Новости

В период зимнего этапа акции, который продлится до 1 марта 2025 года, запланировано проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев с несовершеннолетними в зимний период.

02 декабря

Напомним, на голосование представлено 25 объектов из разных регионов Приволжья, в их числе Музей истории Оренбурга. Об этом сообщает областное Правительство. В списке достопримечательности, которые имеют культурную и историческую значимость не только для местных жителей, но и для всей страны: известные памятники, музеи, театры, университеты, мосты. Предложенный перечень составлен на основании мнения экспертов Консультативного совета по банкнотам.

02 декабря

2 декабря, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» выполняют:

02 декабря

По информации коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис», сегодня, 29 ноября, выполняются следующие виды работ:

29 ноября

В настоящее время на праздничной локации смонтированы деревянные домики маркета еды, которые будут предлагать гостям угощения и напитки.

29 ноября




"Это было самое лучшее литературное время в Оренбурге"

-----

К 70-летию Оренбургской организации Союза писателей России

Татьяна Судоргина

В рамках проведения "Недели печати" весной 1927 года местные поэты и писатели делились с земляками познаниями о первых шагах и перспективах развития своего творческого коллектива.

"О местных пионерах пролетарского художественного слова"

Скрывшись за инициалами "К.П." посредством газеты "Смычка" один из тружеников пера извещал: "Накануне десятого гимна октябрьскому богатырю (т.е. революции 1917 года. – Т.С.) можно один раз и впервые вспомнить о революционном литературном прошлом и о местных пионерах пролетарского художественного слова.

В 1918 году, в первые дни рождения советской власти, оренбургская литературная жизнь оказалась оголённой. Внезапная и слишком яркая красота октябрьского переворота ослепила мещано-буржуазных писателей, уже освоившихся с розовыми учредиловскими очками. Попрятались. Но, как и везде, в первые дни, неискушённой в искусстве местной рабочей и матросской тогда общественности радостно было видеть на горячих страницах своих газет своих же, пусть неумелых художников, отображателей новых радостей.

Характерно для "некультурных" большевиков, что уже в №3 первой и официальной газеты "Известия" было дано место для двух стихотворений Н.Постникова. А вскоре запестрели стихи Ильи Чернова, казака Н.М.Вострякова, "Казачки Вредной"... Надо отметить внимательную, истинно большевистскую политику издавна пролетарского аристократа духа – товарища А.Коростелёва (первого редактора "Известий"), благодаря которому принялись первые ростки словесного деревца. В газете "Голос трудового казачества" с большим успехом печатался раёшник А.Карамана "Письма к тётушке". Много писали Ф.Могила, Н.Степной, Б.Филонов, Ив.Батрак, А.Байкалов.

Собирались наивно именовавшие себя "пролетарские поэты и писатели" редко – некогда было. Поговаривали о публичной читке своих произведений, но выступать перед живой аудиторией не решались. И вдруг в конце мая 1918 года всюду на заборах появились афишки, где назначалось "Литературно-художественное утро" с указанием фамилий участников. Все мы ахнули. Эта проделка Н.Степного в его характере. Пришлось выступить. Так состоялись два "Литературных утра": первое - в ресторане "Декаданс" (находился на перекрёстке современных улиц Володарского и Советской. - Т.С.) и второе - в зале женской гимназии (теперь здание медицинского колледжа на ул.Ленинской,23. – Т.С.). Батрак выходил на сцену с красивыми розами на груди. Выступали Л.Исаков, Б.Филонов, В.Павлович, А.Байкалов, А.Караман, Востряков и другие".

"Уделяли внимание работе культурно-просветительной"

Повествуя о возобновлении деятельности литераторов после окончательного установления советской власти в Оренбурге, наш любезный информатор писал: "Только 2 января 1920 года снова состоялась организация литературного кружка с основным ядром: М.Васильев, Ив.Батрак, М.Постникова, Н.Постников (Земной), а потом П.Уральский, Б.Прицкер, Як.Шейнин. Всех этих товарищей можно увидеть на страницах изданных тогда журналов – "На переломе", "Молот", "Степные зори". Предполагалось издание серии местных писателей, но выпустили в свет только одну книжку – пьесу Прицкера "Ната", которая ставилась на сцене в воинских частях, в уезде. И.Батраку удалось издать книжку своих стихов "Хохочи, демон зла".

