Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Уж лучше жизнь учить не по учебникам…
Американское наступление на традиции отечественного образования и воспитания
«Вечерний Оренбург» уже не раз обращался к проблеме содержания школьных учебников, особенно по общественным, историческим и гуманитарным предметам. Эта тема по-прежнему актуальна и остается предметом самых жарких споров и дискуссий.
Анализ учебника по обществознанию для 5–11 классов авторов А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой провели активисты политклуба «Апрель» Анна Чертихина, Александр Одиноченко, Илья Иванов, Ирина Маметьева, Константин Корсаков, Руслан Чукеев, Евгений Власов, Сергей Головин и Равиль Гаязов – студенты, рабочие, инженеры, преподаватели, общественные лидеры. Все они пришли к единодушному мнению: учебник опасен для поколения, вступающего в жизнь.
С 2005–2006гг. оренбургские школы начали переход к единообразному обществоведческому образованию на основе Учебно-методического комплекса А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой (Москва, издательство «Русское слово»).
Претензии, которые можно выдвинуть к этому учебнику, следующие:
- попрание национальных традиций семейного воспитания;
- приоритет использования достижений американской культуры и науки перед отечественной;
- снижение культурного уровня содержания обществоведческой информации, ее провокационный характер.
Попрание национальных традиций семейного воспитания
Семейному воспитанию отведено значительное место почти во всех учебниках Кравченко и Певцовой. С нового учебного года (2006/2007) газетные статьи, посвященные анализу современного состояния школьного образования, пестрили многочисленными цитатами из учебника Кравченко и Певцовой. Наибольшее негодование родителей и учителей вызвали такие из них:
«Когда молодые женятся (выходят замуж) сразу же после школы (например, из-за страстной влюбленности или из-за ранней беременности), то позже, уже в период семейной жизни, молодой супруг начинает засматриваться на других девушек. Происходит это не из-за нравственной порочности юноши, а из-за сокращения добрачного периода. Он или она просто «не нагулялись». Это означает, что круг потенциальных брачных партнеров у них был слишком узким. Оптимальный вариант, по разным подсчетам, останавливается на цифре 3-5… Перебор потенциальных партнеров так же вреден, как и недобор» (учебник 11 класса, §7, стр.59).
Обратите внимание - это утверждение приводится в качестве жизненной аксиомы, не требующей доказательств. Некоторые теоретики образования утверждают, что содержание учебного материала должно быть максимально приближено к жизненным реалиям. Но сегодня одной из опаснейших для общественного развития в России проблемой стало разрушение и обесценивание семьи. Является ли современная тенденция к беспорядочным и множественным добрачным сексуальным контактам признаком «продвинутости» российского общества? На наш взгляд, это признак кризиса.
«Современная семья включает обычно двух родителей и одного ребенка» (учебник 11 класса, глава 2, §7, стр. 63).
Такая формулировка, данная априори, напоминает демографическую политику в Китае, нацеленную на снижение роста населения. Кравченко не утруждает себя разъяснениями по поводу норм естественного воспроизводства населения, которое предполагает рождение как минимум двоих детей семьей.
Учебники Кравченко и Певцовой сеют рознь среди детей, отчуждение. Неокрепшая детская психика, которая все примеряет на себя, усиленно рефлексирует, может остро переживать смыслы, заложенные в тексте.
"В современном обществе дети ценятся прежде всего за свои уникальные способности и качества" (учебник 5 класса, глава 3, §12, стр. 62).
Кравченко и Певцовой, по-видимому, не хватает общей человеческой культуры, чтобы понять, что человеческая жизнь самоценна. И тем более, каждый ребенок должен чувствовать, что он нужен миру таким, какой он есть, даже не обладая «уникальными способностями и качествами».
Приоритет использования достижений американской культуры и науки перед отечественной
Этот принцип положен в основу всей концепции учебника по обществознанию Кравченко, Певцовой. Во-первых, недоумение вызывают термины, которые имеют очевидные отечественные эквиваленты, но тем не менее намеренно используются в американском варианте. Альберт Кравченко либо действительно не знает, что слово «тинейджер» (учебник 11 класса, глава 5, §19, стр. 150) переводится на русский язык как «подросток», либо совершает намеренный шаг к загрязнению русского языка неоправданными американизмами. Вытеснение национального языка американизмами и западными эквивалентами сегодня стало постыдной тенденцией отечественной культуры. Если прежде американские «неолиберальные» ценности, язык, традиции проповедовались только через СМИ, кино, музыку и т.д., то теперь и школьное образование стало плацдармом идеологического наступления США. Еще одним ярким примером замещения русского языка является термин «родственники-в-законе» (учебник 11 класса, глава 2, §7, стр.64), который обозначает родню мужа для жены и родню жены для мужа, т.е. то, для чего в России существуют слова «свекровь», «тесть» и т.д.
