Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Дон Кихот оренбургских степей
В настоящее время в издательстве «Золотая аллея» выходит книга «Дон Кихот Оренбургских степей» - однотомник сочинений Анания Павловича Кузнецова, этнографа, фольклориста, прозаика, поэта, исследователя Оренбургского края (1859-1938 гг.), уроженца Подгородней Покровки, незаконно репрессированного, казненного органами НКВД в феврале 1938 г.
В 1989 г. А.П. Кузнецов полностью реабилитирован за отсутствием события преступления, и его творческое наследие стало возвращаться народу. Его этнографические очерки «Свадьба», «Капустинские вечера», «Чулочные вечера», очерки о народных промыслах: «Каменнотесный промысел», «Корьевой промысел», «Сбор эфедры», многочисленные рассказы, фельетоны, сказки, стихи уже опубликованы в сборниках «Любовь и Восток», «Уральская свадьба», «Вечный берег», в альманахе «Гостиный Двор», в хрестоматии «Оренбургский край в русской литературе», в газетах «Оренбургская неделя», «Новая неделя», «Вечерний Оренбург», «Южный Урал».
Однотомник подготовлен к печати Игорем Бехтеревым и выйдет в приложении к альманаху «Гостиный Двор».
Выход сборника станет большим культурным событием в жизни Оренбургской области. Сегодня мы публикуем некоторые очерки А.П. Кузнецова о народных промыслах.
Д. Козловка
В западной части Оренбургского уезда, между селениями Покровским и Землянским, есть деревня, величиною до 100 дворов, расположенная на левом берегу речки Самары, близ полотна Оренбургской ветви Самаро-Златоустовской железной дороги. Деревня эта называется Козловкой и входит в состав Покровской волости.
Козловка, по словам старожилов, основана в начале сороковых годов текущего столетия. Основатели ее - государственные крестьяне, вышедшие из Козловского уезда Рязанской губернии и назвавшие деревню именем своего уездного города - Козлова. Причины, заставившие их покинуть родину и идти на новые места - в Оренбургский уезд, слывший тогда за «Сибирь» и «Азию», или вообще, за опасную местность, следующие: теснота земельная, малая урожайность земель даже при удобрении, недостаток в пастбищах, отсутствие сенокосных угодий и тому подобные незавидные условия крестьянства в Козловском уезде.
Жители этой деревни - люди довольно состоятельные, зажиточные и все, в числе около 600 душ, считаются православными, хотя в то же время между ними можно встретить весьма много сектантов - «Голубчиков», в числе жителей имеется около 200 человек грамотных, есть несколько «начетчиков», или знатоков священного писания.
Все жители - народ добропорядочный: кроткий, миролюбивый, трезвый, общительный, гостеприимный, страннолюбивый.
Но при всем том, при всей своей порядочности они не чужды и грубой старины. Так, например, они, будучи миролюбивыми, очень часто, особенно в зимнее время, устраивают полюбовные драки, или «кулачки».
Кулачки - это любимое развлечение козловцев. В них участвуют все, и старые и малые, за исключением женского пола. Дерутся «стена со стеной», то есть одна половина деревни с другой. «Лупцуются» обыкновенно любя, ради потехи; но всегда так, что в полюбовной драке оказываются потерпевшие. Отсюда происходят выражения: «фонари зажигать» (подбивать глаза), «руду пускать» (разбивать носы), «салазки вертеть» (сворачивать на ту или на другую сторону челюсти), «чемер сшибать» (проламывать головы), «обручи ломать» (перебивать ребра).
Хотя и пахнет стариной, но, по пословице, «старина старине рознь». И такую старину, как эта, нужно удалить, и чем скорее, тем лучше.
Село Покровское (Оренб. у.)
Нам довелось собрать кое-какие сведения о количестве газет и журналов, получавшихся в прошлом году в районе Абрамовской, Кипчакской, Покровской и Нижнеозерной станиц Оренбургского уезда.
Вот эти сведения.
