Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Кто вы такой, господин Барбачев?
Кто скрывался под псевдонимом первого оренбургского фельетониста?
Александр Старых
«Неча на зеркало пенять…»
Первая частная еженедельная газета Оренбурга «Оренбургский листок» начала свою историю с 1 января 1876 года. Издавал и редактировал ее до самой смерти в 1905 году правитель канцелярии попечителя Оренбургского ученого округа, титулярный советник Иван Иванович Евфимовский-Мировицкий.
Выпуск новой, политико-литературной газеты стал для маленького, пятидесятитысячного провинциального городка без преувеличения знаменательным событием. До этого знакомство с жизнью Оренбурга и края происходило лишь по материалам сухих и официальных губернских «Ведомостей», в которых «беллетристика совершенно изгонялась из неофициальной части как неподходящая к программе». Не идут в счет и сугубо религиозные «Оренбургские епархиальные ведомости» (кстати, созданные в 1873 г. и два года редактировавшиеся тем же И.И. Евфимовским-Мировицким). В «Листке» оренбургские аборигены впервые вдруг увидели себя в зеркале живого городского фельетона, который вошел в плоть и кровь газеты с первого ее номера, разместившись в нем прямо на первой странице, рядом с программной передовой. Надо сказать, что собственное отражение в фельетонном зеркале понравилось далеко не всем горожанам, но зацепило оно при этом всю читающую публику.
Автор первого фельетона по традиции того времени подписался псевдонимом - Nemo. В дальнейшем он сокращал его до N, а также, судя по стилю и тематике, скрывался под другими буквами – Z, X, M. В первые годы издания фельетон занимал в «Оренбургском листке» среди других материалов едва ли не центральное место. «Газета, весьма понятно, выступила защитницею нашего городского самоуправления как принципа, умея в то же время отличить принцип от личностей, - определяет profession de foi «Оренбургского листка» П. Н. Столпянский в статье «История открытия и первые годы существования частной газеты в городе Оренбурге», опубликованной в 1903 году в «Трудах Оренбургской ученой комиссии». Правда, тут же впадает в противоречие: «Защищая принцип, газета тем сильнее и ядовитее нападала на отдельных личностей, которые не умели удержаться на высоте призвания». «Эти нападки делались во всякой форме, - замечает Петр Николаевич, - и письмами в редакцию, и передовыми статьями, и маленьким фельетоном».
Как ни объясняла газета, что бичует в фельетоне именно «принципы», а также обычаи, нравы и общественные пороки, прикрываясь фельетонной болтовней, в городе, где почти все знали друг друга в лицо, легко узнавали персонажей произведений из неофициального отдела «Оренбургского листка». Это и личность «местного откупщика Драл Мазуриковича Низкого», и «Давилы Алтыновича, купца чуть ли не первой гильдии», который «имеет в городе завод, человека почтенного, все ему кланяются, уважают, да и какую-то важную ему общественную должность дали», и «арендатора водяной мельницы Федула Ивановича Лошадкина из города Обдорска (легко угадывается Орск!), и «старинного поставщика Бездетнова», пожертвовавшего аж сто рублей «на славян» (надо полагать, на освобождение болгар от турок) и по этой причине объявившего себя «внутренним героем», а также многих других, в том числе и безымянных, но неизменно угадываемых современниками - чаще всего даже не в силу типизации, а в силу личного знакомства - персонажей городской или краевой жизни. Как говорил один из фельетонов Nemo, высмеивающий постановление старшин Оренбургского общественного собрания о назначении 9 февраля 1876 года «маскарада, в котором дамы могут быть не иначе, как в масках»: «В Оренбурге интриговать?! Помилуйте! Что и про кого в этой боготерпимой столице степей неизвестно всем и каждому?».
