Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Паутинка» - дас ист фантастиш!..
Татьяна Смирнова
И теплый, и модный
«В этом году спрос на оренбургские пуховые платки в европейских странах переживает настоящий бум. Во-первых, они очень теплые, согревают и сохраняют здоровье женщин, создавая душевный комфорт и уют. А во-вторых, мода на них продиктована постепенным изменением идеала красоты. Дело вот в чем. Европа и США постепенно отходят от стереотипа, который много лет демонстрировали субтильные манекенщицы на подиумах, сейчас предпочтение отдается естественной женской красоте. Красоте, которую как раз и подчеркивают оренбургские пуховые платки. Поэтому, если женщина хочет быть современной и модной, ей обязательно нужно иметь в гардеробе хотя бы пару таких платков, к примеру, серый и белый, в дополнение к своим нарядам». Вот такую интересную информацию я встретила на малознакомом экономическом Интернет-сайте. Одним словом, неправы девушки, считающие пуховые палантины и «паутинки» атрибутами «тетенек» или «бабушек»!
В двух словах, конечно, не расскажешь об оренбургском пуховом платке – таком же русском народном чуде, как и хохлома, и гжель, и дымковская игрушка. Да и слишком легко сойти на штампы – «ажурное облако», «невесомое тепло», «наша визитная карточка», «бренд Оренбурга»... Но факт остается фактом – уникальные оренбургские платки известны миру уже третье столетие. Но до сих пор чопорный англичанин, на чьих глазах проденут такую огромную и в то же время воздушную шаль в обручальное кольцо, ошеломленно поправит очки: «Инкредибл...» И сухопарый немец, развернув на свету тончайшее, изысканное, похожее на иней белоснежное кружево, прищелкнет языком: «Дас ист фантастиш!» А в наших деревнях растянут меха баяна и споют разудалую песенку собственного сочинения:
«Оренбургский платок – прелесть-то какая!
Теплый, мягкий и красивый – как моя милая!»
И это все о нем...
Как же и благодаря кому появилась на свет такая диковина? «Рука времени стерла имя казачки, спрявшей первый невесомый клубочек пуховой нити, связавшей тот единственный платок, которому позавидовала вся округа и затем переняла опыт...», - пишет известный оренбургский искусствовед Ирина Бушухина в предисловии к своей книге «Оренбургский пуховый платок...» («Orenburg Down Shawl…»). Около пятнадцати лет Ирина Владимировна по крупицам бережно и старательно собирала материал для своей будущей работы. А в итоге – роскошная книга (в не менее роскошном, хотя и дорогостоящем издании от ООО «Димур»), в которой от «А» до «Я» увлекательно, проникновенно, в художественном плане безупречно изложена история пухового красавца. В качестве приложения фолиант содержит бережно вклеенные фрагменты ажурных «паутинок», теплые советы от одной из самых знаменитых пуховниц Ольги Федоровой. А еще – DVD-диск с одноименным документальным фильмом Юрия Карасевича, лауреатом ряда конкурсов... «Оренбургский пуховый платок», в котором почти нет авторского текста, главными героями которого являются простые оренбуржцы и оренбурженки с золотыми руками, на «ура» был принят в Венеции, Каннах, Пальма-де-Майорка и, конечно, в Москве...
Так как же работали пуховязальщицы, передающие талант по наследству: от бабушек – к внучкам, от внучек – к правнучкам? Это было похоже на ритуал. Дождавшись момента, когда уснут домочадцы, вязальщица садилась поближе к печке. Во рту – «сага» («цага», «цагус») – тонизирующая «жвачка» из березовой коры, нарезанной тонкими ломтиками и протопленной в печи. На концах спиц позвякивали бусины, а в подмотке клубка звучно перекатывались сухие горошины... Все это не давало пуховнице уснуть, не выполнив запланированную работу. Конечно, в век телевидения и радио держать себя в тонусе стало значительно легче.
