.
В далёкую даль, к свободной земле,
связавшись в один союз,
мы тоже шли на таком корабле –
грузин, казах, белорус.
В опасный час, на том рубеже
спастись бы хватило сил –
но кто-то чёрный тогда уже
по трюмам нас разделил.
Ты вспомни, как бились мы взаперти –
все те, кто был обречён,
кто вынужден был в пучину уйти,
предсмертный выбросив стон.
Заклятье шло из воды морской,
сдавившей дверной проём:
«Пусть будет проклят корабль такой!
Зачем мы плыли на нём?!»
Ты вспомни: выжил тот, кто не ныл,
забвения не искал,
кто переборки наспех рубил
и на воду их спускал.
Кто на обломках приплыл к земле
и там из последних сил
своих находил, согревал в тепле
и заново жить учил,
и кто вписал окрепшей рукой
в дневнике потайном:
«Надо строить корабль такой
и надо плавать на нём!»
МАРИЙСКИЙ ПЕВЕЦ
И терпенью приходит конец.
Я тебе благодарна заранее,
неизвестный марийский певец,
отказавшийся петь в ресторане.
Смотрит в окна осколок зари,
все охрипли от водки и лени.
Выйди вон и один покури
под кустом первобытной сирени!
Вымирает твой древний народ,
разлагается, тлеет и тает,
а сирень, как и прежде, растёт
и в положенный срок расцветает.
И всё так же природа сильна
даже в малом, последнем остатке,
и тебя наделила она
статью воина в должном порядке.
Брат, ты вышел из этих дверей –
и почувствовал силу за дверью.
Обратися же в сойку скорей
по природе твоей, по поверью!
Ты летишь, и тебе нипочём,
ты крылом задеваешь за ветки
по лесам, где над каждым ручьём
жили вольные, смелые предки.
И гудела в кустах тетива,
недоступна для чуждого глаза.
Никого не сгубила молва,
никого не сгубила зараза.
Так мы жили без нефти и газа!
Ты лети, ты неси свою весть,
спой, как можешь, как сердце велело.
Ты летишь – тебе некуда сесть:
всё обуглилось, всё погорело.
И на твой бессознательный клик,
на беззвучный твой шелест крылатый
выйдет малый и выйдет старик
с допотопным дубьём и лопатой.
Вот стоит твоя нищая рать,
не видавшая белого свету.
А другой не удастся собрать,
и надеяться надо на эту.
РОМАНС
Облетает листва уходящего года,
всё черней и мертвей полевая стерня,
и всему свой предел положила природа –
только ты никогда не забудешь меня.
Старый скарб унесли из пустынного дома,
и повсюду чужая царит беготня.
Изменило черты всё, что было знакомо, -
только ты никогда не забудешь меня.
Это грустный романс, это русская повесть
из учебников старых минувшего дня.
Как в озёрах вода, успокоилась совесть, –
только ты никогда не забудешь меня.
И остаток судьбы всяк себе разливая,
мы смеёмся и пьём, никого не виня.
Я по-прежнему есть. Я поныне живая,
только ты никогда не забудешь меня.
НАСЛЕДСТВО
Где бы знатное выбрать родство –
то не нашего рода забота.
Нет наследства. И нет ничего,
кроме старого жёлтого фото.
Только глянешь – на сердце падёт
безутешная тяжесть сиротства:
в наших лицах никто не найдёт
даже самого малого сходства!
Эта древнего стойбища стать,
кочевая бесстрастность во взоре!..
В ваших лицах нельзя прочитать
ни волненья, ни счастья, ни горя.
О чужой, неразгаданный взгляд,
всё с собою своё уносящий!
Так таёжные звери глядят,
на мгновение выйдя из чащи.
И колхозы, и голод, и план –
всё в себя утянули, впитали
эти чёрствые руки крестьян,
одинокие чёрные шали.
Что с того, что сама я не раз
в эти лица когда-то глядела,
за подолы цеплялась у вас,
на коленях беспечно сидела!
И как быстро вы в землю ушли,
не прося ни любви, ни награды!
Так с годами до сердца земли
утопают ненужные клады.
Что не жить, что не здравствовать мне
и чужие подхватывать трели!
Как младенец, умерший во сне,
ничего вы сказать не успели.
И отрезала вас немота
бессловесного дальнего детства.
И живу я с пустого листа,
и своё сочиняю наследство.
* * *
Утро да стебли сухого бурьяна.
Путь мой неблизкий! И это бывало.
В поле убогом, в разливе тумана
стая гусей не спросясь ночевала.
Кто вас приметит среди глинозёма?
Не подавайте тревожного клика!
Что вы проснулись? Вы разве не дома?
Что встрепенулись в печали великой?
В сердце усталом давно не отвага.
Счастлив ты крылья иметь за спиною:
вздрогнешь от самого тихого шага –
перенесёшь себя в место иное.
Ты уберёгся среди перелёта,
душу не продал для чьей-то наживы.
Что ж не спросил ты: а живы ль болота,
гнёзда родные и заводи – живы?
Долго взлетали и долго кричали,
прежде чем в серое небо подняться.
Воздух тяжёлый собой раскачали –
ходит и ходит, не может уняться.
Вышибло ветром далёкие двери,
в небе открыло струю неземную –
и унесло обронённые перья,
чтоб не упали на землю родную.
* * *
Медленно в ветви шум утечёт
круговорота вороньего.
Вечер несмел. Он побудет ещё,
только не тронь его.
Не испугай его. Не дели
на вековые ценности.
Долгие годы в распыл ушли –
пусть он пребудет в цельности!
Жизнь твоя мнима, лишь он настоящ,
тайны своей не выскажет:
робким оленем выйдет из чащ,
мышью летучей выскользнет.
Так не разгаданы все, кто нем,
все, кто огня сторонится,
кто постоит и уйдёт ни с чем
и, зарыдав, схоронится.
Где, по какой жестокой цене
нами, людьми, покупается
право прожить с травой наравне
и ни в чём не раскаяться?
* * *
Я прошу тебя, побудь со мной.
Эта ночь полна апрельской влаги,
и ни зги не видно за стеной,
где шумят и рушатся овраги.
Я налью холодного вина.
Я не виновата, что от роду
и моя душа темным-темна,
как долина в полночь ледохода.
Я уже не сделаюсь пьяней
и не о душе своей заплачу –
о тебе, которому по ней
пробираться надо наудачу.
Я давно уже узнала: да,
ты упрям, не любишь отступаться.
Для тебя и это не беда –
в ледяной купели искупаться.
Если так, то выпей и побудь,
посидим и помолчим немного.
У меня один остался путь –
неостановимая дорога.
И на то мне вещий голос дан,
чтоб тебе молчать со мной отныне,
как молчит несомый в океан
чёрный волк, оставшийся на льдине.