Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Школа патриота

-----

«Всех убиенных помяни, Россия...»

Александр Старых

Мы кое о чем смутно догадывались в детстве и уже в отличие от старших ребят мало играли в «белых» и «красных» - как-то нелепо выходило: свои против своих. И наперекор оголтелым учебникам и старым фильмам настойчиво пробивалась крамольная мысль, что не все в них правда. Комиссары в пыльных шлемах, склонялись, конечно, но молча, словно что-то скрывая, - о чем, наверное, могли бы рассказать Григорий Мелихов или капитан Брусенцов из фильма «Служили два товарища». Мы были советскими подростками и верили своей стране, но белый офицер, сыгранный Высоцким, выглядел иначе, чем его рисовала пропаганда. В нем чувствовался человек долга и чести – несчастный оттого, что проиграно дело и приходится навсегда расставаться с родиной. Верный конь, бросившийся в воду вслед за уплывающим кораблем, стал одним из самых потрясающих символов российской трагедии. Страна с того момента разделилась на Россию Советов и Россию рассеяния. И много лет плыла наша память и наша боль вслед за теми, кто, страдая и плача, унес в ночь изгнания старую Россию.

Совсем недавно вместе с произведениями других эмигрантов вернулись на родину стихи донского казачьего поэта Николая Туроверова. И среди них знаменитые в эмиграции строки о прощании с родиной, написанные задолго до появления фильма.

Уходили мы из Крыма

Среди дыма и огня,

Я с кормы все время мимо

В своего стрелял коня.

А он плыл, изнемогая,

За высокою кормой,

Все не веря, все не зная,

Что прощается со мной.

Сколько раз одной могилы

Ожидали мы в бою.

Конь все плыл, теряя силы,

Веря в преданность мою.

Мой денщик стрелял не мимо,

Покраснела чуть вода...

Уходящий берег Крыма

Я запомнил навсегда.

Через много лет конь все-таки доплыл до чужих берегов, но, увы, не застал хозяина в живых, а внуки его уже забыли родную речь. Единицы тех, кто остались, помогают вернуть сегодня на родину забытые здесь имена, отринутую когда-то культуру и память о неизвестных нам подвигах предков. «Мы такие же русские, как и вы. Просто время и обстоятельства разделили нас. Любите Россию, как ее любили наши отцы и мы», - эти взволнованные слова прозвучали на днях в Оренбурге - со сцены в зале кинотеатра «Космос» в День защитника Отечества из уст пожилого гражданина Франции, сына русского эмигранта оренбургского происхождения Юрия Вячеславовича Копылова.

В состав делегации Российского Фонда культуры, посетившей Оренбург на прошлой неделе, входили люди, имеющие отношение и к оренбургской истории, и к литературе русского зарубежья, и к доблести русского оружия.

«Бились русские бригады за провинцию Шампань...»

...Далеко от родины, во Франции, в местечке Сент-Илер-ле-Гран, возле городка Мурмелон, в провинции Шампань среди ровных и ухоженных полей стоит русский обелиск с церковной луковкой. На нем надпись по-французски: «Дети Франции! Вспомните о ваших русских братьях и принесите сюда цветы». На обратной стороне – кириллицей: «Здесь покоятся русские герои 2-го Особого пехотного полка, павшие в боях и на разведках на секторах Д и С». Рядом небольшая церковь со звонницей. От обелиска вдаль уходят ряды белых крестов с именами солдат и офицеров, воевавших здесь в годы Первой мировой войны. «Погиб за Францию» написано на каждом из них...

«Погибли за Францию» - так называется и документальный фильм о бригадах Русского экспедиционного корпуса, который его создатель Сергей Зайцев привез в Оренбург. Молодой кинорежиссер, сценарист, член Союза кинематографистов и гильдии кинорежиссеров России, член Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов, лауреат Международного кинофорума «Золотой витязь» не впервые обращается к теме русского зарубежья. Несколько лет назад на ведущих телеканалах страны демонстрировалась его кинолента «Лики Отечества». Пронзительная история о разгромленном кладбище русских моряков в Тунисе тогда вызвала шумный отклик, и в стране началась кампания по спасению погоста.

Судьба Русского экспедиционного корпуса, посланного в 1916 году Николаем II на помощь французам и два года воевавшего против германцев, поражая союзников по оружию фантастической храбростью, - практически неизвестная современникам страница российской истории. А ведь французы называли наших солдат Легионом Чести. Среди русских воинов был и будущий министр обороны СССР маршал Родион Малиновский. Через 40 лет во время визита Хрущева во Францию он посетил места боевой молодости.

Гражданская война разделила тех, кто воевал на полях Шампани. Часть из них навсегда осталась в земле «веселой мачехи», как окрестил Францию казачий поэт Николай Туроверов. Другие, вернувшись в Россию, влились в ряды Красной армии. Третьи остались верны присяге и воевали в Белой гвардии и, уцелев в Гражданскую, отплыли от черноморских причалов в пожизненное изгнание.

