Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Лучше гор могут быть только горы…
Пятеро оренбуржцев: Георгий Глухов, Игорь Землянский, Дмитрий Смирнов, Салават Адыльгейдин и Виталий Стухин вернулись из длительной поездки в Тибет, где совместно с друзьями из Перми совершили восхождение на гору Ньенчен-Тангла высотой 7118 метров. О впечатлениях и трудностях похода с читателями «Вечерки» поделился участник экспедиции Игорь Землянский.
Вы хотели экзотики – она есть у нас
Наш самолёт приземлился в аэропорту города Урумчи. Начинается наше путешествие по Китаю, главная цель которого - восхождение на одну из высочайших вершин Тибета - гору Ньенчен-Тангла. Ступаем на китайскую землю и тут же оказываемся в плотном кольце местных предпринимателей, которые наперебой предлагают такси, сим-карты для сотовых телефонов и обмен денег. Объясняясь жестами, меняем деньги и едем на такси в город с намерением нанять машину для поездки в столицу Тибета Лхасу.
Центр города поражает страшной суетой и обилием небоскрёбов. Переговоры с водителем ни к чему не привели – нас не устроила ни цена, ни время, за которое он нас собирался отвезти в Лхасу, поэтому решаем перебраться на автовокзал и ехать в Лхасу, как и планировали, через весь Китай на рейсовых автобусах с пересадками.
Наконец садимся, а вернее, ложимся в автобус, который, на наше удивление, оказывается с лежачими местами, и покидаем Урумчи. Что сразу поражает, так это великолепные дороги, которые, как позже выяснили, платные. Наш путь лежит на восток в городок Хами, затем на юг через пустыню Гоби в город Дунь-Хуан и затем далее на юг в город Галмо. Этот путь мы преодолели с двумя пересадками за полутора суток.
Курьёзы в общении с местным населением продолжаются. Это особенно ярко проявляется в попытках объяснить персоналу кафе, что ты хочешь заказать: то приносят не то блюдо, что ты хотел, то размеры порций превосходят все твои ожидания. В результате из-за стола встаешь как огнедышащий дракон – большая часть пищи очень острая. Но, в конце концов, эту проблему мы научились решать, заходя прямо на кухню и показывая пальцем, что тебе нужно. Наши мучительные попытки есть палочками вызывают у китайцев добрые улыбки. Надо сказать, приятно удивило очень доброжелательное отношение к нам со стороны местного населения.
Покупаем билет на поезд, который идёт из Галмо до Лхасы по недавно (менее года назад) построенной железной дороге. Садимся в спальный вагон. С нас берут подписку, что мы предупреждены о том, что поезд будет идти на высоте более 3500 м. Вагон блистает чистотой, вышколенные проводники следят за порядком и всегда готовы предложить свои услуги. В купе имеются индивидуальные приспособления для дыхания кислородом, а в коридоре электронное табло, на котором высвечивается на китайском и английском температура воздуха, скорость движения, высота над уровнем моря и другая информация. Высота быстро растёт. Ее максимальная отметка составила 5160 м - похоже, что это самая высокогорная железная дорога в мире.
За окном мелькают суровые полупустынные пейзажи тибетского нагорья, заснеженные горные хребты, озёра, большие стада пасущихся яков, изредка попадаются маленькие (несколько домов) тибетские деревеньки. Нередко прямо у дороги пасутся дикие козлы, которые никакого внимания не обращают на проходящий поезд. Железная дорога тоже сильно отличается от нашей: идеально ровная укреплённая насыпь, чередующаяся с длинными эстакадами, под полотном специальные проходы для животных, селезащита, защита от камнепадов, песко- и снегозадержание, сплошные ограждения, - всё сделано по уму и на совесть. Отсюда высокая скорость поезда и практически полное отсутствие тряски и качки.
Поезд идет вдоль цепи высоких заснеженных гор, над которыми неожиданно возникает громадная ледяная вершина, - это и есть Ньенчен-Тангла, цель нашего путешествия. Первое знакомство с вершиной впечатляет - ледяная вершина высотой более 7000 м, подножие которой находится на плоской зелёной равнине.