Всех газет и журналов в данной местности в течение года получалось 44 названия, в количестве 192 экземпляров, в том числе: «Сын Отечества» - 14 экземпляров (перв. изд. 1 и втор. изд. 13 экз.), «Свет» - 9, «С-П. Биржев. Ведомости» 2 изд. - 6, «Луч» - 6, «Русь» - 3, «Русские Ведом.» - 2, «Самарская Газета» - 2, «Волжский Вестник» - 1, «Новое Время» - 1, «Тургайская Газета» - 1, «Правительственный Вестник» - 3, « Сенатские Ведом.» - 3, «Вестник Министерства финансов» - 2, «Сельский Вестник» - 20, «Сельский Хозяин» - 6, «Вестник Краен. Крест.» - 1, «Курский Вестник» - 1, «Почтов. Тел. Журн.» - 1, «Оренб. Губ. Ведом.» - до 25, «Нива» - 9, «Родина» - 6, «Неделя» - 4, «Вокруг Света» - 5, «Всемирн. Иллюстрация» - 3, «Живописи. Обозрен.» - 2, «Север» - 1, «Петербург» - 1, «Правда» - 1, «Воскресенье» - 1, «Русский Паломн.» - 2, «Церковн. Ведом.» - 17, «Оренб. Епарх. Вед.» - 17, «Мир Божий» - 1, «Русский Богат.» - 1, «Северн. Вести.» - 1, «Вестн.Иностран. Литературы» - 1, «Историческ. Вести.» - 1, «Вестник Европы» - 1, «Дело» - 1, «Новь» - 2, «Энциклопед. Слов.» - 1, «Край» - 1, «Одесск. Немецк. Газета» - 2 и «Латышская Газета» - 3 экземпляра.
Перечисленные издания получались и читались преимущественно духовенством, торговцами, землевладельцами (хуторянами), их управляющими и приказчиками и лицами сельского управления, вообще, - людьми более или менее интеллигентными, развитыми; что же касается простых грамотных поселян, то последние обходились без газет и журналов, читая по временам лишь одни Губановские и Сытинские книжки: жития святых, сказки и рассказы. Правда, грамотные поселяне читали много и других книжек, но об этом сообщим отдельно.
Село Покровское (Оренб. у.)
Известно, что продолжительное бездождие и засуха в селах производят сенсацию и порождают массу всевозможных толков и догадок. Известно также, что суеверный сельский люд, отыскивая причину бездождия или засухи, всегда находит ее в утопленниках, удавленниках и опойцах. Если весной или летом длится засуха, то селяне предполагают, что где-нибудь, поблизости, есть утопленник или удавленник и т. д. и т. п.: а если в селе или деревне кто-нибудь утонет или удавится, или обопьется вина, то здесь непременно появится говор, пророчащий или предсказывающий продолжительное бездождие и губительную засуху.
Зимой, как-то перед масленицей, в селе Землянки, нашей Покровской волости, имел место такой несчастный случай: один из местных крестьян выдавал своего сына в зятья и на одной из предбрачных пирушек так напился, что, не докончив свадьбы, Богу душу отдал - помер, опился... И вот среди землянцев явилось предположение: землянцы решили, что быть беде, быть бездождию весной или летом! 30 марта в нашем (Покровском) селе утонул портной, запасный рядовой из крестьян Уфимской губернии Кузьма Артемьев, и здесь явилось пророчество, что весной будет продолжительное бездождие. В марте же месяце, в последних числах, в селе Растопыровке (Верхняя Платовка Покровской волости) также было происшествие, из которого суеверный люд вывел заключение, грозящее бездождием!.. Здесь, то есть в Растопыровке, как говорят и как засвидетельствовано местною полицией, был такой случай: девка, по имени Домна, разрешилась от бремени сыном и, чтобы скрыть свой этот девичий проступок, задушила своего ново-незаконнорожденного, спрятала его в 1 родительском амбаре, под сусеком; но спрятала так неаккуратно, что труп младенца был отыскан, потом, по вскрытии, предан земле, а делу дан надлежащий ход. Казалось бы, что можно вывести из этого печального происшествия: кроме драмы, охарактеризованной Л.Н. Толстым во «Власти Тьмы», ничего! А между тем растопыровцы вывели: они заключили, что Домнин удавленник - беда деревенская, грозящая засухой и голодом!.. И пошли гулять по селам и деревням, по бабьим пустым головам тревожные предположения, и начали циркулировать легендарные пророчества о предстоящем бездождии.
- Не будет дождя, - говорит одна баба. – Быть, быть засухе! - пророчит другая.
- Почему не будет и почему будет? - спрашиваю их.
- Уж случаев-то ныне очень много!..
- Каких случаев?
- Как каких: несчастных!
- Где они были?
- У нас, да около нас: в Землянках - опоец, в Растопырке -удавленник, а у нас - утопленник.
- Да они тут при чем?
- Как при чем? От них-то и вся беда происходит!
Начинаю убеждать баб, что, мол, беда бывает не от утопленников с удавленниками и опойцами, а от других причин, зависящих от Бога и природы; но напрасно: бабы, да и не одни бабы, а с ними и мужики бородатые, остались при своих убеждениях.
Напрасно я убеждал баб и мужиков - напрасно потому, что у них «ныне случаев много», и еще потому, что и сама природа на их стороне. Землянский опоец, растопыровский удавленник и наш утопленник - все это факты, засвидетельствованные местною полицией; а бездождие, «вытекающее из этих трех фактов», - такой факт, который ни коим образом нельзя опровергнуть, так как он
совершается уже почти полтора месяца на глазах не только мужиков, но и баб.
