Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Штрихи к парадному портрету
Известно: оренбуржцев никогда не покидает интерес к будущему, а также настоящему и прошлому малой родины. Своего пика он достигает накануне Дня города. Именно это время мы выбрали для беседы с главным художником областного центра Сергеем Борисовичем Фазутовым.
- Что нового мы увидим к 1 сентября, чего старого не досчитаемся, хотя и старенького бывает жаль?..
- Стоит ли заранее рассказывать о готовящихся сюрпризах? Гораздо интереснее воочию увидеть их праздничным вечером, а посмотреть, уверяю, будет на что. Не важнее ли поговорить о новой концепции внешнего вида Оренбурга, ее принципах, наших сегодняшних возможностях и, конечно, трудностях?
Подумав, мы не только признали правоту главного художника, но и порадовались, что наша общая привычка отгрохать что-нибудь поражающее воображение непременно к торжественной дате и демобилизоваться до следующей уходит в прошлое. Впрочем, уходит ли? Сейчас мы об этом узнаем.
- И по части архитектурного облика города, и по части рекламы (разгула рекламы, как считают некоторые) у оренбуржцев есть множество вопросов. Пользуясь случаем, постараюсь им ответить.
Сегодня идет планомерная, интенсивная работа – без предпраздничной лихорадки, без спешки, в которой много дров можно наломать. Задействованы большие силы профессионалов, в частности, специалисты Оренбургского государственного университета завершают работу над проектом оформления улицы Чкалова и проспекта Гагарина. Они станут примером того, что может дать облику города цельный оформительский взгляд, включая художественное решение витрин. Будет упорядочена по качеству рекламоносителей улица Терешковой. Для такой магистрали, какой она является, это очень важно.
- Но эти улицы, хотя и не блещут красой, всё-таки нормальны и дадут художникам возможность проявить себя. А что можно сделать с уголком около драматического театра, где возникло три «пирожных» сразу? И как это могло случиться?..
- Видите ли, мы привыкли замечать и обсуждать отдельные эпизоды, а ведь идет процесс, начало которого все мы застали. И он имеет свои объективные закономерности, которые нельзя отменить, нельзя подавить волевым или властным усилием. Помните, как это было? Стали возникать небольшие лавки, магазинчики, предприниматели – начинающие! – снимали помещения в первых этажах зданий и никакого понятия о рекламе просто не было!
- А что было рекламировать?
Вся жизнь улиц исчерпывалась тремя табличками: «Не курить!», «Не сорить!», «По газонам не ходить!». И несмотря на приказной их тон, везде курили, всяко сорили. Разве только по газонам не ходили ввиду их отсутствия. И вдруг улицы с нами заговорили!..
- Так вот, нельзя было сразу требовать хорошо организованной, цивилизованной, художественно выразительной рекламы. Предприниматели еще только концы с концами сводили. Время шло, слабые исчезали, сильные набирали вес, и сегодня мы, администрация, в состоянии их контролировать, а они способны нашим требованиям отвечать. В частности, мы можем в паспорте на рекламу (есть такой документ) обязать рекламодателя выполнить определенные условия. Это значит, мы застрахованы от опасности увидеть большое здание, ставшее после реконструкции ядовито зеленым или нестерпимо розовым, как это бывало. Если вернуться к вопросу о «теремках» возле драмтеатра, все погремушки многочисленные будем с них снимать. Планируем воздвигнуть стелу – носительницу рекламной информации о работающих здесь фирмах. И это решение используем в других районах города, где такое возможно. Так освободим Оренбург от назойливой и к тому же малоинформативной рекламы. В скором времени будут подсвечены около двадцати зданий – в том числе почтамт, а впоследствии комплекс Гостиного двора. Появятся новые зеленые островки – например, сквер памяти владыки Леонтия близ Никольского храма. Интересно задуман Этнический парк на проспекте Гагарина. Не могу обещать, что все это возникнет прямо-таки завтра. Постепенно, но верно! Надо понимать, что люди потратились на рекламу, расходы должны в какой-то мере оправдаться. Не будем делать резких движений. Тем более что еще нет и достаточной правовой основы. Можем ли мы, даже властью облеченные, приехать и снять ничтоже сумняшеся то, что нам не нравится? Нет. Есть частная собственность, есть суд, который ее защищает. Но и мы наделены правами, которыми начинаем широко пользоваться. С учетом их разрабатывается программа рекламного оформления центральных улиц исторического центра, включая газоны, освещение, то есть экстерьер, оставляя интерьер на усмотрение владельцев. Хотя какими-то определенными рычагами влияния на них и здесь городские власти располагают. Но вот вопреки представлениям многих горожан в то, что изображено на рекламном щите, в приказном порядке вмешаться мы не можем, если это не политика, не насилие и не порнография. А на изображение символических цветов фирмы, своих знаков предприниматель имеет право. Корректировать изображение с эстетической точки зрения – это возможно, однако здесь желательно добиться взаимопонимания.
- Сергей Борисович, а как объяснить пристрастие рекламодателей к иностранным языкам на своих щитах? Они просто рискуют быть непонятыми значительной частью горожан!
- Своего рода мода! Она идет, как и всякая другая, из столицы. Это импонирует молодым, а ведь реклама по большей части к ним и обращена. Понимаю, старшее поколение такая реклама раздражает. Но она не противозаконна, и будет лучше, если все мы станем терпимее друг к другу и к тому, что нас окружает.
- Вот ведь начали с рекламы, а вышли на законы общественного бытия!..
- Так все связано! Где-то нам недостает оригинальной идеи, где-то нашим критикам – а ведь считается, что в искусстве все знатоки! – не хватает художественного чутья, вкуса.
Вас раздражают «растяжки» на центральных улицах, рекламные щиты? Они вам не нужны? Не читайте, воспринимайте их как цветовые пятна. Неужели слепые бетонные громады наших многоэтажек, ничем не скрашенные, лучше?
- От них можно, по-моему, впасть в нескончаемую депрессию…
- Безусловно. Поэтому сейчас специалисты университета разрабатывают проект для шестнадцатиэтажек по улице Чкалова. Реклама «Билайна» появится на них в окружении панно, сделанных в стиле детских рисунков с вкраплениями пейзажей Оренбурга – набережной, башни и других. Хотелось бы, чтоб земляки не спешили с оценками, подумали, вникли. И, кстати, вспомнили, что реклама – один из источников пополнения бюджета. Это должно примирить с ней ее принципиальных гонителей. Увы, не только реклама может быть неоправданно агрессивной, в этот грех впадают иногда и те, к кому она обращена. Давайте действовать мягче, развиваться. Кстати, как раз у средств массовой информации в этом – неограниченные возможности.
- Намек понят…
Подводя итоги, мы от лица наших читателей признали, что Оренбург становится красивее, зеленее, чище. Из непритязательного степного города он превращается в цивилизованный южный. В этом он преуспел бы более, если бы каждый из его жителей берег и сохранял уже сделанное. Но надеемся, что и наши пожелания будут учтены. Что как минимум перестанут давить нас своим примитивом вывески залов игровых автоматов, а многочисленные «растяжки» не будут ломать перспективу оренбургских улиц.
Записала Евгения Павлова.