Собрания кружка происходили по два раза, а потом один раз в неделю. Этот период работы заканчивается осенью 1921 года, когда из Оренбурга выехали почти все участники старого кружка. Затем, уже в 1922 году, при участии Изгнанника и Як.Шейнина кружком издано ещё два литературных альманаха под названием "Зарево степей".

Мария Постникова тогда же вспоминала: "С появлением в Оренбурге краевой газеты "Степная правда" (с 1920 по 1925 годы Оренбургская губерния входила в состав нынешнего Казахстана, Оренбург был столицей республики. – Т.С.) возникла необходимость создания секции работников печати. Организаторы секции в первые месяцы существования уделяли внимание главным образом работе культурно-просветительной – организации Дома печати. В конце августа 1922 года было избрано правление Дома печати. Председателем правления избран Д.Наранович, ответсекретарём М.Постникова".

Приведённые данные подтверждаются публикациями в "Степной правде" за 1922 год: "15 июня в Оренбурге состоялось первое организационное собрание писателей, поэтов, журналистов и прочих работников пера. На собрании присутствовали следующие товарищи: Марьин, Грушин, Черных, Антонов (Изгнанник), Шейнин, Наранович, Дунаев, Сперанский, Марголис и другие. После выборов президиума Грушин делает коротенький информационный доклад о необходимости организовать секцию журналистов при союзе работников просвещения. Собрание почти без прений постановляет: влиться в союз работников просвещения на правах секции согласно постановлению Всероссийского съезда работников печати. Секцию организовать из трёх человек: Грушин, Черных и Шейнин.

Местные журналисты организуют Дом печати. Этот дом явится центром, около которого будут группироваться все причастные к литературному служению. Это объединение даст возможность тесно сплотиться всем служителям печатного слова для взаимной помощи и поддержки, для проявления своих творческих сил и возможностей".

"Какие теперь писатели, да ещё в такой дыре, как Оренбург!"

Но вернёмся к воспоминаниям М.Постниковой: "К началу октября 1922 года работа Дома печати развернулась махровым цветом. Первое время особенно горячее участие в работе принимали товарищи Бочагов, Г.Дунаев, М.А.Васильев, И.Н.Антонов-Изгнанник, А.И.Васильева. Затем появились новые молодые силы – Михаил Баталов, Майер (будёновец), автор кинокартины "Мусульманка" Гуглинский.

Домом печати в 1922-23 годах много проведено литературно-художественных вечеров, посвящённых разным писателям, главным образом классикам; литсудов и вечеров поэзии, на которых зачитывались и критиковались произведения начинающих писателей и поэтов – М.Баталова, Гуглинского, Майера, Беловой, Дунаева и других.

В литературном отношении в то время город был разбужен от мёртвой спячки, и интерес к проводимым Домом печати литературным вечерам рос с каждым днём. Залы, в которых проводились вечера, были переполнены".

Этот рассказ дополнял Иван Антонов: "Казалось, что 1922 год, насыщенный ужасными призраками голода, не заключал в себе никаких предпосылок для увлечения литературой. Да и кому нужно было знать, что в городе живёт скромная секция работников печати! Озлобленный обыватель пыхтел:

- Работники печати... Какие-нибудь ухорезы!

- Нет, это писатели.

- Писатели... Какие теперь писатели, да ещё в такой дыре, как Оренбург!

- Голоштанники с портфелями!

