Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Музыка как зеркало жизни

-----

Из записной книжки меломана

Игорь Рассказов, художественный руководитель эстрадного объединения «Эксперимент».

Проходя мимо группы подростков, краем уха услышал их разговор. Речь шла о создании ансамбля. Согласитесь, что такое встретишь не часто в наше время, чтобы мальчишки сами без участия взрослых брались за что-то подобное. Заинтересовался, подошёл и мы разговорились. Оказалось, что ребята, овладев первыми азами игры на гитаре, стали мечтать о своей группе. Пообщавшись с ними, я понял, что они не имеют понятия о том, с чего всё начинать, не говоря уже о том, с чем им придётся столкнуться, прежде чем о них, может быть, заговорят в городе. Нынешнее поколение не так много знает об истоках ансамблевого творчества, да и откуда, если об этом можно прочитать лишь в старых газетах, а ведь это была целая эпоха в музыкальной культуре нашего государства.

В основе создания любого творческого коллектива и вчера, и сегодня была и остаётся идея. Тогда в 60-ые годы ансамбли очень быстро захватили жизненное пространство или как сегодня бы сказали рынок. Ю. Саульский отмечал: «В формировании стилистики наших отечественных вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) большую роль сыграла советская песня, а в некоторых – фольклор». Вообще жанр ВИА довольно тяжело приживался на эстрадных подмостках страны. Во-первых, количество и качество аппаратуры и музыкальных инструментов сильно уступало росту коллективов данного направления. Во-вторых, всё делалось «вслепую»: не хватало руководителей с музыкальным образованием, звукооператоров, да и музыкантов было немного, способных очень быстро заявить о себе в этом жанре. В-третьих, репертуар был на столько беден, что в ходу были одни и те же песни, перепетые по нескольку раз. В-четвёртых, критики разных мастей с огромным усердием пытались навязать общественности мнение, что ВИА – чуждое явление для советской молодёжи. И, тем не менее, уже к середине 60-х годов наметился пик создания ВИА в нашей стране. Надо отметить, что тогда коллективы зарождались в основном на предприятиях и в учебных заведениях. «Модель» новой формы коллективного музицирования предполагала изначально, чтобы певцы сами себе аккомпанировали на музыкальных инструментах. Количественный состав таких ансамблей был в основном 5-6 человек. Однако несмотря на то, что уже на тот период в стране насчитывалось более десяти тысяч самодеятельных ВИА, ярких и самобытных коллективов было немного.

Первым профессиональным ВИА в Советском Союзе был признан ленинградский ансамбль «Поющие гитары» (1966г.). Кстати, именно здесь впервые Юрий Антонов исполнил одну из своих песен, ставшей хитом на все времена: «Нет тебя прекрасней». На тот период профессиональные композиторы не спешили на сближение с ВИА. На это сетовали критики, указывая на непритязательный репертуар начинающих коллективов. Доставалось ансамблям и за собственные трактовки народных песен, и за чрезмерный децибельный поток озвучивания своих выступлений, и за подражание Западу, и за многое другое.

Шло время, ансамбли взрослели, изменялась аудитория. Постепенно стали складываться творческие союзы между композиторами и ВИА: Марк Фрадкин и «Самоцветы», Александра Пахмутова и «Песняры», Александр Журбин и «Поющие гитары» и многие другие. Благодаря такому сотрудничеству ВИА стали искать новые формы, стараясь расширить песенные рамки своего творчества. Появились мюзиклы, сюиты и даже оперы. ВИА «Музыка» и А. Богословский представили на суд зрителя оперу «Алые паруса». «Поющие гитары» с А. Журбиным создали свою версию оперы «Орфей», а чуть позже, в 1978 году, порадовали зрителя новой своей работой: оперой «Фламандская легенда».

На их фоне резче обозначился уровень тех коллективов, кто продолжал исповедовать песенные стандарты. Критики в один голос отмечали, что в репертуаре ВИА преобладают в основном песни о несчастной любви. Они так и писали: «Чувство, призванное пробуждать в людях радость, с некоторых пор не приносит ничего, кроме огорчения и неудобств». Не правда ли, сегодняшние песни наших «звёзд» в своём большинстве о том же? В те годы от критиков доставалось всем. Досталось и В. Ободзинскому с ВИА «Верные друзья» за песню «Что-то случилось». Не обошли стороной Б. Кикабидзе и ансамбль «Орэра». То же самое произошло и с ВИА «Ялла» и «Самоцветы». А уж сколько пришлось вытерпеть композитору В. Добрынину, получившего в наше время звание «доктор-шлягер», и поэту-песеннику Л. Дербенёву от ревнителей пера, отыскивавших в жанре ВИА слабые места.

