Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Колумб нашего "Двора"
Альманаху "Гостиный Двор" - 10 лет
В свое время драматурга А.Н. Островского, который открыл новый пласт русской жизни в обычной купеческой среде и вывел на сцену яркие и самобытные характеры, окрестили "Колумбом Замоскворечья". Колумбом нашего края без преувеличения можно назвать И.А. Бехтерева. 16 номеров созданного и редактируемого им литературно-художественного и общественно-политического альманаха стали своеобразной энциклопедией оренбургской жизни в разные ее времена и в разных формах бытования. Литература, история, этнография, экология, география, философия - это направления, по которым движется читатель, попадая "в переплет" журнала. Такое путешествие увлекает с первых страниц. Начиная движение, будь уверен: без открытий и приключений не обойдется. Феномен и главная особенность альманаха Игоря Бехтерева в том, что он доказывает и утверждает приятные для патриота мысли: Оренбургский край неисчерпаем в своей истории, культуре и своих талантах. В эти дни исполняется 10 лет со дня выхода в свет первого номера "Гостиного Двора". Это хороший повод для беседы с его редактором.
- Игорь Александрович, а что было до "сотворения мира"? Я слышал, в соответствии с библейской традицией была "Альфа"...
- Да, так назывался частный литературный журнал, который я редактировал в Москве. Номера в нем предполагалось обозначать не цифрами, а буквами греческого алфавита.
Летом 1994 года я поделился с прозаиком Петром Красновым идеей создания альманаха в Оренбуржье. Он взял меня за руку и повел в Дом Советов к Валентине Торукало, руководившей тогда идеологической работой в области. Меня встретили, как родного. Я был очарован новой демократической властью, ее доступностью - тем, о чем мечтал Пугачев (смеется.). В сентябре зарегистрировали журнал в Екатеринбурге и стали работать с калужской "Золотой аллеей". Директор этого издательства наш земляк В. Трефилов сделал номер очень дешево, так что денег областной администрации хватило еще на три выпуска. Первая книжка "Гостиного Двора" вышла в мае 1995 года. В этот год появилось сразу три номера.
- А как будет выглядеть юбилейная книжка?
- Идея такая: в ней не будет никаких материалов. Этот ключ к пятнадцати номерам, вышедшим ранее - именной, тематический, биографический указатель. Получился огромный том, маленькая энциклопедия, вместившая сотни имен, сведения о событиях, авторах, исторические и другого рода справки, комментарии, ссылки и так далее. Номер пока еще в компьютере - нет ни времени, ни сил на его выпуск.
- Игорь Александрович, такое ощущение, что альманах с годами движется от литературы - к факту, от художественного содержания - к документальному...
Все более заметные открытия совершаются не столько в области литературы, сколько в области факта - там, где, казалось бы, все давно изучено и освоено. Я храню дома практически все номера "Гостиного Двора" - не потому, что там печатается хорошая литература (и это тоже важно), а потому, что собранные вместе они представляют уникальный источник информации об Оренбуржье. Уникальность ее - в многомерности бытования того, что мы называем Оренбургом, Оренбургской областью, а еще раньше - губернией.
- Чем дольше мы существуем, тем легче работать. Сейчас предложения для публикаций приходят со всей России. Люди изголодались по разговору, они хотят быть услышанными, воспринятыми, потому и присылают материалы. А поначалу приходилось искать, уговаривать: "Василий Иванович, вы должны написать об этом. Кроме вас некому".
- Периодичность выхода любого издания зависит от финансирования, актуальности темы или от юбилеев. Не сказывается ли подобная заданность на качестве содержания?
- И раньше, когда я занимался собственно литературным творчеством, я очень любил работать "на заказ". Я работал на телевидение, на кино - причем с очень жесткими рамками и сроками. Если вспомнить, то в жестких рамках "трех единств" работал весь классицизм - и Расин, и Кальдерон, и Мольер, и Грибоедов... Самая прекрасная музыка в мире - "Реквием" Моцарта - написана на заказ. Получив задание - например, сделать номер о целине, - начинаешь осмысливать само понятие. Что такое целина?
