Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Тот берег детства, где звучит виолончель…

-----

Александр Нестеров, директор мемориального музея семьи Ростроповичей,

старший преподаватель кафедры теории и истории культуры ОГПУ

27 марта 2007 года Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу исполняется 80 лет. Оренбуржцы, россияне и люди всего мирового музыкального пространства готовятся достойно отметить этот юбилей.

В шестидесятые годы мне посчастливилось впервые услышать М. Л. Ростроповича. В первый раз я увидел его за роялем. Он аккомпанировал в Малом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского Г.П. Вишневской, исполнявшей «Песни и пляски смерти» М.П. Мусоргского и романсы П.И. Чайковского. Впечатление было совершенно необыкновенным. Удивительная чуткость ансамбля, великолепный в своей свободе пианизм (аккомпанемент исполнялся наизусть), мощный драматизм, глубокая лиричность и яркая чувственная палитра М.П. Мусоргского потрясли меня, тогда еще совсем неискушенного в музыке. Спустя годы я слышал это сочинение в оркестровке Д.Д. Шостаковича в исполнении Дмитрия Хворостовского с Валерием Гергиевым, а также многих других прекрасных мастеров, но первое впечатление осталось на всю жизнь.

С тех пор я не упускал ни одной возможности услышать Вишневскую и Ростроповича. Нашему поколению в этом смысле необыкновенно повезло. Мы имели счастье наслаждаться «вживую» творчеством Святослава Рихтера, Давида Ойстраха, Леонида Когана, Павла Серебрякова, Беллы Давидович, Эмиля Гилельса, Марии Гринберг, Татьяны Николаевой, Якова Зака, Наума Штаркмана, Дмитрия Башкирова, семейства Лисициан, Зары Долухановой, Ирины Архиповой и многих, многих других прекрасных представителей поистине «золотого века» российского исполнительского искусства. Все это было не в пример нашему времени доступно.

Имя Ростроповича занимало достойное место среди этих исполнителей. В Большом зале Московской консерватории им. Чайковского мне довелось присутствовать на премьере концерта для виолончели с оркестром Арама Ильича Хачатуряна в исполнении Мстислава Ростроповича. Дирижировал автор. Зал аплодировал стоя. И много-много прекрасных впечатлений осталось от встреч с этим уникальным музыкантом. Виолончельные концерты Дворжака, Сен-Санса, Гайдна, Шумана, Бриттена, Шостаковича, Прокофьева, «Вариации на тему рококо» Чайковского - все это звучало в Москве, Свердловске, Петербурге, Новосибирске и других городах России 60-70 годов. Ростропович был необыкновенно популярен. Композиторы-современники писали виолончельную музыку специально для него. Благодаря Мстиславу Ростроповичу необыкновенно расширился репертуар для виолончели соло.

Потом по известным причинам Россия долгое время не слышала Ростроповича. В четвертой книге шеститомного издания Музыкальной энциклопедии под редакцией Ю.В. Келдыша 1978 года издания статья о Мстиславе Ростроповиче занимает несколько строк и заканчивается словами «… в 1978 Р. и его жена Г.П. Вишневская лишены гражданства СССР за действия, наносящие ущерб престижу Союза ССР…». Музыкант в это время покорял мировое музыкальное пространство. И с большим успехом. Имя его на родине постепенно стало забываться.

Возродился интерес к нему и к его творчеству после возвращения Ростроповича в Россию. Благодаря профессионализму и любознательности сотрудницы Оренбургского областного архива Татьяны Владимировны Судоргиной были найдены документы, связанные с родословной семьи Ростроповичей (по материнской линии) и с пребыванием их в нашем городе. Так, в 2001 году был открыт музей-квартира семьи Ростроповичей.

В здании нашего музея, который официально называется «филиал музея истории Оренбурга муниципальный музей-квартира семьи Ростроповичей» (в доме Лонткевичей на улице Зиминской, 25), произошло знакомство Леопольда Витольдовича Ростроповича и Софьи Николаевны Федотовой - родителей Мстислава. Здесь они жили в эвакуации во время Великой Отечественной войны по приглашению Елены Адольфовны Лонткевич, любящей и трогательно заботившейся о семье Ростроповичей. Юный Слава звал ее «Кокой».

1 сентября 2005 года музей был открыт после реэкспозиции. И уже в первые часы здесь звучала виолончель. Играли лауреаты конкурса, носящего имя Ростроповичей.

Здесь нет подлинных вещей семьи Ростроповичей, но точно воссозданы обстановка, интерьер быта середины прошлого века. Музей ставит целью знакомство посетителей с оренбургскими корнями великого музыканта. 2006 год - год столетия музыкального профессионального образования в Оренбуржье, у истоков которого стояли дед и бабушка маэстро - Николай Александрович и Ольга Сергеевна Федотовы. Сотрудники музея стремятся превратить его в очаг музыкального просветительства. В музее проходят концерты вокальной, хоровой, инструментальной музыки и вечера поэзии. Традиционными становятся встречи с земляками, ныне студентами российских музыкальных вузов - консерватории Екатеринбурга им. М.П. Мусоргского Вероникой Кунавиной, Московского ГИТИСа Еленой Ефремовой, Олесей Волык, Валерием Чегодаевым и другими. Начинали они петь у нас в музее, будучи учениками интересного, творчески работающего педагога музпедучилища В.В. Беляйкиной.

Музей помогает краеведам и готов оказывать методическую помощь будущим специалистам музейного дела. Будущие библиотекари, культурологи, журналисты ОГУ и ОГПУ проводят здесь зачетные мероприятия, показывая профессиональный уровень.

Можно долго рассказывать о жизни музея: нас посещают самые разные гости из Тулы, Краснодара, Санкт-Петербурга и Голландии. Многое им интересно, они задают вопросы и сами рассказывают, приносят интересные документы. Живы еще люди, помнящие семьи Лонткевичей, Федотовых-Ростроповичей, Козолуповых, Малиновских-Ханецких. Одна из посетительниц рассказала, как пятилетней девочкой была в гостях у Елены Адольфовны Лонткевич. Наша замечательная землячка - пианистка, педагог, заслуженный работник культуры России Ольга Тимофеевна Бакеринкова - во время войны играла на концерте «Военный марш» Шуберта, а мальчик-виолончелист - «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». Этим юным музыкантом и был наш маэстро Мстислав Леопольдович Ростропович.

Отрадно отметить, что оренбуржцы, в том числе и молодежь города, все больше проявляют интерес не только к музыке, слову, изобразительному искусству, но и к истории города. И не последнюю роль в этом играет наш музей.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.