С первых номеров у фельетонистов в газете сложилось своего рода «распределение обязанностей». «Дневник Старожила», например, дает хронику мелких личных и общественных событий, в которых, однако, присутствует некий выверт, повод для скрытой или явной иронии по поводу местных обычаев, суеверий, нравов или мелких непорядков, вроде грубости половых в трактирах или пропажи калош в общественном собрании. Под видом престарелого и, в общем, недалекого титулярного советника фельетонист «Листка», балагуря и шутя, касается, впрочем, и более серьезных тем (по некоторым данным, под этим псевдонимом скрывался горожанин Циолковский). В №8 за 1876 г., например, рассказывает он историю про некоего «купца Лиходеева», который обманом забрал баранов у киргизских поставщиков. Скверный анекдот, где «правда» выясняется в споре с помощью слабительного средства, подмешанного в питье бедным киргизам, заканчивается словами: «Недаром, должно быть, про Лиходеева песенку сложили: «Когда бы не был коммерсантом, был бы, верно, арестантом».
«Переписка двух подруг» рассчитана была, по-видимому, на привлечение интереса к газете молодых читателей. Две подруги, одна из которых живет не в Оренбурге, в письмах мило щебечут на разные темы, «интригуют» в отношении молодых людей и как бы вскользь касаются городских тем, в том числе и фельетонов в «Оренбургском листке». Этот типичный образец беллетристической «фельетонной болтовни», в большей степени развлекательный элемент на страницах газеты. К переписке добавляются «Письмо к редактору» Матери семейства, «Безглагольные песни о русских барышнях» - стихи, подписанные Очевидцем.
В скором времени «Переписка» и дневник Старожила сходят со страниц «Листка». И если не считать нескольких театральных пассажей Степана Щелкунова, постоянными остаются фельетонисты Nemo и С. Барбачев, а затем практически один Барбачев. И здесь уже в отдельные моменты всерьез можно говорить о фельетоне в «Оренбургском листке» не просто как о рубрике (чем преимущественно в то время он являлся), но главным образом как обличительном литературно-публицистическом жанре. И хотя Nemo восклицает иногда: «Я обращаюсь с мольбой уже не к музам, а к самому Аполлону и прошу его ниспослать мне дух пустословия хоть на два–на три фельетончика» или: «… в пределах программы своего фельетонного бенуара я не смею соваться со своими легкомысленными суждениями в область серьезной публицистики», в другом месте, подписавшись Фельетонист (чуть позже мы постараемся доказать, что это именно Nemo), он сетует на то, что в его статьях заподозрили «обличение… личностей»: «Жаль, очень жаль, что фельетон понимается так узко и своеобразно… Раз навсегда объявляю, что подразумевать кого-либо в вымышляемых мною личностях не следует; обличать кого бы то ни было для меня лично не только нет цели, но и нет надобности. Ловя факт из общественной жизни, я останавливаюсь на нем без всякого отношения к лицу, так как мне решительно все равно: совершился этот факт с тем или другим лицом. Для дела важно то, что факт осуществился <…> Одно при этом необходимо - это удержать себя от личностей» («ОЛ» №7, 1876). Однако такие программные заявления не очень-то убеждали читающую публику.
П.Н.Столпянский в вышеупомянутой статье по истории частной газеты пишет: «Еще более язвительными были нападки на думу постоянного фельетониста газеты С.Барбачева, под этим псевдонимом скрывался всем известный, уважаемый общественный деятель Оренбурга» (курсив мой – А.С.). Вот несколько примеров. Фельетоны С. Барбачева носили общее название «Картинки с натуры». В одном из них (№44 за 1876 год) С.Барбачев пишет: «У нас есть дума, образованная на новых началах, вступившая во второе четырехлетие своего существования, но сказать о ней пока нечего. Во-первых, потому, что мы не видим плодов ее плодотворной деятельности, да это и не дело фельетониста, а во-вторых, потому, что там царит подавляющая скука и вялость, способная раздражить, а не насмешить». Далее приводятся примеры, как говорили ораторы думы прошлого состава: «Гласный, трактуя по вопросу о спорной земле города с казаками, восклицает: «Господа! Верховные права города должны быть восстановлены на эти земли! Его успокаивают, говоря, это мы можем… Это дело в наших руках – потому мы гласные, уже ратифицированные… Такие речи хотя и не слышатся более в думе, но зато раздаются словечки: супсендия (субсидия), молокотив (локомотив), «необходимо выписать несколько экземпляров техников».