Не смущаясь такой "духовной атмосферой", секция решила устроить несколько вечеров, посвящённых памяти выдающихся русских писателей. Вечера устраивались в кино, городском театре, в клубе им.Свердлова. В вечерах памяти Пушкина, Достоевского, Толстого, Короленко принимали участие не только журналисты, но и местные общественные работники, музыканты и артисты – профессор Ростропович, собиратель киргизских песен Затаевич, ныне большой народный артист А.Н.Каренин. Они не только соглашались прочитать одно-два стихотворения, но ставили полные сцены в костюмах и при декорациях. Всё это делалось бескорыстно, только по неугасимой любви к искусству и его великим представителям.

Лекции, характеризующие писателя и его творчество, жадно слушались и обсуждались, а музыкальная и литературная части вечера давали то наслаждение, тот душевный отдых, которого многим так хотелось в то тяжёлое, мрачное время".

Довольно подробно М.Постникова в 1927 году писала о разногласиях между оренбургскими литераторами: "Диспуты вскрыли резкую грань между двумя идеологическими взглядами на разбор и критику художественной литературы. Ярким выразителем буржуазно-идеалистической идеологии выступал И.О.Насонов. Учащаяся, рабочая молодёжь, возглавляемая Дунаевым, Юриным, К.К.Безиным, М.Баталовым, противопоставила взглядам на художественную литературу Насонова свои взгляды с точки зрения материалистической марксистской идеологии, и на втором-третьем диспуте Насонов был разбит на голову, несмотря на его прекрасное ораторское искусство. Это было первое и самое лучшее литературное время в Оренбурге.

Наконец, 11 апреля 1925 года созывается первая губернская конференция работников печати. На этой конференции избрано 6 делегатов на Всекиргизский съезд работников печати, который тоже проходил в Оренбурге. Также были избраны два делегата на Всесоюзный съезд работников печати в Москве. К этому времени оренбургская секция работников печати союза работников просвещения насчитывала в своих рядах свыше 150 человек".

"В пролетарской литературе будут свои Пушкины и Толстые"

В 1925 году Оренбургская губерния как административно-территориальная единица вернулась в состав Российской федерации. Уже в начале января 1926 года газета "Смычка" извещала: "На днях приступает к работе литературно-художественный кружок. Ответственные руководители этого кружка товарищи Баталов и Изгнанник. В кружок принимаются работники печати, рабкоры, а также желающие".

Здесь же рекламировался литературно-художественный журнал "Наковальня": "Содержание номера посвящено 1905 году. Стихи Н.Комарова, И.Жемчугова, М.Баталова, Изгнанника, П.Красильникова. Рассказы и воспоминания А.Правдина, М.Вельского. Статья на смерть С.Есенина. Журнал богато иллюстрирован в тексте фотографиями. Цена - 10 копеек. Требуйте во всех киосках и в экспедиции газеты "Смычка".

Вечер памяти С.Есенина состоялся в уголке работников печати 10 января 1926 года: "Оренбургская публика оказала большое внимание трагически окончившему жизнь талантливому поэту. Зал был переполнен. Товарищ Гришин сделал доклад на тему "Распятие Есенина". Он обрисовал трагедию Есенина, приведшую к самоубийству. Товарищ Баталов в докладе "Трагедия Есенина-лирика" коснулся лирических мотивов его поэзии. Товарищ Сейфуллина (сестра писательницы) поделилась своими впечатлениями, вынесенными из Ленинграда, где она была в дни самоубийства Есенина".

Рассуждая о задачах оренбургских литераторов, корреспондент "Смычки" Г.Кременцев в мае 1926 года писал: "Сила буржуазии заключалась в её высокой культурности. Создавая пролетарскую культуру и, в частности, литературу, пролетариат должен использовать богатое наследство, накопленное веками. Имеющиеся при газетах, рабочих клубах литературные кружки должны дать возможность усвоить культурное наследие прошлого, критически переработать и использовать его для строительства своей новой культуры трудящихся. Оформляющейся оренбургской организации Ассоциации пролетарских писателей необходимо не только производить читки и критический разбор произведений местных писателей, но и уделить должное внимание и время на изучение литературы прошлого, её марксистского анализа всем коллективом. Быть может, недалеко то время, когда в пролетарской литературе будут свои Пушкины и Толстые..."

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.