В учебниках приоритет отдается зарубежным научным концепциям. К примеру, в учебнике за 11 класс (глава 5, §17 «Структура человеческой психики») теория З.Фрейда преподносится как единственно существующая. Во всяком случае, никакой альтернативы этой спорной и неединственной теории не предполагается. Достижения отечественной психологии не находят никакого отражения в учебниках.
Проамериканский характер материала учебников можно продемонстрировать ошеломляющей цитатой:
«По прогнозам американского географа С. Коэна, через 30 лет число государств в мире увеличится на 50%. На глобусе появится более 300 независимых стран. Ученые прогнозируют распад Австралии на четыре государства, образование нескольких новых независимых государств в Европе, распад России, полную перестройку политической карты Азии, исчезновение Канады как государства, изменение границ США» (учебник для 9 класса, глава 1, §3, стр. 27).
Несмотря на то что научные изыскания проводил географ, по характеру прогноз является политическим, больше напоминающим план. То есть, во-первых, дети должны усвоить, что Россия распадется, они должны свыкнуться с этой мыслью и не сопротивляться. А во-вторых, становится ясно, за счет чьих территорий изменится граница США, если Канада исчезнет как государство. Что это, если не психологическая атака на российских школьников?
Впрочем, в 9 классе детей будет трудно испугать распадом страны, потому что еще с 7 класса они прочно усвоили, что:
«Гражданином можно родиться, а можно им стать. Если ваши родители имеют российское гражданство, то вы автоматически становитесь гражданином Российской Федерации. Хотите вы того или нет. Вы не можете выбрать страну, в которой желали бы родиться. Оказывается, гражданство можно получить, но прежде необходимо заслужить – безупречным поведением и трудом на благо той страны, куда хотите быть принятым» (учебник для 7 класса, глава 2, §17, стр. 112).
Иногда в качестве источника авторы учебников используют материалы отечественной прессы. Стоит процитировать яркий пример характера подобных источников: «Грузия потерпела неудачу в борьбе с сепаратизмом. Ей не удалось сохранить свое военное присутствие в Абхазии. Грузинская армия, с боями вступившая в 1992 году на абхазскую территорию, спустя год уходила из Сухуми отнюдь не по своей воле. Абхазцы, усиленные российскими артиллеристами, десантниками и летчиками, перешли в решительное наступление и выгнали грузинские войска со своей территории за границу Абхазии (МК, 1996, 7 июня)» (учебник для 9 класса, глава 1, §3, стр. 28).
На страницах 66-70 в учебнике 5 класса приводятся примеры воспитания детей: практически на четырех страницах они описываются на примерах Англии, Японии, Европы, в малочисленной народности кетов. России здесь отводится четыре строчки, их содержание: "До сих пор у некоторых закавказских народов России существует особый обычай, согласно которому родители отдают своего ребенка в семью близкого родственника, который считается приемным отцом и воспитывает ребенка до совершеннолетия".
Тема выбора образа жизни невероятно актуальна для современного человека. Прежде в обществе существовали традиции, теперь люди свободны выбирать свой ритм и стиль жизни самостоятельно. Однако на образ жизни человека влияют и особенности той страны, в которой он живет. Один из параграфов учебника Кравченко и Певцовой для 7 класса посвящен именно типам образа жизни, среди которых авторы сочли нужным выделить следующие: образ жизни древних римлян, образ жизни бушменов, образ жизни русских купцов (XIX век), английский образ жизни и американский. Последнему отведено самое большое место в параграфе. И ни слова о российском или хотя бы о здоровом образе жизни.
В том же учебнике для 9 класса в тексте есть такие слова «Если вы, провожая ребенка в школу, жалеете, что школа эта не в Америке и не в Англии, не переживайте» (глава 3, §22, стр. 176). А знаете, почему нас успокаивают? Потому что американское образование уже пришло к нам.
Снижение культурного уровня содержания обществоведческой информации и провокационный характер материала
Если еще недавно учителя и широкая общественность вели жаркие споры о том, как уберечь школьника от развращающих тенденций «свобод» нового российского образа жизни, то новоиспеченные учебники стремятся «приблизить школу к жизни», связать ее с реальной практикой проблем современности. Получается так, что школа не подтягивает подростка до уровня высокоразвитой культуры, а спускается до его обыденного, еще бедного духовным опытом, миропонимания, существенное влияние на которое сегодня оказывает улица и бесцензурные СМИ. Приведенные выше примеры отрицания традиционных ценностей семьи в России достаточно убедительны и для констатации низкого культурного уровня учебника, примитивности языка изложения информации. Учителю остается «смеяться сквозь слезы», когда он читает такие строчки:
«В коллективе или в малой группе, состоящей из людей знакомых и постоянно взаимодействующих, поведение существенно отличается от того поведения в толпе, где все незнакомы. Отличие базируется на соблюдении правил: веди себя с другими так, как хотел бы, чтобы они себя вели с тобой. Прохожему можно нагрубить, его больше не встретишь, а товарищу по работе – нет» (учебник 11 класса, глава 3, §8, стр.69).