Она ведь началась не в 1954 году. Это понятие родилось в тот момент, когда первый человек взял в руки палку-копалку и выкопал морковку - и тут же вся земля за пределами возделанного поля превратилась в целину. Или другое: образование Оренбургской пограничной линии. Для ее создания в гольную степь перевели исетских, самарских, уфимских казаков. В историческом смысле это тоже освоение целины. Я помню в детстве, когда стали выделять дачные сотки, - отец, бывший военный, получил участок, и я вместе с ним и с матерью корчевал пни, обрабатывал землю. Таким образом я тоже участвовал в массовом освоении целины... А кроме этого есть люди, покорявшие ее, их дети, для которых она стала Родиной. Их судьбы - это продолжение целины. Таким образом, понятие становится многомерным - и философским, и государственным, и духовным, и историческим. И вот в этом пространстве формировалось содержание номера. Вообще этот процесс напоминает мне то, как наряжают елку: игрушки разные, но все вместе они образуют единую целостность разноплановых материалов. Таким образом, у каждого тематического номера, которых было немало, своя содержательная концепция. Например, шестой номер был посвящен А.С. Пушкину. Ну что можно придумать или написать нового о его приезде в Оренбург? Возникла идея зайти с другой стороны: сделать срез жизни той поры - социальный, культурный, экологический и так далее. Что увидел Пушкин? Урал был другой, леса другие. Оказывается, была в округе холера, людей киргизы крали, поэтому при нем были пистолеты. А что увидел Пушкин в Уральске, куда он отправился из Оренбурга? Вот это все и вошло в пушкинский номер.
- Последний, шестнадцатый номер, тоже тематический. Он посвящен главным образом юбилею Победы. Чем руководствовался редактор Бехтерев при отборе материалов в эту книжку "Гостиного Двора"?
- Существует определенная смысловая связь между восьмым номером, посвященным 55-летию Победы, и нынешним. Главное, не на красавице жениться, а чтобы красавица после свадьбы от тебя не ушла. Победу мы одержали, но в последние годы благодаря нашим правителям мы ее упустили. Мне было важно не только восславить солдатский подвиг - это с успехом делают и другие издания, но и сказать, что мы во многом оказались не достойны Победы. То, чего Гитлер хотел добиться, по сути, сейчас и происходит. Мысль об этом возникает у читателя на фоне материалов номера, рассказывающих о войне, от имени тех немногих участников, кто остался еще в живых, а главным образом, тех, кто знал войну не на передовой, а в тылу, работая на Победу в условиях, которые мало отличались от фронтовых. И это тоже война, явленная во всем многообразии связей. Ведь любое явление не существует вне ауры, вне среды, вне контекста. Вырви слово, цитату из окружения - и они будут звучать по-другому.
- Мы говорим о тематических номерах, но "навскидку" я вспоминаю в первую очередь отдельные материалы из разных номеров, которые, на мой взгляд, иначе, чем открытиями не назовешь. Например, очерк-исследование Михаила Чванова об иконе Табынской Божией Матери, дневник оренбуржца-участника отступления Белой армии и многие другие. Какие наиболее ценные находки, на Ваш взгляд, были сделаны в эти годы?
- Главные находки - это люди, которые составили костяк авторов "Гостиного Двора": Г.П.Матвиевская, И.К.Зубова, Т.В.Судоргина, В.М.Капустина, А.Г.Прокофьева. Ну и, конечно, братья-писатели - Г.Н.Краснов, Н.Ф.Корсунов, Г.Н.Саталкин, А.Г.Филиппов, Г.Ф. Хомутов, В.А.Пшеничников и многие другие - историки, мемуаристы, краеведы, журналисты...
Стоит добавить, что номера "Гостиного Двора" с шестого по восьмой были изданы на средства городской администрации. Альманах, выходящий тиражом две с половиной тысячи экземпляров, расходится в основном по библиотекам области. Однако знают о нем и высоко оценивают его далеко за пределами области - в Москве и в других городах. Заявку на приобретение новых номеров можно оставить в Музее истории Оренбурга на набережной Урала. В нынешнем году финансирование "Гостиного Двора" впервые включено в областной бюджет. Издан указ губернатора о государственной поддержке альманаха, в связи с его общественной значимостью. Желаем нашему "Двору" долгих лет и многих новых открытий.
Наша справка