Остроты над гласными допускались во всевозможной форме, даже в стихах. Вот один из примеров:
«Да, спят молодцы наши думцы,
Лишь чуткие к нуждам своим,
И зова рассыльного слышать
Не хочется более им…
Встает голова в заседанье,
Считает он гласных ряды,
Потом говорит: «До свиданья…
Отсрочим опять, до среды…»
Нежелание гласных ходить на заседания городской думы особенно в тот момент, когда принимаются важные решения, было большой проблемой для тогдашнего городского головы Н. А. Середы. «Оренбургский листок» в первых же своих номерах предоставил ему возможность гневно высказаться по этому поводу и в дальнейшем не раз сам прохаживался в адрес нерадивых членов думы. «Кто меня может принудить, - кричал один большой, но еще «не сложившийся» человек, - описывает дебаты С.Барбачевю. – Хочу – хожу, хочу – нет, моя воля! – Вас-то одного, милостивый государь, можно и за борт, за бездействие, значит, по службе, на основании уложения-с, - крикнул кто-то в ответ, - но вот что делать с целой думой, если она не хочет ходить? На это действительно не придумано никаких мер» («ОЛ», №14, 1876).
Барбачев едко цепляет членов городской думы, которые, по его мнению, пришли в городское самоуправление для того, чтобы решать лишь свои вопросы, не печась об общем благе. «Недавно один из ярых защитников частных интересов преимущественно пред общественными, отстаивая и против закона, и против здравого смысла оставление кабака на неузаконенном месте, не стесняясь, заявил, что кабак, находящийся близ пороховых складов, не представляет никакой опасности городу в случае пожара, так как «никогда не было примера, чтобы горели кабаки» (?!) Оспаривать серьезно такое мнение невозможно» («ОЛ», №9, 1877). Понятно, что хотя фамилия думца-молодца и не названа, говорил о нем весь город.
Пытаясь исправить нравы и пороки членов думы, фельетонист «Листка» обнажает их исторические корни. «Бывало, захотят среди улицы, во всю ширину ея, козлы поставить, чтоб не смел никто мимо их дома проехать, ну и конченное дело, уж никто и не проедет. Захотят дом или другую постройку возвести «по собственному разумению», ну и никто им в том воспретить не смеет. Если, бывало, полиция вздумает помешать, что, дескать, это другим неудобно или опасностью грозит, так они зазовут эту самую власть к себе, «намочат ей морду», ублажат ее всячески, наградят и отпустят со словами: «другим неудобно или опасливо, да нам-то что до других? Нам удобно, а ты наш, а мы твои, поезжай себе домой с Богом; не мешай нам жить по своей воле» и т.д., и т.д.».
Вдумайтесь хорошенько во все эти толки, эти разговоры, и вы поймете тогда, почему в настоящее время так трудно достигнуть общественного благоустройства. Для вас станет ясно, что старые корни дали молодые отпрыски со старыми соками самодурства, розни и самоуправства! Вдумайтесь хорошенько во все их слова, вглядитесь в их поступки, и вы перестанете удивляться тому, что наши могикане от буржуазии гг. Ладыгин и Гусев, будучи гласными городской думы, уничтожили городской общественный водосток, стоящий несколько тысяч рублей, и залили въезд в город по главной улице столь глубокой водой, скопившейся от дождей, что не только пешему, но и конному пробраться было трудно до самой Петропавловской церкви».