Вместе с тем те же критики отмечали такие коллективы, как ВИА «Песняры» и «Ариэль», делавшие в своём творчестве упор на фольклор. Был отмечен с хорошей стороны и самодеятельный композитор Ю. Антонов, песни которого были в репертуаре чуть ли не каждого ВИА. Именно благодаря критикам уже тогда был поднят вопрос на государственном уровне о подготовке кадров для ВИА. Именно благодаря критикам всё чаще стали проводить всевозможные конкурсы для ансамблей данного направления, не говоря уж о семинарах, где велась работа с теми, кто нёс культуру в массы.

Конец 70-х – начало 80-х годов стали для советской эстрады временем «передачи эстафеты». Появляется рок с элементами симфонизма, народной музыкой, городской самодеятельной песней, ритмами «диско». Слушателя завоёвывают малоизвестные ансамбли «Диалог», «Аквариум», «Машина времени», «Аракс» и др. Уже к 1981 году приверженцев чистого ВИА-стиля практически не осталось. На этот период ведущими композиторами, пишущими популярную музыку, становятся Д. Тухманов и А. Зацепин. К удовольствию поклонников Ю. Антонова отмечу, что он по востребованности на тот период оказался на третьем месте. ВИА изначально были ориентированы на «живой звук», «новая волна» - так охарактеризовали появление новых имён на эстраде критики - наоборот весь упор делала на работу в студии. Именно в этот период ВИА оказались в роли приспособившихся к новым веяниям. Ансамбли начинают называться не ВИА, а группами, стараясь на скорую руку играть в несколько другом ключе и как бы отгораживаясь от ВИА-стиля. Получилось это не у всех, и уже к середине 80-х годов количество таких коллективов очень быстро идёт на убыль. Этому способствовала и развёрнутая компания по регистрации всех имеющихся ансамблей в стране. Государственные чиновники решили перестраховаться, а поэтому был выработан примерный репертуар, разрешаемый для исполнения эстрадными коллективами. Более того, те ансамбли, где у руководителя не было музыкального образования, расформировывались. Как это было, могу привести пример по нашей области. В 1986 году в городе Оренбурге проходил последний фестиваль самодеятельных ВИА. На базе ДК «Строитель» в течение нескольких дней и сразу на нескольких площадках было отсмотрено около 400 самодеятельных коллективов. После чего лишь 260 ансамблей получили возможность продолжать свою деятельность на территории Оренбургской области. Это было связано с тем, что «новая волна» принесла с собой новые тексты песен, где социальная направленность заставляла молодёжь по-новому смотреть на устоявшиеся вещи. Это настораживало власть. Один из чиновников областного масштаба, курировавшего самодеятельность в то время, заявил, что у него две головные боли: дискотеки и ВИА. Городские дискотеки стали всё чаще подвергаться проверкам со стороны отдела культуры. Комиссии, возглавляемые седовласыми старцами, интересовали всего две вещи: освещение и тематическое содержание музыкального материала.

Вместе с тем именно в этот период группа «Машина времени», одна из первых из представителей «новой волны», переходит в разряд профессиональных коллективов. Критики писали о песенной поэзии этого коллектива так: «мир, где почти всё впервые». Ю. Саульский отмечал на одном из семинаров: «Нет ничего удивительного, что постепенно ВИА вытесняются рок-группами. Стандарты и штампы во все времена очень быстро надоедали». Несмотря на кризис в ВИА-стиле, его пытаются ещё как-то поддерживать концертные организации страны. Гастрольные афиши пестрят такими названиями, как «Весёлые ребята», «Синяя птица», «Добры молодцы». Однако это не надолго. В 80-е годы ВИА отходят на второй план, уступая окончательно место рок-группам. Неподвижных певцов «в униформах» сменяют солисты, создающие на сцене зрелище. На смену бесконечным вариациям на тему несчастной любви приходят песни с более или менее глубоким нравственным и социальным содержанием.

Как отметил музыкальный критик А. Троицкий, что и «новая волна» не избежала в дальнейшем участи ВИА. Всё те же штампы вскоре заполонили содержание репертуара. Также некоторые группы пытались найти себя, экспериментируя в крупной форме, но как показало время, что кризис не щадит никого, не взирая на то, какой стиль исповедуют музыканты. Массовое перевоплощение некогда ВИА в рок-группы не дало большого притока «новой крови». Более того, произошла искусственная подмена, в результате которой на представителей «новой волны» обрушился целый поток критики, где всё так же делался упор на усреднённость репертуара, на однообразие тем, на преобладание децибел над качеством звука, на недостаточную подготовку музыкантов. По этому поводу Ю.Саульский ещё тогда заметил, что отечественная критика была переполнена необъективностью настолько, что сама того не желая сократила век многих и многих творческих молодёжных групп.

