Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«... разъюнайтед стетс оф Америка!»
Екатерина СВЕТЛОВА, внештатный корреспондент «Вечернего Оренбурга», США, Нью-Йорк
Это выражение, близкое по смыслу к жаргонной идиоме «растудыть в качель этих буржуев!» процитировано из цикла «Стихов об Америке» В.В. Маяковского. Пролетарский поэт со свойственной ему экспрессией сложил такие строки в 1925 г., стоя на Бруклинском мосту во время посещения Нью-Йорка, самого большого города Соединенных Штатов.
Нью-Йорк – город на любителя. Это особый мир, отличный от всей остальной Америки. В первый момент он потрясает, как мог бы потрясти вид гигантского динозавра. И также незабываем. Но с другой стороны, совсем не обязательно, чтобы это вам понравилось…
Почтового адреса "Нью-Йорк" не существует. На самом деле это не один город, а несколько: Манхэттен, Бруклин, Куинс, Стейтен-Айленд и Бронкс. Если когда-то они были самостоятельными городами, то теперь это пять нью-йоркских районов. До сих пор по телефону из одного в другой, например, из Манхэттена в Бруклин, звонят по междугородному коду. Правда, такой звонок оплачивается как обычный городской. Кстати сказать, телефонные звонки во все государственные учреждения Америки бесплатны не только для местных горожан, но и для жителей любого штата.
Современный мегалополис не может существовать без внутригородского транспорта – люди в своей повседневной жизни чаще всего имеют дело именно с ним. Нужно помнить также, что Нью-Йорк островной город. Это значит, важную роль в его транспортной инфраструктуре играют мосты и туннели. С сабвеем мы познакомились в одном из прошлых очерков об Америке. Сегодня поговорим о здешних автобусах, такси, паромах, знаменитых мостах и, конечно, о нью-йоркских нравах.
После метро автобус – второй по значимости вид транспорта. Автобусное движение обслуживает 236 линий, оно намного пережило трамвайное и троллейбусное. Автобусы большей частью новые, комфортабельные, оснащенные кондиционерами – любо-дорого посмотреть и прокатиться.
Новичков вводит в заблуждение одна занятная особенность этого города. Автобусы одного маршрутного номера, но следующие в разных направлениях, движутся не по одной улице, а по разным, соседним. Например, на Пятой авеню движение идет с севера на юг, а на параллельной ей Шестой – наоборот, с юга на север. Просто на улицах Манхэттена распространено одностороннее движение!
Есть в Нью-Йорке и такое чудо технического прогресса, как обогреваемые автобусные остановки. Особенно ценишь это благо цивилизации зимой – ожидание автобуса не превращается в медленное окоченение потенциальных пассажиров. Увы, таких «продвинутых» остановок в городе не так много, да и кондиционеры не всегда исправны. Хотя климат на атлантическом побережье мягкий и зимы теплые, но влажный холод пронизывает насквозь. Морозов страшнее -30 по Фаренгейту (-1…2 по Цельсию) почти не случается, но все равно зимой одеваться нужно теплее. Нью-Йорк - это вам не Майами!
На всех автобусных маршрутах предусмотрены остановки «по требованию». Чтобы выйти на такой остановке, надо нажать на одну из специальных вертикальных полосок, которые укреплены на внутренних стенах салона. В старых автобусах для этой цели нужно потянуть за шнур.
Не бойтесь заблудиться. Даже если вы плохо говорите по-английски, выяснить маршрут будет несложно. Потому что в салонах автобусов можно бесплатно взять буклет со схемой автобусных линий данного района Нью-Йорка. Это очень удобно для туристов и гостей города. Среди множества автомобилей, снующих по Нью-Йорку, велика доля такси. Всем известно, что они желтого цвета и поэтому легко бросаются в глаза. Особенно их много на Манхэттене.
После событий 11 сентября безопасность – больная тема в Америке. Вся деловая часть Манхэттена и прилегающие к нему улицы просматриваются «от» и «до». Полиция наблюдает за обстановкой в городе на экранах компьютеров в дежурных машинах и в полицейском управлении. Весь центр Нью-Йорка интенсивно патрулируется полицейскими машинами и конной полицией. Да, да! Всадники-полицейские с внушительным видом разъезжают не только по проезжей части города, но иной раз и по тротуару между спешащими и прогуливающимися людьми.