Доставалось думцам не только Оренбурга. Барбачев часто рассказывает о городе Орске-Обдорске. Например, о том, как премудрый член городской управы, он же и казначей, будучи большим любителем пельменей, вывел тайком в графе казенных канцелярских расходов статью «на пельмени».
И хотя придумывал Барбачев для своих персонажей фамилии вполне фельетонические – Хапалкин, Хваталкин, Мигайглазкин, Тишка Толстобрюхов, Обиралкин, Обдиралкин – каждый раз приставляя их к новому герою, обиженные каждый раз узнавали себя. Не спасала даже типизация, к которой прибегал фельетонист, чтобы прикрыть факт всеобщими социальными чертами. Вот как, например, он описывал сущность одного из героев: «Посмотрите, например, в церкви или дома, в образной, на какого-нибудь Мигайглазкина. Когда он молится, вся фигура его преображается из какой-нибудь плюгавенькой и мизерной в величественный образ любвеобильного христианина. Но вот он перестал бить поклоны, и невзрачная физиономия его опять сияет непримиримой человеконенавистью: он опять замышляет, нельзя ли кому сделать зло, разорить кого, посадить в острог, оклеветать доброе имя. В сердце его нет уже и следа христианского учения, повелевающего молиться за врагов, нет и тени христианина. Он весь олицетворение духа злобы, изрыгающего злобу на все и на вся. В это время ему незнакомо чувство сострадания: он непреклонен, горд, недоступен и черств к человеческим страданиям. Зато как быстро меняется эта напыщенность, если Мигайглазкин наш за одну из своих мерзостей попадает в беду! Жалкий, беспомощный – он способен на всякую приниженность, на всякую угодливость. Забывши свою гордыню, Мигайглазкин наш способен валяться в ногах с утра до ночи, осаждать людей влиятельных, подкупать их участие к себе фарисейскими слезами и готов целовать полы платья, руки, ноги, только бы избежать кары за те слезы несчастных, разоренных им семейств, которые о возмездии вопиют к небу…». Казалось бы, перед нами литературный тип, но и в нем абсолютно точно определяется лик оренбургского купчишки – мироеда или «мышееда», как называл его Барбачев.
Успел поссориться правдоруб из «Листка» и с оренбургскими казаками. В ответ на возражение со стороны атамана Оренбургской станицы Петра Ивановича Авдеева по поводу публикации о спорных землях, имевшихся у города с казаками, Барбачев развернул полемику, затянувшуюся на несколько номеров, где «выхлестал» и атамана, и захватническую политику оренбургских казаков.
Реакция затронутых фельетонистами персонажей была очень болезненной.
«И был притянут к Иисусу…»
Один из обиженных на газету г.Савинков обещал «потянуть» в суд и редактора, и цензора за то, что он «не отличил безвредной шутки, допускаемой по программе фельетона, от злонамеренной истины»… Стоило фельетонисту всего лишь перечислить типы людей, живущих в Оренбурге, среди которых был и такой: «Вот педагог-начальник, жестоко дерущий детишек розгами; положим, он не саморучно сечет, а через сторожей, он только при этом присутствует, приговаривая: «шибче, покрепче, вот так, вот так»; в то же время этот педагог страстно любит поэзию, музыку, гуманные науки и даже поет, и поет так сладко, умилительно, нежно, что захлебывается сам и захлебываются слушатели его», - стоило Барбачеву обозначить его, как неизвестный педагог сам уже шлет письмо в редакцию, где с гневом набрасывается на фельетониста: вся Швейцария порет учеников, и это педагогично. «Но что нам Швейцария! Что Песталоцци! У нас есть Барбачевы!», - ядовито иронизирует автор анонимки.
Уже в первые годы существования Барбачев заработал немало врагов. Тучи все более сгущались над ним, пока в 1878 году не грянул гром. Адвокат городской управы Лазарь Вейсберг подал в суд на газету на том основании, что заподозрил себя в Хваталкине, который вместе со своими друзьями – Мигайглазкиным и прочими - вершили неблаговидные дела в городской думе.
