Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Стопроцентное попадание

-----

Галина Орлова

Осенью 1997 года руководство Оренбургским драматическим театром принял Рифкат Исрафилов, народный артист и лауреат Государственной премии России, более двадцати лет возглавлявший Башкирский академический театр имени М. Гафури. Он вошел в жизнь нового театрального коллектива спокойно, по-деловому, с уверенностью опытного хозяина. Творческие принципы были заявлены четко и определенно. Они сводились к следующему: театр - наш дом, мы вместе за него в ответе; главный критерий - профессионализм, им и будет все определяться. И неспешно, без суты, повел дело. И вот завершились репетиции спектакля "Дон Жуан" Ж.-Б. Мольера. Это первая работа нового художественного руководителя театра на оренбургской сцене. Сегодняшний разговор - о премьере.

- Рифкат Вакилович, почему для первой постановки в Оренбурге был выбран "Дон Жуан"?

- Мольеровский "Дон Жуан" стопроцентно попадает в наше сегодняшнее больное общество. Многие московские театры обратились к его образу в интерпретации Толстого, Пушкина, Мольера, Тирсо де Молина. Почему герой испанской легенды становится средством выражения мыслей сегодняшнего театра? Дон Жуан - это новое оружие борьбы с лицемерием, безверием, нравственной опустошенностью сегодняшнего плебейского общества.

- Что Вы вкладываете в понятие "плебейское общество"?

- В любой цивилизованной стране на первый план выдвинут интеллектуальный труд. Там понимают, что движущей силой общества являются мыслители, там ценят умы. А что происходит у нас? Во все времена люди, которые хотели работать для Отечества, уничтожались...

- Но как же Дон Жуан, этот обольститель всех времен и народов, может противостоять нравственному опустошению! Разве он сам не лицемер?

- Нет, тут другое. Не наказание развратника - мне интересна другая жизнь Дон Жуана. Он восстает против лицемерия. Для меня Дон Жуан абсолютно нормальный, совершенный человек, отрицающий предрассудки своего времени. Он опередил свое время. Он - мыслитель. Понимая все о жизни, он как бы намеренно развратничает, намеренно лицемерит, разоблачая тех, кто это делает скрытно. Разврат - личина, чтобы разоблачить лицемерные воззрения современников. Он бежит от предрассудков общества, да и кого он особенно соблазняет? А обиды, которые он причиняет другим, так ли уж велики? Кого вам жалко из обижаемых Дон Жуаном - они же сами все лицемеры.

- Жалко Сганареля, Дон Жуан очень беспощаден к слуге...

- Дон Жуан и Сганарель - не просто слуга и господин. Это два уровня мышления. В какой-то момент Дон Жуан тоже был Сганарелем. Но один из них по своему мышлению застрял на уровне учебника четвертого класса, в то время как второй - академик. Дон Жуан - личность, которая стоит наверху, и молния всегда первой ударяет в таких. Они обречены на гибель.

- В противостоянии с Дон Жуаном театр чаще всего выводит Сганареля его обличителем, симпатии и сочувствие на стороне Сганареля. А как в Вашем спектакле?

- Сганарель по-своему любит Дон Жуана, чувствует в нем личность. Но он трус, он понимает: то, что делает Дон Жуан, наказуемо. Сганарель думает, что он тоже станет предметом наказания, и его задача - спасти себя. Это - двойник Дон Жуана и антипод, он адекватен обществу с его предрассудками. Передовой человек, как в зеркале, отражает плебейство другого, вызывая его гнев. В финале у Сганареля происходит трагедия осознания истинной ценности собственной личности.

- Как укладывается глубина этой философской концепции в рамки комедийного жанра? Ведь Мольер написал комедию.

- Сегодня жанровая природа в театре очень сложная. Скорее всего я определяю жанр спектакля как трагикомедию или трагифарс.

- Как Вы строите свою работу с актерами?

- Когда я выхожу к актерам, - весь спектакль уже готов у меня в голове. Есть концепция, конструкция пьесы, я не ныряю, как плоскодонка в открытом море.

- Это не ограничивает творческих проявлений актера?

- Конструкция спектакля - не закрытые ворота. Актер может привносить свою интерпретацию, углублять, дополнять ее, если все идет "туда", не разрушает общий замысел. Актер для меня - главное, определяющее. Если бы в труппе не было Олега Бажанова, я бы "Дон Жуана" не взял. Бажанов - актер тонкий, ему не обязательно все формулировать до конца, он сразу понимает все с полуслова. Профессия режиссера состоит в том, чтобы выстроить логические связи, проследить движение мысли. Всякий раз я исследую автора, драматурга, изучаю философию эпохи.

- Позволю себе от вашего имени пригласить оренбуржцев на премьеру спектакля "Дон Жуан". Результат нельзя предвидеть заранее. Но есть предвкушение театрального события. Ибо не подлежит сомнению ни профессиональная оснащенность Рифката Исрафилова, ни глубочайшая серьезность его режиссерского дара, ни его способность удивлять непредсказуемостью интеллектуальной энергии художника. И наше интервью - лишь прелюдия к нему.

Фото Ларисы Терентьевой.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.