Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Звезды на новом небосклоне
Евгения Павлова
Неклассическая драматургия тоже имеет свои достоинства. С «вечным» у нее как-то не вытанцовывается, зато сиюминутное бывает схвачено верно и в живых подробностях. И если пьесы, например, «Звезды на утреннем небе» А. Галина, берутся к постановке лет этак через пятнадцать после написания, режиссеру приходится искать новый ракурс – время-то идет! А зритель оказывается перед необходимостью сравнить день вчерашний с сегодняшним и подумать, что изменилось в жизни, нашем понимании «связи времен» и в нас самих. Вот почему последняя премьера сезона в областном театре драмы имени Горького – а это именно галинские «Звезды…» - вызвала немалый интерес.
Всемирная московская олимпиада – вот время и место событий, о которых рассказывает пьеса. Как помним, это слепящий блеск фасада советской империи и прозябающие ее задворки. Мир, естественно, должен знать о нас только хорошее, поэтому все столичные путаны отлавливаются и вывозятся за 101-й километр от столицы, дабы не снижать образ советского человека в глазах иностранцев. В финале тех, давних спектаклей девушки, осушив слезы на разукрашенных синяками милицейских начальников глазах, кое-как перевязав сломанные ноги и вынырнув из глубокого запоя, ликуя приветствовали пробегающий вдалеке олимпийский огонь. Они, такие-рассякие, болеют за наших! Прямо какой-то День советской проституции… Патриотический экстаз героинь должен был растрогать зрителей. Теперь понимаем (по крайней мере, должны), что, умиляясь этому, мы ввергали девушек в последнее унижение, как бы заставляя всерьез повторить горькую шутку Валерия Гаврилина: «Такие, как я, нам не нужны!».
Народный артист России Рифкат Исрафилов не пустил в свой спектакль неуместный сегодня пафос финала. Он расставил акценты иначе, и главным достоинством новой постановки стало сострадание ко всем героям рассказанной истории, по чьей бы вине ни были искажены их жизни. И в этом – общая заслуга всех создавших спектакль, на редкость богатый хорошими – и даже отличными! – актерскими работами.
Главным конфликтом действия, на наш взгляд, стало противостояние Валентины (заслуженная артистка России Наталья Беляева) и Анны (Лариса Толпышева). Беляева играет свою «пожарницу», волею судеб ставшую временной начальницей девушек, резко, жестко. Она, скорее, комиссар какой-нибудь не вполне оптимистической трагедии. Интересная это личность. Выросшая во всеохватной советской казарме, уверовавшая в непогрешимость ее «воспитательных» способов, Валентина привычно занимает «активную жизненную позицию» как только узнает о намерении сына жениться на одной из своих нынешних подопечных. Знающая, что такое хорошо и что такое плохо, железная леди противопожарного щита, как осколок снаряда, врезается в союз любящих. Но… Мгновениями женщина начинает ощущать какое-то душевное беспокойство. Ей самой становится больно резать по живому. Актриса играет это внешне скупо, но выразительно и сильно. И пусть «Моральный кодекс советского человека» в ней возобладает, минута простой бабьей жалости к падшим целительна для нее самой, не наученной думать, привыкшей душить живое чувство.
Своим прозрением Валентина обязана Анне. Ларису Толпышеву в этой роли можно поздравить с яркой актерской удачей. Она показывает погибающее в алкогольной агонии существо в рискованной обнаженности, но безукоризненно достоверно, ни в чем не сфальшивив, нигде не «нажав». Но главное – обширно и добросовестно проработана «подводная часть» образа. Как рождаются певцы с поставленным от природы голосом, так являются в этот мир люди с необыкновенной чуткостью и отзывчивостью души. Такая душа живет в Анне Ларисе Толпышевой. И, о Боже, как она прекрасна… Анне не надо ни времени, ни раздумий, чтобы понять, в чем правда – ее просто бросает к очагу боли другого человека. Оттого, что ее нравственное чувство непогрешимо. В этой проститутке, алкоголичке? – возразите, быть может, вы. Да, в ней, в ней одной здесь! И думайте об этом что хотите. Многие сцены Анны – с Валентиной, Марией, Лоран, Кларой - играет крещендо. Тем более поражает взрыв чувства, почти иступленного в Анне, отвергающей индульгенцию Александра. Помните, физик, коротающий дни в клинике для душевнобольных, излагает девушкам апокриф о Деве Марии, намекая, что и святые начинали свой путь, мягко скажем, не благостно. Здесь оказывается, что добрейшая душа – Мария умеет быть суровой и непрощающей – к себе.
Рассказав о солирующих Ларисе Толпышевой и Наталье Беляевой, нельзя не сказать о других актерских работах, по-своему точных и впечатляющих. Девушки-«олимпийки» находятся на разных ступенях своего «горизонтального ремесла» (определение Г. Гейне). Мария Е. Епанешниковой героически упирается на самом краю пропасти, Лоран Натальи Реневой, в которой трогательно живы воспоминания о чистоте, еще реагирует на «шансик», и, наконец, Клара Натальи Лавриненко, уже сжегшая за собой все мосты и всячески вооруженная для этого мира. К мужчинам «Звезд…» А. Галин оказался скупее в материале, отчего Григорию Коневу пришлось усерднее, чем хотелось бы, демонстрировать, что внешне он вполне сын своей матери, а Сергею Шахмутю окупать обаянием ангельской смиренности не проясненную автором тайну – то ли гениального сумасшедшего, то ли безумного гения.
…Очевидно, театр «Звездами на утреннем небе» хотел внести свой вклад в борьбу с, увы, сдается, бессмертным явлением. Нельзя не поддержать его в этом. И, пожалуй, особенно ценно то, что спектакль убедил – в этом деле нужно действовать не «широким захватом», а в масштабе единичной человеческой жизни, не смущаясь малостью результата.