Впрочем, и до этого с «Оренбургским листком» неоднократно пытались расправиться. Это не считая писем с угрозами, которые приходили в редакцию. В дело не раз вмешивалось Главное управление по делам печати, отыскивая (видимо, не без подсказок с обиженной стороны) нарушения программы, допускаемые «Оренбургским листком». В частности, было сделано следующее замечание: «В №2 статья «Учреждение в Оренбурге должности адвоката» написана шуточным тоном, доходящим до неприличия, так, например, говоря о лености думы, объясняемой «безголовьем тем, что голова уехал в Петербург, а голова, временно представленная, недостаточно строго взыскательна», автор глумится над собранием думы и над городскою управою, которая, не зная где взять городских дел для практики адвоката, изыскивает их, роясь по шкафам и столам, и к крайнему прискорбию не обретает их; наконец, глумяся над гласными, выражаясь, что один из них может не смыслить ни уха ни рыла в делах городского управления. В №14 напечатана статья, озаглавленная «Не захотели сечься!», о принуждении гласных посещать заседания, статья, написанная шуточным тоном, приличествующим фельетонной болтовне».
Еще серьезнее было замечание по поводу того, что две фельетонные статьи в «Оренбургском листке», хотя и разделенные трехнедельным промежутком, начинались с одного и того же вопроса. И даже в этом «доброжелатели» попытались найти крамолу: «…в №3 и №7 напечатаны обличительные заметки в форме вопросов: «Правда ли?», введенной в употребление Герценом в его «Колоколе» и признанной со стороны Главного Управления недозволительною даже в бесцензурных столичных газетах». Подражание Герцену, которое само по себе могло бы стать поводом для фельетона, грозило тем не менее обернуться серьезными неприятностями для газеты.
В октябре 1879 года с жалобой губернатору на «Оренбургский листок» обратился даже городской полицеймейстер.
В результате всех перипетий фельетон вместо того, чтобы помочь городскому обществу бороться против тупости, косности и невежества чиновников, жульничества лавочников и купцов, вверг саму газету к концу третьего года существования в различные судебные тяжбы и преследования и поставил ее на грань разорения.
Чем закончился суд в 1878 г. дотошно неизвестно. «И вы, и мы ныне призваны к порядку!!!», - пишет в очередном фельетоне Барбачев. В чем выразился этот «порядок» со стороны неистового фельетониста, сказать трудно: до конца года фельетоны с его подписью (как и вообще фельетоны) выходили уже не так часто. А подшивки «Оренбургского листка» с 1879 по 1881 годы в Оренбургском архиве отсутствуют. В 1883 году фельетон, однако, еще бытует на страницах газеты. Правда, уже далеко не в таком объеме, часто уступая место перепечаткам. Нет в нем уже былой социальной остроты. Тексты, как правило, без подписей или иногда с псевдонимами: Приезжий, Старый знакомый и др.
Знали все, не назвал никто
Так кто же скрывался под псевдонимами фельетонов, потрясших сонный степной город в середине семидесятых годов девятнадцатого века? В 1879 году в Оренбурге случился страшный пожар. Сгорела большая часть города и вместе с ней дом редактора и издателя «Оренбургского листка», находившийся в районе нынешней улицы Пролетарской. Погибла при этом и редакция, и типография. Стало ли это частью общей беды, или так под сурдинку расправились с Иваном Ивановичем Евфимовским-Мировицким за злокозненные фельетоны – доподлинно неизвестно. Если все же предположить второе, то у поджигателей были все причины считать, что под маской ненавистного им Барбачева (а, скорее всего, они точно это знали) скрывался сам Иван Иванович.
Наверняка знал об этом и Столпянский, когда в вышеупомянутом очерке намекал на «всем известного, уважаемого общественного деятеля Оренбурга». Сам Евфимовский-Мировицкий, который руководил своей газетой до конца жизни в 1905 году, на двадцатипятилетии «Оренбургского листка» в 1901 году признавался, что «был и редактором, и издателем, и типографом, и корректором, и автором… собственной газеты».
