Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Губит бизнес не пиво…
В скором времени Оренбург рискует остаться без местного пива.
Андрей Щербаков
Падение на фоне роста
Причина - постоянное снижение объемов производства пенного напитка. При том, что в России наблюдается уверенное развитие пивоваренной промышленности, – 5 процентов за прошлый год! Прибавьте к этому мнение ведущих аналитиков, считающих именно уральский рынок наиболее перспективным и быстрорастущим. Это подтверждают, например, и последние покупки компании Heineken: пивоваренный завод «Шихан» (Стерлитамак), завод «Волга» (Нижний Новгород) и новотроицкий «ПИТ».
Нельзя сказать, что местный пивзавод допускает какие-то явные стратегические ошибки. Напротив, он внедряет новые технологии, проводит заметные промоушн-акции, участвует в выставках. Некоторые считают, что руководство допустило просчет, начав выпускать пиво в пластиковых бутылках. Мол, сейчас это не модно. Но, по данным исследовательского центра «Бизнес-аналитик», этот вид упаковки уверенно лидирует, занимая 44% всего тарированного пива. И доля пластика постоянно растет. Что же мешает процветать местным пивоварам?
В 2004 году ЗАО «Оренбургская пивоваренная компания» произвело 240 гектолитров пива, а уже в прошлом – только 200. На нынешний год был запланирован такой же объем, но недолгая летняя жара, как утверждают пивовары, подпортила показатели. Планы придется пересмотреть - в сторону уменьшения, естественно. И это при производственной мощности завода в 800 тыс. гектолитров в год. Выходит, завод уже сколько лет задействует лишь 30 процентов своего потенциала. Если бы предприятие не производило всего остального (кваса и воды), то от пива давно пришлось бы отказаться.
- Все просто: у нас нет реализации, - говорит Валерий Семенов, первый заместитель генерального директора ЗАО «Оренбургская пивоваренная компания». – Нет, интерес к нашему продукту есть, ведь только мы, например, можем предложить свежее натуральное непастеризованное пиво. Дело в другом: нам негде им торговать… Мы очень сильно зависим от конкретных мест продажи. Если несколько лет назад у предприятия было 26 розничных «точек», то сегодня всего - 11.
- Так в чем проблема? Открывайте новые!
- Мы этим и занимаемся. Вот недавно сделали новую «точку». Но в наших финансовых условиях расширяться проблематично. Слишком высоки банковские проценты на кредиты, поэтому элементарно просто не на что.
- Может, у вас сбыт не налажен, плохо продвигаете пиво на рынке?
- В этой области мы активно работаем. И в ту же рекламу вкладывали бы намного больше, но перед нами выбор: либо рекламную кампанию на телевидении заказывать и тогда отказаться от внутренних инвестиций, либо вложить имеющиеся деньги в производство.
- Местная администрация вас поддерживает как местного производителя?
- Начинается сезон, всех хозяев летних кафе собирают в администрации и говорят, что лицензию дадут лишь тем, у кого есть договор с местным производителем. Они приходят, все подписывают, получают лицензию, а на самом деле торгуют уже чем придется…
- А почему не вашим?
- Потому что наше пиво надо уметь продавать. У него меньше срок хранения. Это кеглю «Балтики» можно оставить на месяц-два и ей ничего не будет. Наше же не продал - надо везти через несколько дней на переработку. А торговцу выгоднее продавать как можно больше и без заморочек с возвратом-обменом. Вот дела, скажет кто-то: пиво варят первоклассное, а продать не могут! Как это ни смешно получается, но так оно и выходит. Можно сыпать упреки в адрес администраций, винить конкурентов и жаловаться на отсутствие удачи, но во всем этом более весомые причины, например, неумелый маркетинг (руководство ОРПИКа, например, не смогло даже приблизительно рассчитать местный рынок пива) и стандартное мышление в отношении своего напитка: если пиво оренбургское, то не может быть дорогим и элитным. По этим причинам местное пиво уходит (не без помощи руководства предприятия) в категорию дешевого пива, на которую приходится лишь 7% рынка. Знающие люди прибавляют сюда и неспособность самих пивоваров справиться с огромным летним спросом, и завышенные требования к распространителям. Согласитесь, эти претензии никак не зависят от наличия денег или поддержки власти.
Да здравствует пиво заморское!
Но при всех недостатках и просчетах нынешних собственников завода никак нельзя назвать неудачливыми непрофессионалами: с момента приобретения ими завода в 2004 году объемы производства кваса, например, увеличились на 70% и продолжают расти. Была запущена и линия по розливу воды, которая успешно работает. Получается, в «непивной» части производства завод процветает. Видимо, оренбуржцы не спешат покупать привозной квас в бутылках со сроком хранения в несколько лет. А вот к пиву с такими же характеристиками почему-то привыкли.
Итак, на сегодняшний день мы имеем второе после ликеро-водочного завода предприятие, которое вскоре может прекратить выпуск эксклюзивной продукции (а «живое» пиво таковым, без сомнения, является), но и оставить без работы пару сотен человек.
Летом меня занесло в сибирский городок Канск. Многие военные пенсионеры вспомнят его по находившемуся там крупному военному аэродрому. Этот городок раза в два меньше, чем Оренбург. С первым же встречным жителем разговорились о пиве. Столько уважительных эпитетов в адрес пенного напитка я еще не слышал. И были они посвящены местному «Жигулевскому», имеющему легендарный вкус и срок хранения всего пять дней. Не без гордости я сказал, что и нашему городу есть чем удивить в этом плане. Тоже не лыком шиты и можем побаловать себя настоящим «живым» пивом… Видимо, скоро гордиться будет нечем.
Мнение власти
Людмила Хлуденева, председатель комитета экономики и перспективного развития администрации Оренбурга:
- Главной проблемой наших производителей является жесткая конкуренция.
Я на своей должности работаю пять лет, и все это время мы активно помогаем местным предприятиям. К сожалению, в нашем бюджете не предусмотрены инвестиционные программы. Но мы делаем все, что можем.
Одной из проблем ОРПИКа был плохой менеджерский состав. Но со сменой собственника ситуация в этой области вроде бы улучшилась. Нынешние владельцы предприятия хорошо чувствуют конъюнктуру рынка и умело следуют ей. Это очень хорошо видно по растущему спросу на квас. Что касается технологий, то здесь со сменой владельца также произошли важные перемены. Возможно, неудачи местных пивоваров связаны с использованием пластиковой тары для торговли в магазинах. Слабым местом местных предприятий является и качество. В том смысле, что они вынуждены делать качественное «живое» пиво, а конкуренты, например, могут «похулиганить» со сроком годности.
Что касается розничных сетей, то мы стараемся помочь нашим предпринимателям: проводим «круглые столы», где встречаются «сетевики» и местные производители. Так решались многие важные вопросы (например, отсутствие штрих-кода на местной продукции). Но все-таки самое главное: чтобы сами предприниматели не сидели сложа руки, а были активными и старались стать лучшими.