Штрафы как воспитательная мера весьма распространены в США. Их добросовестно и методично выписывают по малейшему поводу. Это касается не только штрафов автолюбителям под «дворники» на лобовое стекло авто (кстати, за неправильную парковку вам придется выложить $200). Часто штрафы вменяются и обычным «безлошадным» пешеходам.
Мой знакомый Андрей, человек законопослушный, но склонный попадать в нестандартные ситуации, рассказал, как получил очередной штраф $100. «Проступок» нелепый. Прогуливаясь по Мэдисон Авеню, он случайно выплюнул жвачку мимо урны. Постоял, поднял ее и выбросил по назначению. Но не успел сделать и пары шагов, как подъехала патрульная машина. Полицейские увидели на экранах своих компьютеров первую часть «происшествия» и моментально выехали наказать «нарушителя общественного порядка». Андрею пришлось предъявлять документы, оправдываться и в итоге получить квитанцию штрафа. «Я скоро буду тут на цыпочках ходить!» - негодовал он на американское законодательство и издержки повсеместной компьютеризации.
Дыма без огня, как известно, не бывает – по Нью-Йорку ходит байка, что каждый въезжающий на Манхэттен попадает под недреманное око американской полиции. Все автомобили негласно просвечивают слабыми рентгеновскими лучами примерно как багаж при посадке в аэропорту. Говорят, что видно содержимое багажников и «бардачков» автомобилей и карманов пассажиров, направляющихся в центр города. Как бы там ни было, такие действия приносят свои плоды. Факт остается фактом – по статистике, четверть всех заключенных в мире отбывают срок именно в американских тюрьмах, а уровень преступности в Нью-Йорке в 16 раз ниже, чем в Москве.
Как ни странно, но семей без автомобилей в Нью-Йорке гораздо больше, чем в любом другом городе США. Причина прозаична – в этом наиболее густозаселенном и плотно застроенном городе Америки с его неширокими улицами, острейшей нехваткой мест для парковки, «пробками» в час пик, дороговизной гаражей владельцам автомашин не очень-то вольготно.
Туристов предостерегают от поездок в Гарлем не только вечером, но даже и днем. А что вы там забыли, тем более вечером? Я была там несколько раз по делам днем и ничего ужасного не увидела. Смущало одно – вокруг только чернокожие. С непривычки мне было психологически неуютно. В Америке существует негласный бытовой этикет: на улице, в магазине или в общественном транспорте замечание может сделать только белый белому, черный черному, латинос… угадайте, кому? Также афроамериканцев нельзя называть неграми. Соблюдайте это. Иначе запросто могут привлечь за оскорбление человеческого достоинства и национализм. Мало не покажется, уж поверьте!
В Нью-Йорке есть паромная переправа, и многие люди ею пользуются. Большие и вместительные паромы постоянно курсируют с южного Манхэттена через бухту на Стейтен-Айленд. Проезд бесплатный! Понятно, что здесь всегда полно туристов, желающих полюбоваться панорамой города со стороны бухты, сэкономив на транспортных расходах.
Кроме того, по р. Гудзон между нью-джерсийским берегом и Манхэттеном ходят большие катера. Такими катерами пользуются уже не туристы, а те, кто трудится в Нью-Йорке, но живет «за рекой», то есть за Гудзоном, в пригородах. Это в основном «белые воротнички», люди достаточно состоятельные.
Большинство мостов и туннелей ведет к Манхэттену. Что интересно – на запад от Манхэттена через широченную реку Гудзон переброшен всего один мост, названный в честь Джорджа Вашингтона. А вот не столь широкую Ист-Ривер пересекает десять мостов! Название Ист-Ривер (буквально Восточная река) не должно смущать. Это не река, а пролив, хотя он и не столь широк, как река Гудзон.
Самый знаменитый из всех, конечно же, Бруклинский мост. Он автомобильный, а два более северных моста, Манхэттенский и Уильямсбергский, используются метрополитеном. Бруклинский мост – колоссальное сооружение на мощных гранитных опорах, считался когда-то восьмым чудом света. Он был открыт для движения в 1883 г., строительство велось 15 лет. Техническое решение моста считалось вершиной инженерной мысли того времени.
