Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Олег Бажанов - "нездешний" человек
Галина Орлова
25 апреля в театре драмы имени Горького состоится бенефис Олега Бажанова по случаю его тридцатилетия.
"Я - не коллективный", - говорит о себе Олег Бажанов. Это на самом деле так. Но не от того, что он отшельник или чурается общения, бежит от людей. Просто он индивидуален, у него есть свой мир, где ему не скучно одному. Эта печать отдельности от других, неравенства со всеми лежит на его сценических героях. Почти в каждом персонаже Бажанова можно обнаружить некую отстраненность, легкую грусть, существование "над другими", "над всеми". Его появление в эпизодической роли Грустного короля в спектакле "Король Матиуш I" сразу обращает на себя внимание - все как бы отодвигается, вся сценическая суета кажется лишней рядом с этой высокой фигурой в бархатном камзоле, с грустью на челе. Он весь там, в каком-то своем "далеке", ему ведомо много больше, чем окружающим. Он - "нездешний" человек. В словах, которые Грустный король отстраненно роняет, мудрость знания жизни. Даже в сказку актер вносит ноту значительности и философичности.
"Нездешний" человек он и в "Идиоте". Его тихий князь Мышкин обезоруживает простотой и искренностью - он всегда выше любых подозрений, всяческих расчетов и ухищрений окружающих. Мышкина-Бажанова нельзя унизить, как нельзя надсмеяться над ребенком. Он не играет убого, не играет болезнь. Его герой мудр внутренним умом, знанием сердца, и простодушие в нем органически уживается с достоинством.
Бажанов играет легко. Кажется, для него играть так же просто, как дышать, ходить, говорить. "Швов" в его работе, составных, из которых "делалась" роль, не видно. Попробуйте понаблюдать за его существованием в роли Луи из комедии "Не верь глазам своим". Актер одинаково органичен, достоверен: и тогда, когда подтрунивает над отцом, или дурашливо резвится, обхаживая гувернантку Жасант, и в те моменты, которые приближают героя к разгадке роковой тайны его происхождения, где комедия обретает драматический накал. Искусство игры, лицедейства, перевоплощения настолько естественно в Бажанове, что, кажется, для него не существует жанровых границ. Облик "рыцаря печального образа" сменяет каскад танцевальных ритмов беспечного парижского шалопая, или обаяние простодушно-наивного глухого Лешего из сказки "Проделки тетушки Кикиморы".
Но больше всего актер проявляется в ролях классического репертуара с глубоким философским подтекстом.
В мольеровском "Дон Жуане", поставленном Рифкатом Исрафиловым, задана высокая нота вечных проблем - человек и мир, человек в мире. И этой ноте Бажанов соответствует, здесь особенно ко двору пришлась его "нездешность". Вопреки расхожему представлению, "этот" Дон Жуан вовсе не всепобедительный сердцеед. Что такое любовь для Дон Жуана? Рискну предположить, что это - первопричина его разочарования в жизни, в людях. Во всяком случае, бажановский герой приходит на сцену уже перегоревшим, его любовь под пеплом усталости и разочарования, и лишь иногда искра ее может пробиться сквозь остывший пепел. Когда донья Эльвира приходит к покинувшему ее мужу не для того, чтобы вернуть его, а чтобы предостеречь его от неминуемой гибели, Дон Жуан чутким сердцем распознал ее искренность - и руки потянулись, чтобы удержать женщину. Жест медленно поднятых рук - выразительный жест зова, доверия, прощения, возрождения былого. Но минутное живое чувство в следующее мгновение отвергнуто, осмеяно. Дон Жуан как бы спрятался (от себя? От Сганареля?) за привычной личиной циника. Это похоже на мальчишескую выходку юного максималиста, боящегося показать свою слабость, прячущего то подлинное, хорошее, что в нем еще живо.
Что уж говорить о флирте с прелестными пейзанками Шарлоттой и Матюриной - Дон Жуан даже не скрывает, что для него это лишь забавное наблюдение, еще один опыт, подтверждающий, увы, суетность, расчетливость и непостоянство женских привязанностей.
Не зов молодой крови, не чувственный всплеск влекут нашего Дон Жуана к новому знакомству. Его восхищает Красота. Для него узы брака - путы, мера его свободы - "другие миры".
Не любовь к конкретной земной женщине, не философию любви исследуют режиссер и актер в этом спектакле. Иное мучит нашего Дон Жуана. Он очень похож на другого упрямого вольнодумца - Гамлета. Подобно шекспировскому герою Дон Жуан-Бажанов решает "быть или не быть" ему с миром, пронизанным ложью и лицемерием, для него тоже весь мир - тюрьма, железная клетка, сковавшая человека путами ханжества. Он из этого мира выламывается. Опять приходят на память слова Гамлета: "быть честным при том, каков этот мир, - это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч". Дон Жуан бросает вызов Миру, с устройством которого не согласен, Небесам, допускающим такой мир, Власти, которая загоняет и убивает свободную личность. Язык и нравы обывателей, расчет и прозаическая выгода современников, их ханжество ему чужды. Он дерзит, ерничает, дразнит, задирается.
Кого же играет Олег Бажанов? Парию? Сверхчеловека? Герой ли он? - "Безумству храбрых поем мы песню!"? Нет. Его Дон Жуан бросает вызов Богу, Власти, вступает в поединок со Смертью и сознательно идет на гибель. Но он живой человек. Роковые предостережения судьбы, поступь Командора пугают его. На бледнеющем лице актера почти детский испуг, и так же по-детски радостно он с облегчением вздыхает, когда смерть в очередной раз проходит мимо.
Когда приходит час расплаты, Дон Жуан не кается. Голос прерывается, душат слезы, но выбор сделан. На роковое "Дай руку" он отвечает Командору азартным жестом дворового мальчишки - "Вот она!" (Нате вам!)
Вопреки театральной традиции в оренбургском спектакле Дон Жуан молод. И это придает особую остроту, рождает ассоциацию с современной страшной платой за издержки власти - бессмысленной гибелью мальчишек, заложников политических распрей.
Играть в такой философской канве сложно. Актеру еще предстоит соединить внутреннее переживание роли с общей концепцией спектакля. Несомненно, есть перспектива роста роли, и вместе с нею будет расти актер.
В финале Дон Жуан явится вновь сквозь распахнутые ворота преисподней. Куда? К нам? В наше время? В двадцать первый век?
Такого Дон Жуана сыграл Олег Бажанов на оренбургской сцене в канун своего тридцатилетия.
На снимках: Олег Бажанов в ролях и в жизни.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.