Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Школе есть чем гордиться
Светлана Горбунова
14 тысяч работающих, более 50 тысяч обучающихся. Специалисты и руководители самой большой и, пожалуй, одной из наиболее динамично изменяющихся сегодня сфер общественной жизни – образования – подводят итоги учебного года. Что принес он юным оренбуржцам и их педагогам? Есть ли результаты реформы. Как в Оренбурге намерены реализовывать национальные проекты? Эти и другие вопросы мы задали начальнику управления образования горадминистрации Татьяне Алексеевне Панковой.
- Система образования в Оренбурге действительно одна из наиболее динамично развивающихся сфер общественной жизни. Продолжается отработка новой концепции профильного обучения. Это очень большая и кропотливая работа, которая ведется в рамках «Программы развития сферы образования в городе Оренбурге на 2005-2009 годы». Мы по-прежнему находимся в режиме эксперимента по введению единого госэкзамена. Кроме того, уже полным ходом идет реализация национальных проектов. Работы много, но те результаты, которые мы уже имеем, стоят всех усилий. Взять, к примеру, итоговую аттестацию, которая сейчас проходит у выпускников 11-ых классов (их у нас 4545 человек) и у девятиклассников (5415 человек). Примерно 80 процентов выпускников выбрали для себя форму единого госэкзамена. На сегодня уже прошел ЕГЭ по иностранному языку – один из самых сложных экзаменов, по химии, обществознанию, литературе, географии и биологии. Самым массовым был 30 мая ЕГЭ по русскому языку. 82 процента всех оренбургских выпускников сдавали русский язык в форме ЕГЭ. Результатов пока нет, но, я думаю, они будут не хуже прошлогодних. Кстати, показатели оренбургских выпускников по ЕГЭ в прошлом году по большинству предметов оказались выше областных и российских.
Что касается плюсов и минусов ЕГЭ, то по результатам мониторинга, который мы проводим с 2002 года, уже можно сделать вывод, что подобная форма аттестации пришлась по душе оренбургским школьникам. Впрочем, не только им, но и вузам, все больше предпочитающим набирать студентов по результатам ЕГЭ. Практически сразу вместе со школами в эксперимент включились государственный педагогический университет, госуниверситет, сельхозакадемия, институт менеджмента, филиал Самарской академии путей сообщения. По некоторым предметам результаты ЕГЭ принимают Оренбургская медицинская и юридическая академии.
Но главное достоинство ЕГЭ в том, что он действительно отражает настоящий уровень знаний наших выпускников. Наши победители городских, областных и российских олимпиад стабильно получают самые высокие баллы по ЕГЭ. А участие оренбургских школьников в областных предметных олимпиадах вот уже на протяжении нескольких лет является самым результативным. Только в этом году наши ребята заняли 72 призовых места. Ежегодно высокие результаты показывают учащиеся города на всероссийских и международных олимпиадах. Наши выпускники стали чаще поступать в престижные столичные вузы. У нас из года в год растет число медалистов, и их с удовольствием приглашают вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска – российские центры научной мысли. И наши ребята отлично там учатся. В этом году на золотую медаль претендуют 125 выпускников, на серебро – 212. Для сравнения: в 2001 году было 99 золотых медалистов и 230 серебряных, в 2002 – 94 и 246 соответственно, в 2003 – 101 и 213, в 2004 – 116 и 239. Как видите, наши выпускники из года в год показывают достаточно высокие результаты. Согласитесь, все это красноречиво доказывает высокий уровень обучения в оренбургских школах, гимназиях и лицеях.
- Как известно, процесс обучения и воспитания молодого поколения не ограничивается стенами школы. Завершение годовой аттестации учащихся для педагогов и специалистов городской системы образования вовсе не означает окончания горячей летней поры. Организация летнего отдыха детей тоже в вашей компетенции?
- Безусловно. И в этом плане службами городской администрации проделана огромная работа. 1 июня начали работать все без исключения летние городские лагеря. Всего их в Оренбурге 69. Они открыты при школах, домовых клубах, учреждениях дополнительного образования. В этом году будут работать пять лагерей с дневным и круглосуточным пребыванием детей при учреждениях социального обслуживания населения и 16 – при лечебно-профилактических учреждениях города. Подготовлены и своевременно будут открыты все 20 загородных оздоровительных лагерей. При разработке программы их действия мы старались создать максимально благоприятные условия не только для оздоровления наших детей, но и для их творческого развития. Я имею в виду организацию профильных смен. Так, например, уже четвертый раз в загородном лагере «Факел» распахнет двери «Город менеджеров». Это настоящая ребячья республика, в которой есть отряд, отвечающий за коммунальную сферу «города», отряд здравоохранения, образования, культуры и т.д. Кстати, специалисты и руководители городской администрации - частые гости юных менеджеров. У ребят, уже определившихся в выборе будущей профессии, есть возможность задать вопросы и пообщаться с главными специалистами и первыми руководителями города.