Мост двухуровневый, когда-то он был единственным иллюминированным. На нижнем основном уровне в противоположных направлениях движутся автомашины. Верхний уровень отдан пешеходам. Удивительно, но пешеходная дорожка очень узкая (3,5 метра) и деревянная. Через щели настила поблескивает вода Ист-Ривер. С недавних пор желтая линия делит эту дорожку на две полосы. Пешеходам пришлось потесниться, и по второй полосе едут теперь только немногочисленные велосипедисты. В марте этого года в одной из опор моста были найдены всеми забытые склады продовольствия и медикаментов, сохранившиеся еще со времен «холодной» войны.
С моста открывается эффектный вид на небоскребы Манхэттена, поэтому здесь всегда можно встретить туристов с фотокамерами. Даже сегодня, спустя 120 лет, «старичок» Бруклинский мост продолжает пленять ньюйоркцев и гостей города своей строгой элегантностью и производит сильнейшее впечатление. Пораженный В. В. Маяковский восклицал когда-то:
«Я горд
вот этой
стальною милей,
живьем в ней
мои видения встали!»
И затем, отдавая должное мощи человеческого разума: «Бруклинский мост – да... Это вещь!» Поддержим поэта и мы.
Из других мостов Нью-Йорка стоит отметить мост Вераццано. Его вид производит впечатление нереальной легкости. Он связал остров Стейтен-Айленд с многолюдным Бруклином. Назван в честь итальянского мореплавателя Джованни да Вераццано, который в 1524 г. первым из европейцев вошел в Нью-йоркскую бухту и поднялся вверх по р. Гудзон, которую ошибочно принял за пролив.
Не все мосты для автотранспорта бесплатные. Чтобы проехать через семь мостов и два туннеля, требуется внести плату. Система оплаты современная: учет ведет электроника. Делают это так: каждая машина или автобус имеет небольшое электронное устройство в виде коробочки, прикрепленной к лобовому стеклу машины или номерному знаку. Установленные по краям туннеля специальные приборы идентифицируют въезжающие и выезжающие в туннель машины и автоматически списывают с банковского счета их владельцев причитающуюся за проезд сумму. Естественно, что в стоимости билетов на автобусы и метро некоторую часть составляет плата за проезд через туннели и мосты. Так что все везде просчитано – даром не прошмыгнешь!
О Нью-Йорке часто рассказывают анекдоты и мифы-страшилки. Например, говорят, что автомобиль нельзя оставлять на улице без присмотра – уже через 30 минут криминальные афроамериканцы разберут его на запчасти. Это неправда. Однажды знакомый отвозил меня на вокзал и по рассеянности оставил свой новый автомобиль где-то в окрестностях «черного» района. Где конкретно, он не запомнил, торопился очень. Звонил мне в автобус и грустно делился ходом поисков – авто нигде не было. Только через семь часов, когда он все же обратился в полицию, машину нашли, целую и невредимую. Она стояла с другой стороны вокзала, там, где он ее и оставил…
Но вот другую мою знакомую элементарно «облапошили» – она купила часы на улице у афроамериканца. Он сразу предупредил, что часы украдены из ломбарда и их настоящая стоимость составляет $7 000, а он готов продать за $100. Она прекрасно знала, что покупка ворованных вещей приравнивается к преступлению, но все равно решила рискнуть. Отдала деньги, а через два квартала увидела, что эти же часы свободно продаются за $15 уличными торговцами… Этот случай стал ей поучительным уроком.
Так что Нью-Йорк ни более ни менее криминален, чем любой мегаполис. Пострадать от мошенников может кто угодно – и наивный, неосведомленный иммигрант, и коренной американец. Будьте внимательны, бдительны и корректны, и все сложится прекрасно.
В заключение еще несколько слов о здешних нравах. Ньюйоркцы славятся упрямством и скептическим отношением к властям. Они всегда спешат, им до вас нет ни дела, ни интереса. Зазевавшихся туристов, глазеющих, скажем, на легендарный небоскреб Эмпайер Стейт Билдинг, толпа местных граждан способна просто смести. С другой стороны, основные человеческие ценности везде одни и те же. Если ты сам черств и холоден, то и остальные относятся к тебе так же. Но если ты внимателен, умеешь слушать, уделяешь время друзьям и знакомым, то и они, кем бы ни были и где бы ни жили, платят той же монетой. Американцы платят во сто крат.
И еще один добрый совет напоследок: если волей случая вы оказались в Нью-Йорке, особенно в хорошую погоду – наймите кэб (тут их множество!) и поезжайте неспешной иноходью по городу, посмотрите своими глазами, что и как.
Но почему негров нельзя называть "неграми"????