Узоры у каждой мастерицы были свои: «змейки», «пшенка», «горох», «мушки», «соты», «рыбки». Частенько за основу брались причудливые и неповторимые инеистые узоры на стекле...
Пуховницы и... пуховники
О мастерстве оренбурженок ходят легенды. Интересный вопрос: а причастны ли к пуховязанию мужчины? Да, «сделать спицы нужной длины и толщины, гребенку с зубьями для чески пуха, веретено для прядения или воробы для трощения пряжи – занятие чисто мужское, - пишет Ирина Бушухина. – Мужчины концы у игл наждаком обработают и затупят, чтобы пальцы не кололи. Они и веретено легкое выточат без сучка и так отполируют, что ни одна ниточка не зацепится. Только все меньше таких умельцев, чей инструмент сразу в работу пустишь».
Были у нас, однако, и полноправные «пуховники». Немного – но какие! Анна Варравина, мастерица из села Александровки Саракташского района, тепло вспоминает земляка Ивана Владимировича Шевцова:
- Он меня, когда я бригадиркой на пухпроизводстве работала, возил на лошади из Черкасс. Я его спрошу: «Иван Владимыч, вы что, правда, вяжете?» Он на меня глянет, да еще матом загнет: «Я лучше бабки вяжу, бабка еще не так! Я вот только привязывать не научился». А какой узор вяжете? Он уже мягче, с пониманием: «Вот две восьмерочки по бокам, а в середине ковылюшечки». И хорошо у него получалось.
Но самыми лучшими, самыми известными пуховязальщиками считаются двое жителей села Желтое Саракташского района – Леонтий Максимов и Ермолай Федоров. Оба жили в начале двадцатого века.
Леонтий Никифорович, продававший приезжей купчихе платки односельчанок и собственного изготовления, был ложно обвинен в спекуляции и взят под арест. Но в тюрьме попросил пух, иголки и спицы: «Дайте-ка я вам покажу, за что сижу». Выдали. Так он, говорят, такой платок связал, который самому Сталину отправили!
Мастера пришлось выпустить...
Куда меньше повезло Ермолаю Степановичу Федорову, автору самого огромного платка (тысяча петель!), славившемуся мелким бисерным вязанием, а также интеллигентными манерами и чудным голосом... Вот голос-то его и погубил. Регент желтинской церкви, Федоров не согласился променять церковный хор на предложенное ему место в хоре театра музыкальной комедии. Позднее он был расстрелян НКВД.
Славится имя красногорского мастера, вязавшего с детства и до самой смерти, Константина Тошерева, чья вязь была «такая красивая, как писаная...» А в селе Верхнеозерном до сих пор помнят забавный случай. Жили там в начале 20-го века муж с женой (жена, мордовка, далека была от пуховязания). Как-то мужик набрал таволги (колючего кустарника) на растопку. Притащил вязанку домой, увидела это с печи бабка и давай его честить:
- Да старый ты дурак! Да старый ты хрыч! Да что же ты наделал! Ты же рученьки свои исколол, испортил! Как теперь возьмешься за платок?!
Так вся деревня узнала о том, что казак вяжет платки.
Дело «Ореншали» живет!
«Где купить?» - вот вопрос, который задают гости нашего города, желающие увезти с собой пуховый сувенир. Стоит проводить гостей в магазины нашего производителя пуховой продукции – ОАО «Ореншаль». Сейчас у фабрики два магазина – один расположен на проспекте Победы, 4, другой находится при самой фабрике.
Совсем недавно по городу прошел неприятный слух: мол, производство «Ореншали» стоит, а склады пусты. И многие приуныли: как же так, ведь фабрика пуховых платков по праву является одной из главных достопримечательностей нашего города...
Но оказалось, что слухи о простаивании станков, мягко говоря, преувеличены, а товар на складе не то чтобы отсутствует – попросту... не залеживается!