Пятый год подряд в лагере «Чайка» Южного административного округа работает лингвистический лагерь. Юные музыканты и журналисты будут отдыхать и заниматься творчеством в лагере «Заря». Туристы и краеведы – в «Чайке». Лидеры и активисты общественной работы – в «Ромашке» и т.д. Вы понимаете, чтобы подготовить материальную базу всех детских оздоровительных лагерей, разработать интересную и содержательную программу отдыха и оздоровления детей, проведена огромная работа и педагогами, и специалистами самого разного профиля. Я считаю, что все они с поставленной задачей справились на «отлично». Город на должном уровне подготовился к очередному сезону детского летнего отдыха.
- Татьяна Алексеевна, городская программа развития сферы образования действительно очень большая и многогранная. Как в нее вписались национальные проекты? Пришлось как-то перестраиваться, менять приоритеты в работе?
- Нет, перестраиваться не пришлось. Наоборот, многое из того, что было провозглашено в национальных проектах, касающихся образования, у нас в Оренбурге уже давно делалось. Взять, к примеру, информатизацию учебного процесса. Эта работа у нас ведется уже не первый год. На сегодня более 80 процентов оренбургских школ имеют компьютерные классы. У нас создана единая общеобразовательная среда. 85 школ областного центра подключены к сети Интернет и имеют свой электронный адрес. В следующем году планируем подключить к Интернету и остальные 160 образовательных учреждений – школы, детские сады, учреждения дополнительного образования. Сейчас мы занимаемся созданием сайта городского управления образования, и надеемся, что к сентябрю он уже будет готов.
Или взять другой приоритет, обозначенный Президентом, - стимулирование инновационной деятельности образовательных учреждений. Ведь у нас половина школ, я уже не говорю о гимназиях и лицеях, не один год планомерно ведет эту работу. Сегодня на участие в конкурсе на получение гранта в один миллион рублей выдвинуты девять образовательных учреждений. Это гимназии №№ 1, 2, 3, 4, лицеи №№ 1, 2, 3, 4 и школа №1. Все они знаковые фигуры в городской системе образования. Как мы их называем школы-бренды, в которые многие родители стремятся отдать детей и которые ежегодно дают городу десятки победителей олимпиад самых различных уровней, золотых и серебряных медалистов. А наши учителя? На получение президентского гранта выдвинуты 44 педагога, которые прошли очень строгий отбор и которые полностью отвечают всем требованиям конкурса на получение гранта. Но, поверьте, что педагогов, достойных самого высокого поощрения за свой труд и профессионализм, у нас намного больше. Например, Светлана Александровна Хейфец, учитель гимназии №3. Когда в 2002 году только ввели ЕГЭ, все ее ученики получили 4 и 5. В этом году введен эксперимент – итоговая аттестация учащихся 9 классов по новой форме. Самый высокий рейтинг в городе по математике у девятиклассников Светланы Александровны. Разве это не учитель с большой буквы? Разве она не достойна уважения? Сегодня она заслуженный учитель РФ. Или Галина Ивановна Кургаева - учитель географии школы №10. Вот уже более десяти лет она является руководителем окружного методического объединения. А это огромная и очень ответственная работа – быть учителем учителей. Ею подготовлены и изданы программно-методические материалы, рабочая тетрадь для учащихся по географии Оренбургской области. Но как же нам этим учителем не восхищаться? С кого же брать пример молодым, если не с этих педагогов? Это золотой фонд нашего образования. И таких высококлассных профессионалов в нашей системе образования много.
Есть такая восточная пословица «Способности от рождения – только половина успеха. Другая половина – от учителя». Ученик лицея №3 Темргалиев Ренат в прошлом году получил серебряную медаль по географии на международной олимпиаде в Венгрии. А в этом году он будет защищать честь России в Австралии. И в этом огромная заслуга его учителя географии Натальи Ивановны Ильиной. Так что оренбургской школе есть чем и кем гордиться.