Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Поэт на российских сквозняках
Геннадий Красников родился в 1951 году на Южном Урале, в городе Новотроицке (а точнее, в ныне несуществующем посёлке Максай) Оренбургской области.
Жили трудно, потому из безотцовского детства в 14 лет пошёл работать электриком в автохозяйство. Занимался в литературном
объединении при заводской многотиражке «Металлург» и городской газете «Гвардеец труда». Такие «лицеи» прошли многие поэты
в «те баснословные года». После окончания вечерней школы в 1969 году поступил в Московский государственный университет на факультет журналистики. Выбор литературного пути определили и ранняя любовь к чтению, и яркие впечатления послевоенного детства, о которых хотелось рассказать миру.
Получив диплом журналиста, с 1974 года работал корреспондентом районной газеты в подмосковном городке Озеры, что на Оке. В 1978-м оказался в центре литературной жизни, став ведущим редактором издательства «Молодая гвардия», где вместе с поэтом Николаем Старшиновым выпускал всесоюзный ежеквартальный альманах «Поэзия».
В трудные годы «перестройки», когда альманах был остановлен (1992), работал главным редактором издательства «Звонница-МГ», затем директором одного из коммерческих издательств. Однако вскоре, не сумев или не захотев вписаться в новые «рыночные отношения» литературно-издательской жизни и выбрав творческую свободу, ушёл на «вольные хлеба», как известно, самые трудные, особенно в такие переломные эпохи.
Впервые стихи Геннадия Красникова были опубликованы в новотроицких газетах, но первым серьёзным выступлением в печати считает поэтическую публикацию в газете «Литературная Россия» (1976) с напутственным словом Е. М. Винокурова. Дебютная поэтическая книга Красникова «Птичьи светофоры» вышла в молодогвардейской серии «Молодые голоса» в 1981 году и получила премию имени А. М. Горького.
Для стиля зрелого Красникова характерно сочетание философской углубленности, тонкой иронии с поэтической раскованностью словаря и ритма, идущих от интереса автора к богатству русского фольклора, к свободной частушечно-песенной стихии.
В его творчестве все заметнее проявляется тяготение к цельному историческому контексту и религиозно-богословскому наследию русской мысли.
В переломное для России время начала 1990-х годов, когда новые лукавцы стали культивировать мысль, что «литература — это частное дело», Красников обратился к публицистике и эссеистике, пытаясь в судьбах русских поэтов и писателей XX века, отразивших все искусы и обольщения своего времени, отыскать причины трагического состояния России современной. Опубликованные в столичной периодике статьи-исследования — «Затопили нас волны времён...» об Александре Блоке, «Роковая зацепка за жизнь...» о Сергее Есенине, «В слепых переходах пространств и времён...» о Николае Гумилёве, «Пророк Нового Мирового Порядка» о Евгении Замятине, «Тысяча и одна роль Евгения Евтушенко» о феномене «шестидесятников», «Юбилейный реквием по Шукшину», «А вы — всё те же» к 20-летию статьи А. Солженицына «Наши плюралисты», «Колера морбус» и др., — написанные ярко, страстно, без оглядки на сложившиеся штампы, сразу вызвали литературный резонанс и были перепечатаны рядом региональных изданий.
Под редакцией Геннадия Красникова, совместно с Владимиром Костровым, издана наиболее полная антология «Русская поэзия. XX век» (ОЛМА-Пресс, 1999; второе издание 2001), куда вошли стихи более чем 700 поэтов. Эта антология стала значительным явлением литературной и культурной жизни конца XX века, в год празднования 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина.
Стихи Геннадия Красникова, появившиеся в печати совсем недавно и вызвавшие горячий отклик многих любителей поэзии, открывают не только новые грани поэта, но и передают его трагическое ощущение бытия русской жизни последних времён...
* * *
Жили-были. Всего изведали.
Были — были и были — небыли.
Было с нами, а стало снами,
вроде видели мы их сами,
вроде видели, подивились,
как мы сами себе приснились,
как нас — прежде чем поглотило –
время щедро позолотило.
Были хуже мы, победнее...
Ладно, время, тебе виднее!
Всё равно на родной сторонке
все мы вписаны в похоронки,
да и штампы на прошлом выбили:
«Адресаты отсюда выбыли».
* * *
Звёзды яркие на тёмном небосклоне,
ты опять всю ночь, мятежный, ищешь бури,
а наутро в бардаке или в притоне
просыпаешься, башка трещит, в натуре!..
Ох, и трудно быть поэтом в Вавилоне...