Музыкантам во все времена было не просто. Об этом надо помнить, но вместе с тем необходимо чётко осознавать необходимость в более конкретном анализе плюсов и минусов того, что было раньше и с чем мы столкнулись сегодня. Кризис, положивший начало распаду ансамблей в жанре ВИА, нашёл своё продолжение и в дальнейшем. Метаморфозы, связанные с перевоплощением ВИА в рок-группы, не смогли остановить этот процесс, а лишь не надолго его замедлили. Так, например, ВИА «Поющие сердца», известный массовому слушателю по песне «Когда уйдём со школьного двора», стал одним из поставщиков музыкантов в рок-группу «Ария». Успех последнего коллектива был внушительным, но опять же только до тех пор, пока группа не распалась на два менее заметных ансамбля: «Ария» и «Кипелов». Как заметил А. Барыкин (рук. группы «Карнавал»): «Наш рок сейчас в застое. Делать сегодня упор на тексты при примитивном музыкальном материале – это путь в никуда». Что касается критиков, то сегодня они меньше всего озабочены проблемами творчества молодёжных групп. Им интереснее копаться в личной жизни каждого и всех, кто имеет отношение к шоу-бизнесу, чем обращать внимание на интеллектуальное содержание продукции музыкальной индустрии. Уже по тому, что по стране сократилось количество фестивалей для молодёжных ансамблей, можно сказать, что в этом направлении государственная молодёжная политика сняла со своих плеч заботу о развитии творческого потенциала подрастающего поколения. Сегодня всё это оказалось в руках пивных монополий, которые и устраивают тусовки для молодых, тиражируя не всегда то, что хотелось бы. А хотелось бы многого. Взять хотя бы наш местный уровень. Если задуматься, то на сегодняшний день преобладают всякого рода панк-группы, мешающие в своих музыкальных стилях и рок, и попсу, и фолк в одну кучу, плотно окутывая всю эту смесь драйвом. Судя по тому, что количество этих ансамблей обратно пропорционально их качеству, то вывод напрашивается сам собой: ради чего всё это?

Я отношусь к числу тех, кто считает, что в нашей жизни всё имеет смысл, а поэтому стою на позиции, что чем многообразнее будет мир вокруг нас, тем интереснее будет жить. К сожалению, в реалиях всё обстоит иначе. За последние десять лет только по городу Оренбургу количество ансамблей сократилось до минимума. Если быть более точным, остались единицы: ВИА «Встреча», рок-группа «Арсенал» и, может быть, ещё группа «Комбат». Такие коллективы, как ВИА «Звуки», ВИА «Аллегро», ВИА «Тайм» и многие другие просто перестали существовать. Я не беру во внимание панк-группы, которые время от времени всплывают на поверхность. К сожалению, они так часто меняют свою абривиатуру, что каждый раз предстают то как панк-группы, то как рок-группы, а то и вообще непонятно как. Приходится констатировать, что те надежды, которые питала власть когда-то в отношении бизнеса на якобы возрождение ансамблевого движения среди молодёжи, не оправдались. Да, возникли клубы и танцполо, но какое это имеет отношение к развитию молодёжных групп, я не знаю. По-моему, это самый дешёвый способ отмахнуться от проблем. Конечно, не всё так безнадёжно, и здесь есть о чём подумать. Во-первых, необходимо, чтобы всё-таки творчество воспитывало в человеке чувство прекрасного, а не демонстрировало разнузданность и безнравственность. Во-вторых, фестивали-смотры, призванные формировать творческий потенциал у подрастающего поколения, не должны превращаться в демонстрацию только вкусов спонсоров, да и самих организаторов. В-третьих, нужны более объективные опросы общественности, определяющие всевозможные рейтинги, формирующие «вкусовые модели» слушателей. В-четвёртых, надо закладывать преемственность, а для этого пора возрождать нормальную художественную самодеятельность - как для детей, так и для взрослых.

На днях у меня состоялся разговор с директором оренбургского филиала компании «МегаФон» С.Ю. Николаевским. Речь шла о создании в городе молодёжного джазового коллектива. Кстати, инициатором этой идеи выступил он. Как сложится в дальнейшем судьба этого начинания, время покажет, а пока приходится лишь констатировать, что таких примеров не так уж много. Хотелось бы видеть в лице бизнеса больше заинтересованности, где бы интересы были продиктованы не сиюминутными прибылями, а долгосрочными проектами по возрождению ансамблевого творчества среди молодёжи.

В заключение хочу сказать: в нашей жизни достаточно противостояний между прошлым и настоящим, а поэтому давайте хотя бы в музыке быть более терпимыми друг к другу. Каждый человек имеет право любить то, что ему ближе, но чтобы любить, надо знать и понимать всё то многообразие, которое нас окружает. История в очередной раз преподносит нам горький урок: любой кризис провоцируют сами люди, стремящиеся изменить жизнь к лучшему, разрушая то, что когда-то сами и возводили. Например, кто может ответить на вопрос: для чего надо было разгонять ансамбли при Дворцах культуры города, лишая их репетиционной базы? Что имеют эти Дворцы взамен? Офисы и торговые точки, казино и помещения под аренду? Что-то я не заметил после этих преобразований лоска от благополучия на фасадах этих учреждений. Закон круговорота в природе не обособлен от общественных отношений, а поэтому давайте чаще заглядывать в прошлое. Может быть, мы научимся лучше оценивать настоящее.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.