Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Заметки со Стокартинья
"Мисюсь, где ты?"
Иван Гавриленко
"Мы о вас напишем сочиненья, полные любви и
уваженья".
Я. Смеляков
В пятый раз в галерее "Оренбург" нашему вниманию предложили сто картин. Не нравится мне это число, как бы заранее извещающее, что ставка сделана не на качество картин, а на их количество. Но такова уж логика устроителей выставки. А какова ее цель?
Что ж, на роль символа, ордена, герба нынешнего Стокартинья я бы определил картину Р. Асаева "Атака". Там огненно-красный петух одержимо летит над деревней, над оторопелой собакой, над садами и огородами. Но какой пыл его движет? Если рассматривать асаевского петуха в рамках всей выставки, то, пожалуй, любовный. Поскольку, хотели этого или нет устроители выставки, но получилась она у них посвященной прекрасной половине рода человеческого. Да почему бы и нет?!
Веками на земле пели женщину, Прекрасную даму, Мадонну. Ахейские мужи, "когда бы не Елена, что Троя вам одна?". Недавно я прочел крепкий рассказ Дмитрия Балашова "Ведьма" и довольно интересную статью о Клинтоне. Как ни странно, и там, и там толкуется об одном - о неистовой тоске женщины мира по настоящему мужчине.
Вот, подумалось, на выставке и предоставится случай проверить обоснованность женских притязаний к сильному полу - ведь что ни говори, а большинство авторов представленных картин - мужчины. Итак, начинаем осмотр... И, едва завершив восхождение по лестнице, получаем первый удар - от Антона Власенко.
Из целой галереи женских образов, представленных художником, мне понравились две персоны. Одна, некая простушка по виду, "задумалась над лентой Мебиуса". Другая "заглядывает в бездну". Вполне допускаю, что в названии картин автор прибег к иронии. Ну зачем, в самом деле, святой простоте женского рода Мебиусова лента - эта игрушка философов, придуманная, кажется, психиатром? И она что, специально для этого разделась? На втором полотне женщина "заглядывает в бездну" с вороха синевато-белых простынь. Тоже ирония? А как же со словами Льва Толстого о драме постели? Да и, по воле художника или нет, бездна эта в картине все же ощущается.
Куда большее сопротивление вызывает во мне, зрителе, другой ряд картин того же автора, в которых к героине и герою он тут и там подбрасывает художнический инструмент - кисть (одна картина так и называется - "Кисть"). Женщина и мужчина переплетаются в немыслимые клубки. К тому же он еще и кентавр, а у нее множество рук.
Каков же смысл? Должно быть, старая тема - художник и модель, творец и муза (а может быть, и шире - мужчина и вдохновляющая его женщина) сотворяют "красоту, которая спасет мир", то есть добро. Но вот как раз добрых чувств картина и не вызывает. Стоило ли в таком случае огород городить, ломая женщину через лошадиный хребет? Хотя над тем же конским крупом тут и там возникает грустное мужское лицо, что обнадеживает. О чем тоска, приятель? Может, надоело все лошадиное?
В прошлый раз я хвалил работы Аркадия Ескина. Теперь впору пожалеть. Нет, художника не оставила ярость в освоении мира, главным образом женского в нем. Но, Боже мой, сколь долго бродит кисть Ескина во всяких "Ночных гуляньях", где рядом с захмелевшими женщинами бродят едва прорисованные то ли сатиры, то ли лешаки. И какая непотребная пьянь валяется на полотнах ("Женщина в черном"), задрав кверху согнутые по-младенчески ноги. Сочувствовать этой потерявшей себя дуре-бабе? Да ни в жизнь!