Каждый год на Троицу у памятника «Русским солдатам, павшим на поле славы во Франции в 1916-1918 гг.» рядом с храмом Во Имя Воскресения Христова со всей Европы собираются дети и внуки тех, кто воевал здесь когда-то, а также других эмигрантов. В этот день в этом месте Франции говорят только по-русски.

...Кинокамера медленно скользит по лицам почетной процессии, идущей вдоль крестов. Среди них и Сергей Зайцев. Он сквозной герой документального фильма: современный россиянин соединяет времена, поколения и возвращает нам факты, имена и события, незнание которых не просто обедняет и искажает историю, но и, по сути, непростительно для человека, считающего себя русским.

Выразительны финальные кадры фильма: среди заснеженного поля Европы стоит человек. Белое безмолвие – это и белое пятно русской истории, под которым два с половиной миллиона русских солдат и офицеров, полегших в неизвестных могилах за пределами России в Первую мировую. Камера отъезжает, и человек превращается в маленькую точку на мертвом пространстве. Это контрапункт безмолвия и надежды. Пусть пока на маленьком участке, но пелена забвения прорвана и начата работа по стиранию белых пятен и возвращению на родину забытых имен.

«Фильм Сергея Зайцева «Погибли за Францию» очень трогает русское сердце, восстанавливает горькую и драгоценную нам память. Спасибо режиссеру и всем, кто приложил к фильму свое участие», - так отозвался о киноработе Александр Солженицын. Высоко оценили ее Валентин Распутин, Никита Михалков и другие выдающиеся деятели отечественной культуры. Не случайно по выходе в свет фильм Сергея Зайцева был удостоен высшей профессиональной награды – премии национальной академии кинематографических искусств России «Золотой орел».

После демонстрации ленты Сергей Зайцев поведал, что намерен продолжить работу над кинолентой о русских солдатах и офицерах, оказавшихся в изгнании в период между двумя мировыми войнами.

- А нет ли желания снять фильм об оренбургском казачестве? – спросил я его. – Ведь судьба Русского экспедиционного корпуса - это история о воинской драме и русской доблести, а уход в Манчжурию наших казаков, последних защитников империи, вместе с чудотворной иконой Табынской Божией Матери – страница национальной трагедии. Здесь просматривается эпическое полотно...

- Я согласен с этим, но одному не под силу поднять все темы русского изгнания. В Москве сейчас действует Дом русского зарубежья, где собирают, накапливают и изучают документы той эпохи. Я возглавляю киновидеоархив, киноклуб и киностудию с общим названием «Русский путь». Думаю, кто-то из местных кинорежиссеров смог бы на нашей базе реализовать этот проект. Сергей очень удивился, узнав, что в области нет даже маленького отделения Союза кинематографистов. Но в любом случае, сказал он, тема оренбургского казачества дождется своего воплощения на экране.

«Это не премьера, - сказал перед началом просмотра в «Космосе» Сергей Зайцев. – Мы успели провезти фильм от Парижа до таежного поселка Качук на реке Лене в Иркутской области и везде его воспринимали с теплотой и любовью».

Первый зритель из того Парижа, помогавший в создании фильма бесценными документами и реликвиями, сидел в это время в зале.

Подпись к снимку. Сергей Зайцев: «Если не я, то другой режиссер обязательно сделает фильм о Дутове и оренбургских казаках в изгнании».

В Россию тянется душа

В списке проживавших на прошлой неделе в гостинице «Оренбург» он значился как Жорж Копылофф. На самом деле сын русского офицера на его родине в Оренбурге представлялся исключительно как Юрий Вячеславович. Француза в этом немолодом мужчине, известном в Европе хирурге-отоларингологе можно заподозрить разве только по легкому акценту, почти незаметному искажению порядка слов при беглом разговоре да по привычке по-особенному скрещивать руки на груди. Он очень радовался и волновался в дни пребывания на родине отца Вячеслава Ивановича, капитана лейб-гвардии Павловского полка, участника Русского экспедиционного корпуса, до конца выполнившего свой воинский долг. Он умер во Франции в середине шестидесятых, но до конца жизни мечтал вернуться в Россию. Копылов-старший передал в наследство сыну трепетное отношение к русской родине. Тогда же, в середине шестидесятых, возникла, было, в СССР общественная инициатива разрешить русским эмигрантам вернуться в Россию, простить вчерашних врагов советской власти. Говорят, что поднимал этот вопрос маршал Малиновский. Однако Хрущев и партия не проявили великодушия. Следующий шанс появился слишком поздно... А тогда, в 1965-ом, эмигрантам было разрешено посещать Россию на короткое время и лишь в составе иностранных делегаций. Но и за этим скудным глотком воздуха родины ринулись тысячи русских людей. Привез в Россию свою мать и младший Копылов. Она была родом из Гомеля, но иностранцам разрешали посещать лишь Москву и Ленинград.