«В одной из лучших своих повестей – «Стране отцов», ставшей в 1905 году наряду с «Поединком » А. И. Куприна книгой года для читателей России, С. И. Гусев-Оренбургский рассказал о содержании и направленности оренбургских газет, о преследованиях за прогрессивные корреспонденции со стороны местных властей. В повести выведен образ редактора «Старомирского листка» Веселухи-Миропольского - явный намек на редактора «Оренбургского листка» И. И. Евфимовского-Мировицкого», - считает оренбургский исследователь А.А.Прокофьева. Не является ли в таком случае первая часть литературной фамилии еще одним намеком на веселую сущность редактора-фельетониста, разозлившего и развеселившего весь Оренбург своими задиристыми статьями? А то, что Иван Иванович по характеру своему ненавидел «верхоглядство, напускную ученость, жалкую посредственность», отмечали в некрологе на его смерть 5 мая 1905 года оренбургские газеты: «они вызывали в нем чувство огорчения, досады и даже возмущения». Или другое: «Иван Иванович со студенческой скамьи ринулся в борьбу сначала с епархиальными болотами, а затем путем издания газеты бросивший вызов всему нашему невежеству, всей нашей обломовщине».
Но кроме косвенных подтверждений есть и более конкретные подсказки об авторстве многих фельетонов, и в первую очередь оставленные самим Евфимовским-Мировицким. Начнем с того, что это был очень грамотный человек – выпускник сначала Черниговской духовной семинарии, затем Петербургского университета с ученой степенью кандидата прав. С 1871 по 1875 годы он состоял частным преподавателем в Оренбургском женском Неплюевском институте по предметам: русский язык, теория словесности и история русской литературы - и за успехи учениц был удостоен Высочайшей денежной награды. Художественные достоинства фельетонов «Оренбургского листка» первых лет издания очевидны, как очевидно и единство стиля его авторов.
Теперь перейдем непосредственно к псевдонимам. Первый фельетон, подписанный, как мы уже сообщали, Nemo, помещен на первой странице первого номера «Оренбургского листка» рядом с передовой. Редактор явно хотел поставить знак равенства между ними или намеренно подчеркнуть важность нового жанра на страницах газеты. Кстати, именно feuilleton (с французского - листок, листочек), скорее всего, и дал название оренбургской частной газете.
Если отсылать происхождение псевдонима к жюль-верновскому капитану, то здесь открывается двойной намек: во-первых, автор – руководитель, капитан газеты; во-вторых, речь идет о подводном плавании этого капитана – в подтексте фельетона и в глубинах иронического иносказания. Если же не брать во внимание французский роман, то псевдоним расшифровывается еще проще: в переводе с греческого, который выпускник семинарии и университета Евфимовский-Мировицкий знал наверняка, «немо» означает «управляю, распределяю». Чем не псевдоним для автора, редактора и издателя в одном лице?
То, что Nemo - автор и «Переписки двух подруг», и «Дневника Старожила», а также N, Z и Х, становится ясно хотя бы из стихотворного фельетона «Исповедь фельетониста», помещенного в №9 «Оренбургского листка» за 1876 год, где Nemo почти прямо говорит об авторстве опубликованных ранее произведений:
«А дабы облегчить вам формулу прощенья
И индульгенции самим не сочинять,
Решаюсь я теперь для самообличенья
Вам всех своих грехов подробный список дать.
Их счетом семь, как семь и фельетонов,
Что здесь, в «Листке», я, грешный, поместил…» .
Как раз семь фельетонов, включая «переписку подруг» и «дневник Старожила», было и напечатано с начала года.