Хотелось бы остеречь талантливого художника. Боюсь, что если и дальше он будет продолжать переписывать все эти бесконечные "ночи-полночи", кризиса ему не избежать. Жаль! Тем более, что и в нынешних его картинах, где-нибудь на периферийных задворках, нет-нет да мелькнет лицо подлинно счастливой женщины - и плакать захочется от ее счастья. Да вот еще старухи с раблезианскими ухмылками на изжеванных жизнью лицах. Уж эти-то жизнь знают. И переживут ее, нынешнюю. Мало того, обсмеют в доску. И хорошо! Что разума не теряют, что внуков своих поставят на путь истинный...
Но, повторюсь, опасно нетерпелива, чересчур небрежна кисть Ескина, и норовит, кажется, держаться подальше от систематического труда... Жаль!
У авторов картин на женские темы весьма распространены такие названия: "Ночь", "Полночь", "Блюз полной луны", "Обнаженная". Не менее популярны и такие, как, скажем, "Мать мира". Есть такое название и среди ста картин. Оно принадлежит Юрию Гилеву. Все пространство картины в 15 или 16 строк как клинописью покрыто сюжетами многочисленных человеческих занятий. А поверх всего - неясно и весьма условно - похожая на стог сена эта самая мать мира с коническими кругами (мишень?) на животе.
Измышленно, конечно, затейливо. Но именно измышленно, холодно рассудочно. Как говорится, мое мастерство - избежать мастерства. И потому застревать надолго у этого холста собственно ничто не понуждает.
По-прежнему верен библейской теме Станислав Бочкарев, представивший зрителю "Вирсавию" и "Танец Саломеи". Манера та же, почерк тот же. Однако Саломея еще танцует перед Иродом, а вино, хлещущее из сосуда, уже обернулось кровью: метафора, обличающая Саломею, в контексте выставки невольно переходит в изобличение греховности всех женщин вообще.
А, может, сама картина оказалась "в чужом пиру"?
Роскошна инструментовка в двух работах Евгения Ерохина. У него круговорот из зелено-синих и красно-желтых линий и пятен одевает женщину, которая на одном из полотен разговаривает с самим Буддой. Только вот вместо ее лица - размытое пятно теплого оттенка. Не хочу приписывать автору утверждение, что женская личность - пустое место. Но кроме пышных одежд на картине больше ничего нет. Прекрасная скорлупа не может не заключать в себе драгоценный орех? Возможно! Но можно подумать и по-другому...
У А. Ханина есть вполне реалистические полотна. Но есть и красивые, бронзового оттенка, круги и треугольники. Это - тоже женщина. Но почему возле этого разбитого вдребезги мира всегда хочется по-чеховски вопросить: "Мисюсь, где ты?" Кстати, когда у Луначарского, большого любителя такой живописи, спросили, не хочет ли он, чтобы его портрет был написан в подобном духе, он наотрез отказался.
Есть названия к картинам, которые бесполезно осмысливать - им надо просто верить. Вот когда мне говорят, что на знаменитом полотне Пикассо изображена Герника, я верю, что это разрушенный фашистами город.
Вот и с картинами Геннадия Глахтеева на выставке то же самое. Подписано на бумажечке "В мастерской" - я верю. "На балконе" Опять верю.Хотя изображено там много чего. И все как будто слегка раскачивается. Но вот коты изображены замечательно. Они и "В мастерской", и "На балконе". И даже в "Автопортрете" присутствуют.
Должен отметить, от картин Глахтеева исходит слабо приятное успокоение: не от беды же все шатается, а, так сказать, от полноты бытия (это при нашей нынешней всеобщей разрухе!). И коты замечательные. Сытые, разъевшиеся, похожие на сурков. Сидят и бессмысленно таращатся на мир после еды. Это вам не асаевский "Петух", этим на мир наплевать.
Думаю, коты эти - метафора, раскрывать смысл которой просто нет охоты.
Да-а... Вобщем, кажется, у прекрасной половины есть причина быть недовольными художественной трактовкой женской сути. Вот и приходится браться за кисть самим. Да почему бы и нет? По крайней мере, пятая часть из 26 участников выставки - женщины. Что у них?