Лхаса - это священный город для буддистов, исповедующих ламаизм. На улице много буддистских монахов–лам, настойчиво требующих у окружающих, особенно иностранцев, подаяния. Ещё больше паломников в национальной тибетской одежде, которые двигаются по улицам города, вращая в руках молельные барабаны. Паломники, придерживающиеся более строгой веры, передвигаются простираясь на земле после каждого шага, не обращая внимание на объезжающие их машины и поток людей. Цель всех паломников - многочисленные святые места, монастыри и храмы, главный из которых - замок-дворец Потала, бывшая резиденция Далай-лам. Дворец отстраивался начиная с VII века. Вид его поражает - это огромный средневековый замок, высеченный прямо в скале. Высота его - 117 метров. В настоящее время он превращён в музей, небольшая часть которого открыта для посещения туристов.
На утро четвёртого дня, оставив все ненужные вещи в гостинице, грузимся в микроавтобус и покидаем Лхасу. Примерно через три часа мы уже под горой на высоте 4500 м у входа в ущелье, по которому нам предстоит подняться к началу нашего маршрута. Погода не из приятных, достаточно прохладно, постоянно дует сильный порывистый ветер. Отпускаем машину, утепляемся и начинаем готовить обед. Очень скоро оказываемся в плотном кольце тибетцев, местных аборигенов, глинобитные жилища которых разбросаны по равнине. Всё в нас вызывает у них интерес: одежда, снаряжение, пища, которую мы готовим. С детской непосредственностью и ничуть не стесняясь, они пристально наблюдают за нашими действиями, рассматривают людей и заинтересовавшие их предметы. Сами они выглядят весьма экзотично: очень смуглые лица с идеально ровными и белыми зубами, потрепанная одежда, поверх которой одеты тёплые длиннополые накидки с длинными рукавами, руки в которые их хозяева помещают довольно редко. На головах у женщин толстые платки, края которых у большинства обмотаны вокруг лица, закрывая рот и нос. Видимо, таким образом они защищаются от пыли и ветра. Мужчины поголовно в широкополых шляпах самых разных фасонов. У всех без исключения различного рода украшения: бусы, браслеты, чётки, пояса, состоящие из блестящих бляшек. Волосы у мужчин заплетены в длинные косы. Все они очень напоминают южноамериканских индейцев с фотографий из журнала “Вокруг света”. Фотографируются тибетцы очень неохотно, поэтому приходится прибегать к различного рода ухищрениям, чтобы сделать несколько кадров. Через некоторое время, удовлетворив своё любопытство, аборигены покидают нас, и мы остаёмся одни.
Пообедав, в два приёма перетаскиваем груз в нижнюю часть ущелья, где на берегу горной речки разбиваем временный лагерь. Солнце клонится к закату, на окрестных склонах практически без присмотра пасутся стада яков. Невдалеке виднеется буддистская ступа. В её окрестностях расположено несколько сложенных из камней алтарей с множеством закреплённых на них длинных верёвок. На них море привязанных разноцветных флагов, исписанных буддистскими мантрами. Всё это помогает забыть суету городов, переездов и сосредоточиться на предстоящем восхождении.
Чиновник – он и в горах Тибета всегда прав
Задача первого дня тренировочного похода - подняться на ледовую седловину на ребре горы. Продвигаемся медленно, сказывается тяжесть гружёных рюкзаков. Подходим к краю ледника, спускающегося с седловины, обедаем, надеваем кошки и начинаем подъём на седло. Ледовый склон не очень крут, весь снег растаял, трещин практически нет, а те, которые попадаются на пути, очень узкие и хорошо видны, поэтому идём не связываясь. Погода хорошая, если не считать периодически налетающих порывов холодного ветра. Приходится довольно часто делать короткие остановки, чтобы перевести дыхание, - сказываются растущая высота и недостаток акклиматизации. Ранним вечером, наконец, достигаем седловины, которая ровная и достаточно широкая, чтобы без труда поставить палатки. По прибору JPS определяем высоту - 6000 без нескольких метров. Вершина и верхняя часть ребра отсюда не просматриваются, но зато хорошо видна его нижняя часть. Она представляет собой блестящий на солнце крутой ледовый склон, на котором практически полностью отсутствует снег. Это говорит о том, что лёгкой жизни ждать не приходится.
