Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Музей или Дом Павлова?
В День города много говорили о двух музеях Ростроповича
История дома № 25 на улице Зиминской известна, пожалуй, каждому оренбуржцу, мало-мальски интересующемуся историей и культурой родного города. Здесь с 1941 по 1943 годы в эвакуации жила семья Ростроповичей. Современная, правда, не столь значимая для потомков, но зато остросюжетная, с высоким градусом накала страстей, тоже хорошо известна каждому горожанину, который хотя бы мельком просматривает местные СМИ. Дом, в котором прошли отроческие годы великого музыканта, нашего современника Мстислава Ростроповича, в котором, по его словам, он «стал человеком», сегодня, как это ни прискорбно признавать, стал заложником личных амбиций и корыстных целей. Место, где можно прикоснуться к одной из интереснейших страниц истории Оренбурга, к истокам жизни человека, так много сделавшего для российской культуры и искусства, для одних превратилось в крепость для засады и ополчения, для других – работников культуры, судебных приставов, врачей скорой помощи и даже милиционеров - в небезопасный объект несения службы. Первопричиной конфликта стал пресловутый квартирный вопрос, который, как известно, нас всех испортил (некоторых, как оказалось, окончательно и бесповоротно).
Дом на Зиминской в то время, когда в нем проживала семья Ростроповичей: Леопольд Витольдович с женой Софьей Николаевной, сыном Мстиславом и дочерью Вероникой, принадлежал Елене Лонткевич. Позже часть дома вместе с мебелью и прочим скарбом Лонткевич продает юристу Александру Чумакову – отцу нынешней хозяйки части дома Ольги Гончарук. Когда возникла идея создать на Зиминской дом-музей Ростроповичей, сегодняшние хозяева дома в принципе не возражали отвести для этой цели часть дома, но с одним условием, что их оформят старшим научным сотрудником и директором этого музея. Не секрет, что создание музея – это очень хлопотное, требующее определенных средств, а главное, времени дело. Но городские власти все же пошли на это. Историки начали работать над архивными документами, деятели культуры завязали переписку с самим маэстро, который, к слову сказать, очень вдохновился идеей оренбуржцев. Кто как не деятели культуры особенно такого масштаба, как Ростропович, понимают всю значимость сохранения памятников отечественной истории. В первое же свое посещение Оренбурга Мстислав Леопольдович побывал в доме на Зиминской, где когда-то жил, и одобрил затеянное городской мэрией дело. Прекрасно понимая всю сложность организаторской работы по созданию любого музея и ответственность за дальнейшую его судьбу, маэстро высказал пожелание, чтобы будущий музей был непременно муниципальным.
С реализацией этого пожелания маэстро как раз проблем не было. Часть дома, предназначенная для музея, была уже собственностью муниципалитета. Кроме того, администрация города к тому времени уже вложила немалые средства в создание этого памятника культуры (только за 2001 год на обустройство музея было израсходовано 290 тысяч рублей и 99 тысяч рублей на издание буклета о музее), утвердила и содержала штат работников. Гончарукам предложили квартиру в Степном поселке и предложили вещи, сохранившиеся со времени проживания семьи Ростроповичей в этом доме, передать музею истории Оренбурга. Ольгу Александровну и ее мужа Юрия Петровича это не устраивало. Разразился конфликт. Семья, решившая любыми способами обеспечивать свое существование за счет музея, даже оформила лицензию на право заниматься музейной деятельностью как частные предприниматели. К слову сказать, профессиональное образование ни Ольги Александровны, ни ее мужа не имеет ничего общего ни с музейной, ни с историческо-архивной, ни с какой другой культуроведческой деятельностью. Тем не менее они продолжали настаивать на официальном оформлении их пожизненно в качестве старшего научного сотрудника и директора частного дома-музея. За это время Гончаруки то ли для сокращения пути на работу, то ли для расширения жилплощади прорубили дверь из своей квартиры в помещение музея. Не стоит говорить, что старинная постройка дома требует не только бережного отношения к несущим конструкциям здания, но и по хорошему счету капитального ремонта-реконструкции как внутри дома, так и снаружи. Но любая попытка представителей городской администрации проникнуть в дом, чтобы начать ремонтные работы, терпела неудачу. Гончаруки попросту никого не впускали даже на порог. Дело дошло до судебного разбирательства. Суд Центрального района Оренбурга принял решение, обязывающее Гончаруков освободить помещения, указанные в плане ГУП под №№ 9,10,11,12,13 от личных вещей и не препятствовать доступу в эти помещения представителей администрации Оренбурга. Кроме того, суд обязывал ответчиков заложить дверной проем, соединяющий комнаты №7 и №9, в соответствии с планом. Но в предписанный законом срок решение суда не было выполнено. Поэтому, опять же по закону, все исполнительные документы были направлены судебным приставам-исполнителям. Но и после возбуждения исполнительного производства Гончаруки от выполнения решения суда отказались. Тогда суд выдал судебным приставам разрешение вскрыть помещение, принадлежавшее муниципалитету, и освободить его принудительно.
Захватчики городского дома-музея встретили судебных приставов-исполнителей, в прямом смысле, во всеоружии. Дверь как обычно была плотно закрыта, а при малейшем приближении к ней пристава, представителей администрации или понятых должник направлял в людей струю пропана из газового баллона. Сия газовая атака «ополченцев» создала опасную ситуацию: могло произойти не только отравление людей, принимавших участие в исполнении решения суда, но и настоящий взрыв. Судебный пристав Л.А. Тазова была вынуждена вызвать участкового уполномоченного милиции и скорую помощь. Движение по улице Зиминской у дома №25 было перекрыто сотрудниками полка ДПС. В итоге окно взломали и открыли дверь. Судебный исполнитель приступила к освобождению помещения музея от личных вещей четы Гончарук. Предметы и вещи, представляющие историческую ценность, были описаны в присутствии представителей городского управления по культуре и искусству. Вся операция по возвращению дома-музея Ростроповичей городу заняла около четырех часов.
В настоящий момент в комнатах, где расположен музей, проведен ремонт. Дверь между помещением музея и соседней квартирой агрессивных любителей культуры заложена. Отремонтирована вся электропроводка, установлены приборы учета тепла и энергии более чем на 8 тысяч рублей. Всего же только в этом году на ремонт отопления администрация города выделила музею 13443 рубля, на ремонт фасада – 25944 рубля, на отделочные работы – 41703 рубля. Плюс средства на подготовку экспонатов. Сам же музей-квартира Ростроповичей теперь официально приобрел статус филиала музея истории города Оренбурга. Директором музея-квартиры назначен Александр Нестеров. У нового руководства большие планы по развитию новых направлений в работе музея. Это и установление творческих связей с музеями Ростроповичей в Баку и Воронеже, и контакты с Фондом Владимира Спивакова, и многое другое.