Мухи плавают в компоте и в бульоне,
и рассолу нет, и не в кого влюбиться,
у Лауры грудь и зад на силиконе,
все девицы потаскушки и блудницы...
Ох, и трудно быть поэтом в Вавилоне.
Все здесь пишут — чинодрал и вор в законе,
ты ж обязан дифирамбы петь халтуре,
не сечёт никто ни в Данте, ни в Вийоне,
потрепаться не с кем о литературе...
Ох, и трудно быть поэтом в Вавилоне!
Сволочь всякая на троне и в короне
всё гребёт и пересчитывает башли,
словно в зоне, водят нас в одной колонне
на строительство всемирной адской башни!
Ох, и трудно быть поэтом в Вавилоне.
Пир весёлый правят Бендер с Алькапоне,
а на свалке, где пируют бомж и птицы,
встретишь с родины ворону... и вороне
будешь рад... И как же тут не прослезиться!..
Ох, и трудно быть поэтом в Вавилоне.
* * *
Жили мы под Золотой Ордой,
жили под орлом четырёхглазым,
жили и под красною звездой,
а теперь живём... под медным тазом.
Били неразумных нас кнутом,
пряниками зубы вышибали,
чтобы под берёзовым крестом
смирно мы по всей Руси лежали.
И лежим мы смирно — там и тут...
Русь моя, да разве ж так бывает? —
вроде бы лежачего не бьют?
Ну, а эти гады добивают!..
Видишь, эта новая орда
над Кремлём подбросила в насмешку,
как цыплёнка, старого орла...
Был орлом — да превратился в решку!..
Снова лгут, что мы — страна рабов,
огляди кругом родные дали —
видишь, стали мы страной гробов,
но рабами всё-таки не стали!
Больше не вмещает нас земля,
но ещё сильней глумится злоба,
скачут бесы за стеной Кремля,
значит, время нам — вставать из гроба.
Воздадим врагам не сгоряча,
хладная рука найдёт злодея,
если враг — для нашего меча
нет ни эллина, ни иудея.
Чтобы впредь поганить русский дом
расхотелось мировому Хаму,
будем бить мечом, дубьём, крестом,
ибо мёртвые не имут сраму!
* * *
Тишина за окном, спит безмолвно природа,
осиянный луной воздух молод и свеж,
отчего же тогда на душе непогода
в эти зимние ночи, и в сердце — мятеж?
Отпустить бы на волю, по снегу — тревогу,
где, как лезвия, тени бледны и грустны,
завалиться, залечь, по-медвежьи, в берлогу
и не видеть, не слышать людей до весны...
И покуда судьба острогою слепою
не отыщет под снегом живое тепло,
в полусне видеть рой золотой над собою,
с диким мёдом под небом лесное дупло...
И расслышав победную музыку шествий
первых ландышей, первых ромашек и гроз,
возвратиться с седою ободранной шерстью
и с покорною лапою, мокрой от слёз...
* * *
В последнюю неделю ноября,
энтузиазмом медным не горя,
сменяя ночь и нехотя, и трудно,
рассвет вползает медленно и скудно...
И то сказать: в такой промозглый мрак
хозяин добрый — кошек и собак
не выпускает за порог из дому...
В природе всё, однако, по-другому.
Как это повторялось много лет,
в свой час забрезжит на востоке свет,
и встанет день, ознобный и неясный,
над скукой нашей жизни непролазной.
* * *
Земную жизнь пройдя до половины,
я оказался... неизвестно где...
Вокруг меня былой страны руины,
чужая речь, чужие образины,
где я, как будто пасынок чужбины,
тону в летейской сумрачной воде.
Иллюзий прошлых, прошлых лет идиллий
летает серый пепел надо мной,
хоть я их прежде не ценил, Виргилий,
как не любил болотный запах лилий,
но в памяти средь небылей и былей
они цветут смертельной белизной.
Глаза слеза невольная туманит,
но только брань и смех со всех сторон,
здесь новые Мамаи маркитанят,
а тот, кто скажет им: «На вас креста нет!..»,
кто старое, помилуй Бог, помянет,
тому и глаз, и сердце с корнем — вон!
Стал возвращаться ветер слишком часто.
Неужто в мире нет иных дорог?
До хруста обнимает жизнь, до хряста,
а ты, душа моя, ещё похвастай,
как я на сквозняке Екклезиаста,
на круговом ветру его продрог.
Мне 19 лет, но я с глубокой грустью читаю эти строки и задумываюсь о нашем будущем.