- Работы – непочатый край! – говорят вязальщицы, сушильщицы и вышивальщицы фабрики. И это понятно: ведь все, что выпускает фабрика, раскупают практически сразу. За прошлый год выручка от продажи продукции «Ореншали» составила семьдесят с половиной миллионов рублей (!). Это на восемнадцать миллионов больше запланированного. За половину прошлого года доход предприятия вырос на двадцать пять процентов по сравнению с результатами 2005 года.
Такому мощному успеху во многом способствовало заключение сразу двух новых контрактов: в прошлом году «Ореншаль» заключила контракт на сумму 11 780 евро с англичанами, на 3 200 евро с немцами. Последние обращаются к оренбургским коллегам уже не в первый раз – в позапрошлом году Германия закупала пуховые платки на пробу. «Паутинки», шали и палантины пришлись «по вкусу» не только британцам с германцами. По словам генерального директора ОАО «Ореншаль» Владимира Калинина, их с удовольствием закупают Канада, Белоруссия и практически вся Россия: Дальний Восток, Москва, Санкт-Петербург, Урал, Поволжье, северные регионы...
Впрочем, хватит «паутинок» и на нашу долю. За один месяц на фабрике производят десятки тысяч платков. А кроме того, в ассортимент «Ореншали» входит множество других стильных и полезных изделий: жакеты, ажурные шарфики, носки, варежки... Всего – сто наименований. Уже в этом году ассортимент фабрики будет значительно расширен, так что всем желающим приобрести для любимых теплые и красивые подарки, более подходящего адреса и не подскажешь.
Один – белый, другой – серый
Шаль, палантин, «паутинка»... Как их различить? Все очень просто. Шаль – традиционный платок квадратной формы с узором по кайме (в середине – гладкая вязка). Благодаря вязке, более плотной по сравнению с «паутинкой», это и есть самый теплый вариант. «Паутинка» – платок тонкий, ажурный, эффектный и красивый, хотя и менее теплый. А палантин – та же «паутинка», но в форме шарфа.
Настоящие оренбургские платки бывают двух основных цветов: белого и серого. Зато оттенки, в зависимости от цвета козьей шерсти, самые разные: темно-серые, почти черные, голубовато-дымчатые, кипенно-белые, цвета слоновой кости... В последнее время в продаже появились розовые и голубые «паутинки» – оказывается, отечественный покупатель нет-нет, да и выразит неудовольствие по поводу неярких расцветок... Зато охочий до оренбургских платков иностранец всегда выберет традиционный серый и белый. Все-таки «натюрель» и hand made! А все, что hand made, вызывает у рафинированного Запада большое уважение и прямо-таки благоговейный трепет.
Но частенько можно наблюдать, как на том же Арбате доверчивому иностранцу впаривают грубоватую подделку - какие-то желтые, плотные, жесткие вязаные платки... Так как же отличить настоящий оренбургский платок от подделки? Во-первых, оренбургский пух никогда не скатывается в комочки. Во-вторых, связанная из него «паутинка» должна быть необыкновенно тонкой – не случайно платочки, предназначенные в подарок княгиням, императрицам и прочим знатным дамам, «упаковывали» в золоченую ореховую или яичную скорлупу. И эффектный фокус с продеванием в обручальное кольцо по-прежнему актуален: продевать нужно от угла к углу. А в-третьих, изделие должно и в самом деле удивлять своей невесомостью. Найденная недавно «паутинка», связанная в начале двадцатого века, при своей внушительной площади (три на три метра) весит всего сто граммов...
... Одним словом, не случайно «прописалась» в мировой паутине наша «паутинка»! Мы давно уже привыкли к тому, что является, говоря все теми же штампами, оренбургским брендом – наряду с нашими нефтью, газом и хлебом. И не замечаем, как что-то для нас обыденное и привычное, для друзей из других городов и стран является царским подарком, настоящим чудом, подобного которому нет больше ни в одной точке мира. Оренбургский платок прошел испытание временем и не перестает, как и в былые времена, иностранцев изумлять, а у нас вызывать чувство гордости...