Триптих Марины Борисовой "Деревянное зодчество" - прялки, резные донца, ветряные мельницы, колодцы с воротом - хоть сейчас бери в иллюстрации к тому старых добрых русских сказок. Мария Бусалаева вся под впечатлением среднеазиатских работ советских художников тридцатых годов, в частности П. Кузнецова: чистое синее небо, овечки, верблюды, чабаны. Клавдия Ескина следует за тем Ескиным, о котором речь шла выше. Правда, по-женски тоньше, чище, благороднее. А вот две оставшихся - Яна Ческидова и Ирина Макарова, - те работают с мужским замахом.
Безусловно, кисть Яны Ческидовой талантлива. Но что же это за творения, на которых что ни улыбка, то судорога, что ни ребенок - то уже старик? Где "зачерпывают звезду" так, что поневоле возникает вопрос, что собственно происходит на полотне - берут ли там воду из реки или демонстрируют то, что практичные китайцы древности называли по-обиходному "медным тазом".
А Ирина (Ирида) Макарова? Эта не перестает гвоздить мир, обращая его в осколки. Помните: "Мир разложил на части Пикассо..."? Бог знает, зачем она тиражирует, обращая в черепки, свои Толедо: "Толедо-I, II, III"? "Я их, грустных, - писал один поэт о женщинах, - не в силах видеть, их смятенья, их скорбных поз. Их ведь так легко обидеть, так легко довести до слез!" Может, и Ирида из обиженных?
Эй, мужчины! Пока не поздно, винитесь перед Макаровой. А то однажды она нам такое Толедо устроит - мало не покажется!
Впрочем, полной безнадежности в отношении мужчин пока нет. Вот работа Дмитрия Сурначева. Чистый красный цвет одежд главного героя. Красива спокойность орнаментов, на фоне которых осуществляется действо. Но главное - содержание. Оно - двучастно: в первой речь идет о детстве человека, а во второй он предстает уже перед ангелами смерти. А где же женщина? Здесь она - мать, отпускающая сына из дому. И, Боже мой, что может сравниться с ее тоской, печалью, надеждами, которым, скорее всего, вряд ли суждено исполниться...
Недалеко от этой - работа Ерышева-младшего, Владимира. У него женщины собрались у стола, каждая со своей заботой. Особенно хорошо лицо пожилой женщины. Волевое, умное, интеллигентное. Таким образом, перед нами явлена попытка молодого автора взглянуть на женщину в отвлечении от ее плоти. Удалось ли? Мне кажется, Ерышев-младший еще не заговорил в полный голос. Но заговорит, хотелось, чтобы заговорил...
По-прежнему нет портретов. Поминать ли здесь великого Рембрандта? Чудодеев русского портрета - Аргунова, Левицкого, Рокотова? Почти наших современников - Серова, Нестерова, Самохвалова?
А нам все хочется освоить дарованный нам Богом мир без мук. Но ведь если их нет, мало чему помогут слова похвалы губернатора, поздравившего участников Стокартинья с успехами в Париже. Знаем мы эти лукавые Парижи, загубившие не один русский талант. Припомним хотя бы нашего земляка Филиппа Малявина.
Есть еще на выставке городские виды Юрия Рысухина, "Рощица березки" и "Цветущий луг" Василия Тюлькина, как отголоски художнического броска в Индию работы Вадима Долгова, раздувающий небо, как парус, "Ветер" Юрия Григорьева. Но все это из другой оперы. Как и полотна Владислава Еременко, Вячеслава Просвирина, Леонида Пронченко, Александра Романюка, Равиля Юсуфбаева, Александра Рюмшина, Игоря Смекалова. О них надо говорить отдельно.
"Мисюсь, где ты?" - эта красивая концовка чеховского рассказа очень нравилась Бунину. Но мне хочется взглянуть на дело шире. Скажите, есть еще женщины "в русских селеньях"?
Пока ответ оренбургских художников невнятен...
Фото Ларисы Терентьевой.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.