С. Барбачев впервые появляется в №17 в собственной фельетонной рубрике «Картинки с натуры» с подзаголовком «Посвящается памяти «Старожила» - как бы на смену «сбежавшему из города фельетонисту» с таким псевдонимом. Правда, Старожил мелькнет еще однажды, но место его уже занято более откровенным «правдорубом» Барбачевым - грозой ленивых думцев и жуликоватых купцов.(Кстати, фамилию нового фельетониста можно вывести из слова «барба» - так называется острый заусенец, возникающий при процарапывании картинки на металле).
Кому, как не Евфимовскому-Мировицкому, самому состоявшему гласным городской думы в 1874-1887 гг., являвшемуся сверхштатным чиновником особых поручений при губернаторе, а также мировым судьей («Оренбургская биографическая энциклопедия», Оренбургское книжное изд-во, 2000), было знать в подробностях те факты и события, которым посвящены фельетоны?
Новая маска требует более жесткого пера, и фельетонист, как мы уже убедились выше, обладающий даром художественного перевоплощения, прекрасно справился с этой задачей. Однако если говорить о стиле, характере и построении фразы, об особенности композиции фельетона, часто включавшей стихотворное резюме или сатирическую квинтэссенцию ситуации, то перед нами тот же Nemo, только «прошедший тяжкий путь познания».
В №23 за 1877 год помещена гневная отповедь фельетонисту Барбачеву со стороны Оренбургского станичного правления, подписанная Петром Ивановичем Авдеевым. Любопытно, что по горячим следам делает сноски и комментирует их лично редактор, судя по характеру замечаний, едва удерживаясь от полемики, – комментирует как автор, в деталях отвечающий за свои слова. В следующем номере «Листка» Авдееву оппонирует уже Барбачев, но с теми же аргументами и с той же интонацией, что и редактор.
Л.Вейсберг, судившийся с газетой, подал иск не на Барбачева, а впрямую на редактора и не только потому что он по определению в ответе за все публикации. «…Если у меня нет такого легкого оружия, как собственная газета, - угрожает он,- то зато я, благодаря судьбе, имею в себе бескорыстного и преданного адвоката, который, смею уверить редактора, будет столь же неутомим на скромном поприще закона, сколько он на видных столбцах своего почтенного органа». «Видные столбцы», из-за которых и разгорелся судебный сыр-бор, как видим, напрямую приписываются редактору.
Верны ли наши выводы или нет, покажут дополнительные исследования. В любом случае, во второй половине семидесятых годов в оренбургской степи прозвучал голос первого фельетониста, явившего лучшие образцы сатирического жанра на долгие годы не только в местной публицистике, но и в масштабах российских. Доказательством тому могут служить целые отрывки из фельетонов Барбачева, которые, будучи перенесены на нашу почву и в наше время, звучат по-прежнему взволнованно, публицистично, и, увы, актуально. Разве не к нам, потомкам, обращены эти горькие строки? «Вы жалуетесь, что у нас только на бумаге выходит все красиво и благополучно, что у нас две России – одна бумажная, где все обстоит не только благополучно, но «уловляет вселенную», другая же Россия серая, действительная Россия, которой и теперь, как тысячу лет тому назад, приходится скорбно заявлять: «земля наша велика и обильна, но порядку в ней нет». Но кто же этому виноват? Сами мы испортили все реформы, сами мы покалечили все начинания, и в суд, и в земство, и в городские управления, и даже отчасти в школы понапихали Бог весть кого. Кого же будем винить, если эти убогие «деятели» наши, не умея разумно повести вверенное им «честное дело», сумели лишь приосаниться, постичь и расчухать прелесть власти и заорудовать так, что под их дудку заплясали лес и горы! Если мы при этом только пожимаем плечами да охаем по секрету, то кому же обличать, запрещать, благовествовать, настаивать благовременно и безвременно?»
П.Н.Столпянский писал в 1901 году, что многое из того, что критиковал в фельетонах Барбачев, актуально и спустя двадцать пять лет. Увы, добавим мы, и спустя сто тридцать лет - тоже…