На следующий день двигаемся в связках с попеременной страховкой. На наиболее опасных участках приходится вешать верёвочные перила, страхуемся через ледобурные крючья, которые вворачиваем в лёд. Склон крутой и жёсткий, поэтому приходится идти на передних зубьях кошек, забивая на каждом шаге клюв ледоруба в склон. Сердце готово выскочить из груди, дыхание как во время интенсивного бега. Отдохнуть можно только стоя на небольших ледяных ступеньках, которые мы вырубаем на станциях страховки. Необходимость обустройства надёжной страховки и недостаток акклиматизации сильно замедляют наше продвижение. Высота 6300 метров, - целый день интенсивной работы, а поднялись всего на триста метров. Около часа тратим на то, чтобы вырубить во льду площадку для двух палаток, и готовим ужин. Налицо все признаки горной болезни: высокий пульс, одышка, полное отсутствие аппетита, у некоторых побаливает голова. Ещё одна неприятная новость - погода начинает портиться, ветер усиливается и дует уже без перерывов, пошел снег. Но, несмотря на это, картины вокруг завораживающие: белые облака вперемежку с темными тучами клубятся вокруг гор, игра света и тени в лучах заходящего солнца создают непередаваемые сюрреалистические пейзажи.
На второй день взяли высоту 6550 м и спустились в базовый лагерь на отдых. Здесь нас ждали два неприятных сюрприза: во-первых, заболели сразу двое ребят, а во-вторых, неожиданно явилась целая группа представителей Тибетской федерации альпинизма, которые якобы видели нас на горе. А эта гора, оказывается, месяца три назад решением Всетибетского собрания народных представителей включена в список вершин, за восхождение на которые надо платить.
На предложение уладить формальности на месте получаем категорический отказ. Двоим ребятам приходится отправиться в Лхасу, в их офис, для улаживания конфликта.
В результате переговоров в присутствии полиции и переводчика пришлось заплатить штраф. За разрешение на восхождение, стоимость которого оказалась вдвое больше, чем штраф, мы платить отказались. Правда, китайские чиновники, довольные тем, что им все же удалось показать свою бдительность и взять с нас штраф, пообещали закрыть глаза на то, что мы поднимемся на вершину, когда будем снимать снаряжение. Итак, завтра мы начинаем восхождение.
…Утро чудесное, после вынужденного двухдневного отдыха чувствуем себя хорошо. Идти достаточно легко. Уже к обеду мы на седловине. Начинаем подниматься по перильным верёвкам. За несколько дней солнечной погоды ледобуры, поставленные при первом тренировочном подъеме, вытаяли изо льда, поэтому страховку приходится организовывать практически заново. Но, несмотря на это, идём гораздо быстрее, чем в первый раз. К вечеру поднимаемся до оставленной палатки, проводим в ней ночь, а утром продолжаем подъем.
Передвигаться становится все тяжелее, сказывается увеличившийся груз рюкзаков за счёт взятых с собой палатки, газа и еды, да и воздуха в атмосфере с каждым шагом становится всё меньше. Преодолев крутой ледовый склон и бергшрунд, выходим на узкий и крутой гребень, с одной стороны обрамлённый ледяными карнизами, нависающими над ледовой стеной, а с другой - обрывающейся вниз отвесной скальной стеной высотой в несколько сотен метров. Продолжаем движение вверх по гребню. Снежная подушка, где можно нормально отдохнуть, совсем близка. Но силы на исходе, да и солнце клонится к закату, поэтому, достигнув отметки приблизительно 6700 метров, начинаем вырубать на небольшом, относительно пологом участке гребня площадку под палатку. Около часа каторжной работы - и палатка установлена. Правда, двигаться вокруг неё приходится с особой осторожностью, улететь вниз никому не хочется.
Всю ночь мучает бессонница: сказывается высота. Утром без аппетита поглощаем скудный завтрак, надеваем снарягу и, оставив палатку с ненужными вещами, налегке уходим вверх.
Вот и наступил решающий день. Немного интенсивной работы - и мы выходим на снежную подушку. Высота - 6800 м. Перед нами простирается широкая седловина, с противоположной стороны которой находится вершинная пирамида с не очень крутыми снежно-ледовыми склонами. Начинаем подъём на вершину. Склон хоть и не очень крут, но двигаться приходится осторожно, в связке, обходя и перелезая трещины и небольшие бергшрунды, прикрытые снегом. Постоянно приходится прилагать усилия, чтобы заставить себя идти вверх, особенно после короткого отдыха.
26 мая, два часа дня - мы на вершине! Этот момент, как всегда, наступает неожиданно, поэтому не сразу веришь, что цель достигнута, и ты всё-таки вышел победителем в борьбе с собой. Вершина представляет собой небольшую снежную пирамидку в длинном гребне, обрывающемся отвесной километровой стеной. Прибор JPS показывает высоту 7118 м ± 7 м. Далеко под нашими ногами, насколько хватает глаз, простирается огромная горная страна с множеством красивейших вершин. Практически все они еще ждут своих покорителей.