Продолжающееся бездождие у нас замечено не только бабами, но и ребятишками.
Иду я на днях по улице и вижу толпу ребятишек, сцепившихся рука за руку, кружащихся и произносящих речитатив:
Боженька, Боженька!
Ты пошли нам дождичка.
Возмой, туча, с моря,
Полей наше поле -
Рожь и пшеницу,
Горох, чечевицу!..
Селянин.
Село Покровское (Оренб. уезд)
Со второй половины августа месяца в селе Покровском, как и в других поселениях Оренбургского уезда, обыкновенно начинается обмазывание изб глиной: «старую», годовалую глину на стенах заменяют новой. Нужно заметить, что глину, требующуюся для обмазки избяных стен, здесь добывают чуть ни в черте селения - в так называемом «Тулычиковом логу», находящемся «на задах» (задворки) восточной части села. Берут глину «абы как», зря: всякий старается лишь о том, как бы поскорее нарыть да уехать; а о том, чтобы не портить лога и не делать его опасным, никто не думает. И вследствие этого, понятно, называемый лог представляет из себя место сплошных буераков и подкопов, или, вообще, небезопасное место.
В текущем году этот лог дал два обвала. Обвалилось две мины: из них одна обвалилась весной, в апреле месяце, другая - на прошлой неделе, в четверг, 1 августа, причем первая мина зашуровала, но не на смерть, трех человек, вторая - одного.
Последний обвал случился при следующих обстоятельствах. Две поселянки составили из себя компанию для обмазывания своих изб и заехали в лог за глиной. Одна из них, П. Булычевская, была попроворнее и поэтому опередила свою подругу, раньше принялась за дело: соскочила с телеги, залезла в подкоп и начала рыть. И что же случилось!.. Едва она успела потревожить глину в подкопе, как вдруг свод его обрушился, и проворная глинокопка очутилась под землей. Под землей бы и быть ей, потому что подруга растерялась, не знала, что делать, да, к счастью, в момент обвала подкопа в логу, недалеко от места происшествия, был мужчина, копавший глину. Мужчина этот услыхал, как обрушилась земля в подкопе, прибежал сюда и тотчас отрыл замурованную.
Благодаря этому, Булычевская поплатилась за свою неосторожность лишь испугом да легкими ушибами.
Конечно, такие и более печальные случаи здесь можно предупредить; стоит только аккуратнее рыть глину. А так как сами глинокопы об этом не заботятся, то в таком случае, в предупреждение всяких оказий, полиция должна сделать распоряжение об изменении существующего порядка в рытье глины.
Кстати, здесь замечу, что порядок в рытье глины - во всяком уезде одинаковый. Значит, и изменять его нужно повсеместно, чтобы, так сказать, никому обидно не было.
Селянин.
Д. Мрясево (Оренб. уезд)
В прошлом году, гонимые нуждой, башкиры деревни Мрясевой решили продать свою сверхнадельную землю, в количестве 2400 слишком десятин, и запродали ее, по старой привычке, одному из своих прежних «благодетелей» ценой по 9 руб. за десятину. Причем, как и говорят, причитающиеся деньги обязались получать частями и не только наличными деньгами, но и товарами. Понятно, о такой невыгодной для башкир сделке узнало их ближайшее начальство, в лице земского участкового начальника 5-го участка Оренбургского уезда г. Авдеева, который постарался предупредить кулачество и предложил башкирам продать землю крестьянскому поземельному банку. Тогда, после совета земского начальника, мрясевцы, в лице своих представителей, обратились с предложением в банк. Последний, по осмотре земли, купил ее по 15 руб. за десятину; и таким образом, благодаря земскому начальнику, башкиры удачно обошли «сети благодетеля», но... кулаки - такой народ: если в одном и в одиночку им не везет, - они составляют артель, и тогда «кривая вывозит».
Узнав, что мрясевские «байгуши» скоро будут «баями» - богачами, кулаки со всех сторон начали слетаться, как вороны на падаль, к этим будущим богачам и открыли им большой кредит, предлагая залежавшиеся товары, конечно, по баснословно высоким ценам, под расписки и на срок, не далее, как банк выдаст деньги. Одни начали предлагать заманчивые ситцы, другие предлагают завидные цветные халаты и ичиги, третьи навязывают чай и сахар, четвертые навязывают мясо, сало, муку... Разгорелись башкирские глаза и зубы на кулацкий товар: соблазнились мрясевцы и с радостью полезли в эксплуататорские сети...
С тех пор, как началась эта новая башкириада, прошло уже восемь месяцев. За этот промежуток времени мрясевцы так задолжали своим «благодетелям», так запутались в кулацких сетях, что никакие деньги не выпутают их из этих сетей!..