- Пятнадцать дней мы были в Москве и Подмосковье, - вспоминает Юрий Вячеславович. – И пятнадцать дней мать плакала навзрыд...

В Оренбурге у Копылова было много встреч – и с горожанами, и с медицинской общественностью. В один из дней его долго водили по зданию медакадемии, в котором до революции располагался Неплюевский кадетский корпус. Здесь учились и два его дяди – Владимир Иванович и Николай Иванович, тоже ставшие впоследствии офицерами. По их рассказам Юрий знал об Оренбурге. Он отпечатался в сознании мальчика как небольшой азиатский город с верблюдами, зеленой рощей и сверкающей речкой Урал, словно казачья шашка располосовавшей континент на две части света.

- Я счастлив, что сбылась, казалось, несбыточная мечта - побывать в Оренбурге, - сказал Юрий Вячеславович в короткой беседе. - Никогда не думал, что это такой большой город. Мне понравилось, что вы, построив новый, сохранили старый Оренбург. А какие замечательные люди здесь живут! Приветливость их такая, что мне просто не с чем её сравнивать.

- Увы, я последний из Копыловых, кто может передать моим сыновьям и внукам то, о чем рассказывали отец и дяди, - сокрушался русский француз. – Дети, к сожалению, уже не говорят или очень плохо говорят по-русски и не так хорошо, как я, знают прошлое. Мне надо успеть собрать архив, фотографии, воспоминания – чтобы хоть что-то осталось о Копыловых во Франции.

В Оренбурге Юрий Вячеславович познакомился с местным историком, доцентом кафедры истории Отечества госпедуниверситета Владимиром Семеновым, который поразил его знанием до мельчайших подробностей истории Неплюевского кадетского корпуса и дореволюционного офицерства. Он подарил гостю списки лейб-гвардии Павловского и Гренадерского полков на 1914 год, в которых служили офицерами дяди Копылова, и рисунок нарукавного кадетского жетона Неплюевского корпуса.

Через несколько часов после нашего разговора я случайно встретил Юрия Вячеславовича вместе с руководителем делегации Российского фонда культуры Верой Вольновой на улице. Они шли в городской толпе из областной клинической больницы - после еще одной встречи с коллегами-врачами. Никто из прохожих, естественно, и не догадывался, что пожилой мужчина с приятной улыбкой и благородным тембром голоса – потомственный дворянин, встречавшийся с самим князем Юсуповым, главным исполнителем заговора против Григория Распутина, и другими персонажами русской истории, о которых мы знаем лишь по книгам и фильмам.

«Я наслаждался старой речью, конечно, нашей, но другою...»

Это строчка из песни-баллады Виктора Леонидова, московского историка, собирателя русских эмигрантских архивов, соавтора сценария фильма «Погибли за Францию». Его гитара сопровождала встречи делегации Русского Фонда культуры с оренбуржцами, потому что Виктор - автор цикла лирических баллад о русском изгнании. Тема ностальгии и душевного разлада, возникающего из-за стремления соединить разорванные миры и судьбы и невозможности это сделать, – главная в его песнях. Леонидов много лет занимается возвращением на родину забытых поэтов и художников эмиграции. Имена уже упомянутого Николая Туроверова, Ивана Савина, Раисы Блох, Владимира Смоленского снова стали частью русской литературы благодаря Виктору Леонидову. Он автор-составитель шести книг поэтов изгнания. Собственные песни стали рождаться, по его признанию, при соприкосновении с судьбами этих людей.

- Я думаю иногда: почему так привлекает их поэзия сейчас? Причина, наверное, в том, что даже в стихах технически не очень совершенных невероятная искренность и боль. Эти люди настолько любили Россию, настолько жили ею и надеялись вернуться домой, что строки стали обжигающими, каждая из них бьёт прямо в сердце. На могильной плите Ивана Савина, похороненного в Финляндии, выбита строка из его стихотворения: «Всех убиенных помяни, Россия, егда приидеши во царствие Твое...». Этой искренности и чистоты чувств так не хватает всем нам сегодня, когда повсеместно культивируется попса и коммерческий ширпотреб как главная культурная составляющая. Должно быть что-то настоящее, оно обязано быть!

Этого убеждения Виктор Леонидов придерживается и при создании собственных песен, герои которых, как заметил Н.С.Михалков, как и герои его исследований, в самые трудные времена всегда сохраняют честь и достоинство.

В многоголосье оренбургских буден на прошлой неделе влилась парижская нота. И это был звук удивленной радости, смешанной с непоправимой печалью.

То, что на творческих встречах с делегацией Российского Фонда культуры в кинотеатре «Космос» и в молодежном театре «Горицвет» главными зрителями были школьники и студенты, наверное, правильно. Но и многие взрослые горожане будут расстроены, узнав, что пропустили на редкость интересное событие. Правда, есть возможность повторить его: горадминистрация, под эгидой которой состоялась эта акция, пригласила гостей на празднование Дня города в сентябре.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.