Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Война и мы
22 июня – скорбная дата в истории человечества
Тема послевоенного детства в творчестве оренбургского поэта Геннадия Хомутова
Первое сентября 2004 года в одной из оренбургских школ. Традиционный День знаний. На самом первом уроке в 5-ом классе идет серьёзный разговор о войне и детстве. Лица сосредоточенные, вдумчивые. Им, родившимся почти 50 лет спустя после Великой Победы, представить войну трудно, почти невозможно: они уже не смотрели, затаив дыхание «Чапаева», не плакали, страдая вместе с молодогвардейцами. И уже не завидовали Ване Солнцеву, который так хитро организовал побег, чтобы остаться с разведчиками на фронте. Эти дети родились в социально меняющемся мире, у них иные взгляды и потребности, иное понимание мира. Они родились, когда отмечалось 50-летие Победы. Да, мир изменился, но нельзя допустить, чтобы заросло травой забвения Поле Битвы, а о Великой войне они узнали бы из учебника истории, который издавался миллионными тиражами на деньги Сороса, где не упоминается даже Сталинградская битва, а решающим сражением Второй мировой войны преподносится танковая баталия в Североафриканской пустыне.
В очередной раз на помощь учителю приходит величайшая на земле русская литература. Она, как полноводная река, подпитываясь большими и малыми реками, не мелеет, по-прежнему оставаясь и надеждой, и опорой, и радостью, а порой учебником жизни, правда, все реже востребованным в последнее время.
Первый урок в 5-ом классе поведал детям не о кровопролитных сражениях Второй мировой войны, не о ходе самой войны и даже не о миллионных жертвах - всё это они узнают, когда подрастут. Сегодня разговор о детях войны, о тех лишениях, которые выпали на их долю. А рассказал им о школьном военном детстве оренбургский поэт Г.Ф. Хомутов. Его книга «Вот я в школу иду», выпущенная в издательстве «Золотая аллея» в 1998 году, предназначена для внеклассного чтения. Для какого возраста? А для любого, потому что можно прочесть тома истории и не узнать того, о чем расскажет человек, живущий в конкретном времени. Тема военного детства исключена из школьной программы по литературе, и потому книга Г. Ф. Хомутова так необходима современному ученику: неиссякаемый огонь души поэта осветил небольшое пространство времени и места и заставил о многом задуматься, многое понять даже в себе самом.
Помните?
Сорок пятому году не досталось тетрадей –
За войну всю бумагу похоронки истратили.
Мы в школу с собой притащили тома.
И они пригодились для уроков письма.
* * *
Скорей, скорей, скорей оттаивайте
Чернила наши самодельные.
И ничего вы не утаивайте
Про тыловые дни метельные.
* * *
А сколько спички стоили, кто скажет?
У нас, в тылу, во времена войны?
Да их тогда и не было в продаже,
И значит - спичкам не было цены.
Книгу «Вот я в школу иду» можно рассматривать как цикл: стихи, входящие в него, объединены темой, местом действия, поэтическим настроением. Но главное, что делает их циклом, - образ лирического героя - мальчика военного времени с его чутким мировосприятием, свежим взглядом.
Все произведения - это рассказ о деревне после Великой Отечественной войны с её нуждами и проблемами. Трудно жилось селу: голодно, холодно, но всякий раз бедам времени противостоит доброта, чем всегда богат русский человек. Как заметил литературный критик, стихи Хомутова похожи на ручеёк, через который в душу течет добро. Убедитесь сами:
На черный хлеб я погляжу,
Его рукой поглажу,
Потом в сторонку отложу
И отодвинусь даже.
Какой же он лисичкин хлеб,
Когда он наш, вчерашний!
Он в нашей печке рос и креп
Под корочкой хрустящей.
И, рассказав мне все, - хитра! –
У печки руки греет...
Всем хороша моя сестра,
Да врать вот не умеет.
(«Ожидание сестры»)
Центром цикла, к которому стягиваются все тематические нити сборника, стали стихи о послевоенной школе: «Самодельные чернила», «Тетради», «С сорок первого года пусты закрома». Они рассказывают и про «тыловые дни метельные, про наши беды неисчетные, про будни строгие и хмурые». Прочитав «Самодельные чернила», мы как бы прикасаемся к душевному миру мальчишки военной поры. Его нетерпение, желание поскорее начать работу помогают понять глаголы повелительного наклонения (оттаивайте, утаивайте), в них и приказ, и просьба, и мольба. Душевный порыв лирического героя подчеркивается и лексическими повторами (скорей, скорей, скорей..., оттаивайте, оттаивайте...). В сочетании с анафорой (про тыловые дни..., про наши беды..., про наши будни строгие...) эти стилистические средства создают особый ритмический рисунок, а простые и обычные слова приобретают эмоциональную силу и начинают звучать, как вдохновенная песнь.