Наибольшую опасность для детей содержат провокационные материалы учебников. Темы употребления наркотических средств, алкоголя, отрицания авторитета родителей и др. преподнесены неоднозначно, не содержат сформулированных авторских оценок. Напротив, текст учебников в сочетании с подростковой психологией и логикой могут подтолкнуть школьника к роковым заблуждениям. Учебники своеобразным образом санкционируют все самые негативные явления подростковой и молодежной среды:
«Специалисты утверждают: человек, который впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 годам уже законченный наркоман, но при этом сохраняется как личность. А ребенок, который начал колоться в 13 лет, к 23 годам как личность полностью деградирует» (учебник 11 класса, глава 5, § 19, стр.153).
Если Кравченко считает, что главная проблема наркотиков заключается в том, что они стирают личность подростка, то он, видимо, еще не осознал масштабов национальной катастрофы.
Читаем в учебнике для 7 класса:
«По данным специалистов Института социологии РАН, ни разу не пробовали курить 45% опрошенных (в старших классах – 21%), курили много раз 40% (в старших классах – 63%). С пивом знакомо большее число респондентов, чем с табаком: лишь около трети ни разу его не пробовали. Период приобщения к пиву совпадает с периодом приобщения к курению: с 4-го по 9-й класс включительно» (учебник для 7 класса, глава 2, § 21, стр.136).
Психология подростка такова, что подстрекает его соответствовать большинству его окружения, не отставать от всеобщих тенденций. Если школьник в 7 классе не пробовал пиво, то отныне он будет считать себя принадлежащим к непросвещенному меньшинству сверстников. Как правило, дети стремятся избегать подобных несоответствий.
Не менее печальным фактом являются орфографические ошибки:
«Это было вторым крупным изобретением после орудия труда явилось "приручение" огня» (учебник для 5 класса, стр. 10).
"Внутри арабского дома количество мебели было немного" (там же, стр. 29).
"Детство отличается постоянным подражанием взрослого мира, потребностью приобщения к нему" (там же, стр. 61).
"Главными воспитателями у большинства народов считаются родителей" (там же, стр. 69).
***
Времена и нравы меняются. Но весь отечественный исторический опыт учит нас тому, что нельзя отрекаться от многовековых народных традиций и культуры как фундамента здорового общества. Основоположник русской школы научной педагогики К.Д. Ушинский еще в середине XIX века, проанализировав воспитательные традиции европейских стран, вывел важнейшую педагогическую закономерность, а именно то, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогических системах, построенных на абстрактных идеях.
Мы хотим заявить о том, что материалы учебников Кравченко и Певцовой по обществознанию имеют характер пропаганды западных и прежде всего американских ценностей в ущерб национальным традициям социального устройства общества. Более того, учебники косвенно пропагандируют половую и нравственную распущенность, негативизм в отношении к своей стране («непатриотизм», по выражению А.И. Кравченко). Отсутствие какой бы то ни было авторской оценки наркомании, употребления спиртного и табака позволяют отнести этот «педагогический прием» к скрытой пропаганде. По нашему мнению, учебник необходимо исключить из образовательной программы оренбургских школ.
Прокомментировать мнение «апрелевцев» об учебнике «Обществознание» Кравченко и Певцовой и пояснить сам механизм выбора учебников в наших школах мы попросили методиста Регионального центра развития образования Надежду Архиповну Строкову.
- Не секрет, что сегодня пишется и издается масса самой различной учебной литературы. Какая именно книга попадет на стол ученику – решают многие компетентные государственные органы. В этом деле нет и не может быть случайностей. Сначала книгу изучают, анализируют и утверждают, присваивая ей гриф соответствия в Российской Академии наук. Здесь проверяют достоверность его содержания и научность трактовок тех или иных событий и фактов. Российская Академия образования рецензирует учебники с точки зрения их соответствия возрастным и психологическим особенностям детей. В федеральный перечень рекомендованных к изучению школьных учебников попадают только те книги, которым присваивается гриф соответствия. На базе федерального перечня, в который, кстати, иногда входит до тысячи наименований учебников, мы уже создаем свой, региональный. Каждый год состав школьного комплекта учебников утверждается специальным приказом Министерства образования области. Вот этот комплект мы и рекомендуем школам. Что касается «Обществознания» Кравченко и Певцовой, то он входит в федеральный перечень как учебник базового уровня. Кроме него к изучению рекомендовано еще четыре учебника по данному предмету. Так что у каждого учебного заведения есть возможность выбора. Никаких претензий по качеству или содержанию школьной учебной литературы к нам до сих пор не поступало. И мы не исключаем, а, наоборот, приветствуем такую форму работы. У нас есть возможность выйти и на издательство, и даже на авторов того или иного учебника и довести до них мнения и претензии людей, пользующихся их продукцией. В принципе решить можно любую проблему, было бы желание действительно это сделать.
Подпись к снимку:
Профессор Снейп знал о волшебной силе учебников