Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Самородок из оренбургской глубинки
Стройно пел в кустах соловушек,
Но не для меня…
Пел, высматривая девушек
До Петрова дня.
Мне же пела нужда горькая,
Пела весь мой век.
Как живет в нужде и мается
Бедный человек!
А.П.Кузнецов.
Жить моему пращуру Ананию Павловичу Кузнецову довелось в конце XIX - первой трети XX века, то есть в самые страшные, переломные для России годы. За свою жизнь он собрал богатейший фольклорный, этнографический материал Оренбуржья и прилегающих областей. Помимо прочего, он был еще и писателем, публицистом, поэтом.
Детство
А.П. Кузнецов родился в Подгородней Покровке в октябре 1859 г. в семье крестьянина-кузнеца (отсюда и фамилия!). Мать умерла вскоре после родов, и отец Павел Федорович женился во второй раз. «Анисья Семеновна была хорошая женщина: пасынка и мужниных племянников она любила, как родных детей. Таким хорошим качеством она обладала, вероятно, потому, что была грамотная и религиозная женщина», - писал о себе в третьем лице в автобиографии Ананий Павлович.
Когда «малютка Анаша» подрос, мачеха купила букварь и на досуге, как говорится, «ушивками-урывками» начала знакомить его с грамотой. Но сколько дел у сельской жительницы! «Сынка Анашу» сочли за лучшее отдать «в школу» к николаевскому солдату Лукьянчикову. Человек он был суровый, и потому больше занимался «муштровкой», а не обучением. Дети выходили из его школы забитыми, запуганными и в лучшем случае умели читать только «по складам».
Семейное хозяйство Кузнецовых составляли лошади, корова, да и надел в четыре десятины, которые были получены при рождении в семье мальчика. Однако в один год Ананий потерял и мать, и отца, оставшись сиротой на опекунском попечении. Опекуны попались хваткие и быстро прибрали хозяйство к рукам, а сироту пустили по миру.
«По разным вертепам»
В 7 лет Ананий выучился читать псалтырь. Он ходил по покойникам и получал по три рубля. Это были большие деньги. А когда мальчику исполнилось десять лет, дед определил его в Оренбург прислуживать в чайной. Деньги не платили, но кормили и одевали. Работа была не пыльной: Ананий подносил посетителям чай в чайниках.
Четыре года он провел в Оренбурге, прислуживая «по разным вертепам»: харчевням, трактирам, ренсковым погребам и другим заведениям. «Путоловская харчевня, или просто «Путоловка», - вспоминал позже Ананий Павлович, - представляла из себя в полном смысле слова трущобу. Здесь творилось все: и разгул, и разврат, и буйство, и грабеж, и мошенничество, и жульничество, и сбыт, и покупка краденых вещей, и тому подобные прелести. Здесь можно было встретить… всех друзей и врагов человечества, от которых без всякого затруднения можно было чему-либо научиться». Конечно, легче в таких условиях было научиться дурному, но Ананий Павлович упорно занимался самообразованием, выучил Закон Божий, четыре правила арифметики, изучал историю государства Российского, запоем читал художественную литературу.
В ренсковом погребе, где он был слугой по виноделию (помогал хозяину фальсифицировать виноградные иностранные и русские вина), Ананий Павлович познакомился с известным публицистом Семеном Михайловичем Пономаревым. После чего и осмелился выступить в литературе, на первый раз в качестве корреспондента газеты «Оренбургский листок».
Народный корреспондент
«Он возвращается в сельский мир, - пишет в статье об Анании Кузнецове журналист Владимир Одноралов, - сначала в качестве книгоноши, а позже, чтобы стать крестьянином среднего достатка, которому журналистика и писательство обеспечивали некоторую материальную поддержку».
Ананий Павлович долгое время книгоношествовал в Оренбургской, Самарской и Уфимской губерниях и Уральской области. Им собрано множество народных сказок, преданий, легенд, пословиц, поговорок. Одних только песен, преимущественно с голоса, Ананий записал более семисот. Продавая книги, он, конечно же, сам их читал, занимаясь самообразованием на протяжении всей своей жизни.
В деревнях, через которые пролегал маршрут книгоноши, он ходил на игрища, вечеринки, посиделки, засидки, свадьбы, гульбища, крестины, похороны и поминки. Бывал в кабаках, трактирах, рабочих и промысловых артелях, часто оказывался среди бродяг и отъявленных негодяев, и тут же, на месте, записывал всё, что его интересовало.
«Песенного материала у меня много. Весь этот материал у меня хранится на отдельных лоскутах бумаги. Посылать его Вам в таком виде неудобно, да и мне убыточно, потому что я извлекаю из него некоторую пользу для себя: по временам я пишу для местных газет этнографические очерки и получаю за них плату в размере двух-трёх копеек за строку», - писал А.П. Кузнецов петербургскому издателю П.В. Шейну.
Значительная доля творчества Анания Павловича - это чистейшей воды журналистика. Его информации, корреспонденции, очерки и эссе о быте и нравах наших земляков уходящего XIX и наступающего XX века печатались в дореволюционных изданиях: газетах «Оренбургский листок», «Оренбургская газета», «Степной край» и многих других.
Сам того не замечая, он становится «народным» корреспондентом. В своих корреспонденциях, очерках, этнографических зарисовках он никогда не “теплохладен”, в них всегда явно всё то, что он приветствует и любит, над чем посмеивается, о чём тревожится, что огорчает его, чего он совершенно не принимает совестью и всем сердцем крестьянина-христианина. Его радует и благовременный дождь, и достаточный урожай, и достойные цены на плоды нелёгкого труда земледельца, и верный поступок доброго человека, и такое положение, в котором “труженик наш и хранитель” находит отдохновение, покой и защиту. Он холодеет сердцем, и явная боль сквозит сквозь его строки, описывающие беду, тупость сильных мира сего, произвол притеснителей с толстой мошной. Но чаще и больше всего его тревожат и огорчают слабости, глупости, заблуждения вековые самого крестьянина, селянина, кормильца земли русской, – главного героя его, вечного его подзащитного (каковым, впрочем, и сам он себя сознавал).