Экологически чистая поэзия Г. Хомутова может многое поведать современному школьнику о детях войны, а значит - приблизить её и дать почувствовать весь трагизм и необратимость, его творчество расскажет нам, каким может быть русский национальный характер.
Стихотворение «С сорок первого года пусты закрома» интересно тем, что в нем два рассказчика-героя. Один из них - человек взрослый - как бы видит себя в далеком послевоенном детстве. Это он может констатировать факт:
С сорок первого года пусты закрома,
С сорок первого года и до сорок шестого.
Вот я в школу иду вдоль амбара пустого,
Вот я в школу иду...
И в его сердце, спустя годы, стучит благодарность тем, кто помог выжить:
О! Спасибо вам всем.
Вы смогли наскрести
На ребячьи обеды в те годы далекие,
Оставалось нам самое легкое –
Только ложки с собой принести.
Лирический же герой-мальчишка выписан колоритно, ярко. Мы так и представляем его бойким, озорным, но открытым миру:
Это я! Это я на учебу иду.
Это я тороплюсь и шагаю, шагаю.
Риторическое восклицание, анафора (Это я! Это я) передают эмоциональное состояние героя и его желание жить и выжить, несмотря ни на что. Не быт, а бытие поколения являются нам в стихах Хомутова, не обида за обездоленное детство, а радость сопричастности к великой судьбе и великой культуре. «Бытие поколения», опаленного войной, формирует тот народный дух, воспетый русскими писателями от Пушкина до Толстого ещё в XIX веке, который присущ любому русскому, если он родился «в минуты роковые». Именно поэтому лирический герой, живущий за тысячу верст от фронта, ощущает свою причастность к тому, что происходит там. Иначе почему же он даже в самодельных чернилах, приготовленных из «бузины и жирной сажи, из бурой свеклы и из глины», видит
...огонь и дым больших пожаров
Той, фронтовой, родной земли.
И строчки черные бежали,
И строчки красные текли.
Г.Ф. Хомутов - мастер выразительных стилистических средств. Используя достаточно часто многосоюзие с бессоюзием (В чернилах копоть, копоть, копоть, огонь и дым, и кровь, и глина...), он сообщает особую стремительность, насыщенность впечатлениями. И за этим мы тоже видим лирического героя, его мировосприятие, его творческую активность. Заканчивая стихотворение «Самодельные чернила», автор дважды использует умолчание:
А до победы долго топать
Солдатам нашим до Берлина...
Эта стилистическая фигура помогает многое понять вдумчивому читателю. Прежде всего - волнение лирического героя. Ведь нельзя спокойно говорить о том, чем живет страна, к чему приковано внимание всех русских людей. Но за этой прерывистостью угадывается стремление автора-поэта всех нас сделать соучастниками размышлений о войне. Ведь речь идет о положении на фронте и о долгожданной Победе. За подобным единением главное - та скрытая теплота патриотизма, о которой говорил Л.Н.Толстой, то состояние общества, когда всем «народом навалиться хотят».
О значении деятельности Г.Ф. Хомутова для Оренбуржья сказано заслуженно много и хорошо. Его опыт в работе со школьниками оказался уникальным, результаты превосходными. Являясь ведущим педагогом Школы российской словесности при городском Дворце творчества детей и молодежи, Г. Хомутов воспитал уже не одно поколение юных поэтов и писателей. Вот уже 40 лет он бессменный руководитель одаренной молодежи! Но значимость Г. Хомутова - человека определенного времени, определенного жизненного опыта - ещё более значима.
Как-то Ф.М. Достоевский заметил: «Какое-нибудь прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть». Для оренбургского поэта Г. Хомутова таким прекрасным, святым воспоминанием стало военное детство,
отраженное в поэтическом творчестве. И именно оно становится в руках неравнодушного человека мощным средством в воспитании школьника, в воспитании Человека.
Лидия Зозулина,