Семьянин
В Покровку Ананий Павлович приехал в девяностых годах. Женился на дочери дворянина урядника Ивукова, стал сельским писарем и занялся сельским хозяйством. У Кузнецова было шесть сыновей и три дочери.
«В течение двух лет я находился в борьбе за существование, в погоне за куском хлеба для своей семьи и для осиротевших детей (мальчика одиннадцати лет, девочки четырёх лет), оставшихся после умерших родственников. Сейчас переживаю новое горе, причинённое мне смертью другого родственника – двоюродного брата, оставившего почти без всяких средств шестерых детей при слабом здоровьишке матери (хотелось бы и этим сиротам помочь, да не знаю, хватит ли силы)», - сетовал он в письме П.В. Шейну. Сам оставшись сиротой, Ананий Павлович пытался обогреть душевным теплом своих племянников.
Бахчевод
Хлеб сеять и собирать Кузнецов не имел возможности, и потому специализировался на выращивании бахчевых культур. «… Я, как бахчевод, занимающийся разведением растений уже много лет и приобретший значительный опыт в деле, предлагаю настоящее руководство к полевой культуре дынь, арбузов, тыкв и огурцов», - написано в предисловии брошюрки «Бахчеводство», которая в 1915 г. вышла в Петербурге приложением к журналу «Прогрессивное садоводство и огородничество». За нее Ананий Павлович получил гонорар в размере 40 рублей.
А после 1921 г. был голод. «Соседи даже людей ели, зазывали на ночевку и съедали. Страшные годы были, – писала об отце Татьяна Ананьевна в письме моему деду, внуку Анания Павловича Кузнецова литератору Геннадию Хомутову. - Отец уже ничего не сеял. То сети вязал, то щетки делал из конского хвоста. Продаст… и на кусок хлеба».
Сельский просветитель
Более ста лет назад на территории Оренбургской губернии действовали комитеты попечительства о народной трезвости. П.П. Словохотов и А.П.Кузнецов своей деятельностью способствовали благим намерениям этой организации: «По воскресеньям и праздничным дням устраивают здесь народные чтения с “туманными картинами”. Крестьяне чтениями очень интересуются и охотно их посещают... Чтениями в Покровке интеллигенция совсем не интересуется и не принимает в них никакого участия. Если б не г.г. Словохотов и Кузнецов, то, по всей вероятности, их пришлось бы закрыть», - писала газета того времени. А.П. Кузнецов как заведующий местной комитетской библиотекой читал лекции о нашествии татар на Русь, о Куликовской битве, о Ермаке – покорителе Сибири, о деяниях царя-освободителя Александра II.
«Печальная судьба отца и сына…»
В 30-е годы Ананий Кузнецов продолжал писать стихи о колхозной жизни, о голоде 1933г. Стихи ходили в списках, их распространяли дети Кузнецова – Ананий и Сергей. Может быть, это и стало причиной ареста А.П.Кузнецова.
15 февраля 1938 г. А.П. Кузнецов вместе с сыном Сергеем оказался в застенках НКВД, а 21 февраля 1938 г. их расстреляли. Алексея арестовали позже (в 1940г.) и осудили по 58 статье к лишению свободы сроком на 10 лет. Почти весь литературный архив А.П. Кузнецова после ареста был утрачен.
В 1989 г. А.П. Кузнецова полностью реабилитировали за отсутствием события преступления. За 17 лет после реабилитации проделана огромная работа по собиранию и систематизации литературного наследия талантливого оренбургского самородка. Ее провели доктора наук Алла Георгиевна Прокофьева, Галина Павловна Матвиевская, Юрий Спиридонович Зобов, краевед Татьяна Владимировна Судоргина и многие другие.
Газета «Вечерний Оренбург» более 14 лет, с самого начала своего существования, регулярно печатала очерки, статьи, рассказы Анания Павловича Кузнецова, возвращая читателям утраченное имя и произведения талантливого оренбургского самородка.
Литературный альманах «Гостиный Двор» с первого номера регулярно печатал его рассказы, очерки, стихи, статьи, сказки, фельетоны, извлеченные из архивов Академии наук СССР, из личных архивов, старых газет и журналов, не доступных массовому читателю.
Творчеству А.П. Кузнецова посвящены работы профессоров Н.В. Новикова, Ю.С. Зобова, А.Г. Прокофьевой, А.И. Лазарева; кандидатов наук Т.Н. Скопинцевой, Т.А. Пузаневой; писателей П.Н. Краснова, В.И. Одноралова.
В наши дни наконец труды Анания Павловича становятся доступными массовому читателю. В калужском издательстве «Золотая аллея» на днях вышла в свет долгожданная книга А.П. Кузнецова «Этнографические очерки», которая несет в себе запах, вкус и цвет эпохи. Это бесценное сокровище не только Оренбуржья, но и всего русского народа.
Фактически А.П. Кузнецов, как писал Ю.Зобов, первый в Оренбургской губернии исследователь крестьянской жизни. А книга его, увидевшая наконец-то свет, – своеобразная энциклопедия дореволюционного крестьянства.
Ольга Поконова, праправнучка А.П.Кузнецова, студентка журналистского отделения филологического факультета ОГПУ.