Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Зал, где согреваются сердца

-----

Выставочному салону "Оренбургъ" - 25 лет

В редакцию газеты "Вечерний Оренбург" Ю.А. Рысухин пришел с объемистым каталогом VIII Международного художественного салона "Центральный Дом художника-2005. Среда обитания". Среди иллюстраций - его живописный проект "Времена года". Левкасные пейзажи горных кувандыкских мест пленили членов оргкомитета одной из самых авторитетных и представительных выставок на территории постсоветского пространства. Жесткие рамки отбора художественных произведений ограничивали количество участников салона. Тем почетнее тот факт, что Союз художников России представляло творчество лишь одного мастера. И этот мастер - из нашего города!

Кто знает Юрия Алексеевича, много лет талантливо работающего во славу оренбургской живописи, тот наперед уверен, что все разговоры о своих успехах он сведет к рассказу о том, какие прекрасные и мощные художники работают в Оренбурге, какая живописная школа и какие традиции имеются у нас. Вот и в этот раз он быстро свернул на излюбленную тему.

- На выставке с полным правом и с не меньшим успехом могли участвовать многие мои оренбургские коллеги. Меня слегка шокировало на московском вернисаже то, как низко некоторые художники опустились перед потребителем. Искусство все больше "падает" в коммерцию, заигрывает с массовым вкусом, а точнее, потакает безвкусице. Видимо, осознавая этот перекос, организаторы пригласили для участия в выставке художников некоммерческого плана. Например, рядом с моими - через зал - находились работы Акопа Акопяна, армянского мастера, всемирно известного художника. Мне было приятно соседство с классиком современной живописи.

- Юрий Алексеевич, а легко ли оставаться "неконъюнктурным" художником, носителем высокой духовности, не стремящимся ради куска хлеба угождать мало подготовленной и невзыскательной публике? И какова ситуация в нашем Оренбурге?

- Неделю назад открылась выставка Г. Глахтеева и А. Рюмшина. В ней, на мой взгляд, есть ответы на многие вопросы. В первую очередь она подтверждает то, что в Оренбурге существует здоровая творческая среда. Эта счастливая ситуация формировалась десятилетиями. Да, художники живут в бедности, их никто со стороны не поддерживает. Кто-то вынужден заниматься коммерцией, но многие очень талантливые люди, несмотря на трудные годы, не размениваются на фуфло. Они живут искусством, потому что ради него пришли на эту землю. Живут очень бедно - на пенсию, на зарплату преподавателя, часто едва сводя концы с концами. Говоря о здоровой творческой среде, я имею в виду содружество высоких духом собратьев по искусству, которое сложилось в Оренбурге и в котором художники поддерживают друг друга и не дают утонуть в мутной жиже коммерциализации. Лет пять назад в Москве состоялась выставка "125 картин художников Оренбуржья". Москвичи удивлялись: как это так - страна другая, художники другие, а у вас в Оренбурге все еще существует высокое искусство и вы не потеряли творческое лицо!

- Вы говорите о "счастливой ситуации" для художников. Но у нас в городе, слава Богу, "счастливая ситуация" сохраняется и для поклонников, и для настоящих ценителей искусства. Я имею в виду выставочный зал "Оренбургъ", которым Вы руководите и которому в эти дни исполняется четверть века. В книге отзывов после самых разных выставок местных живописцев мне приходилось читать отклики посетителей из других, иногда отдаленных городов, которые специально приезжали в наш Оренбург, чтобы познакомиться с работами мастеров. Выставочный зал на Володарского знаком каждому оренбуржцу и очень многим любителям искусства в стране. За двадцать пять лет у зала, где согреваются сердца и души, сложилась своя история. Какова она, Юрий Алексеевич?

- Все начиналось в апреле 1980 года. Зал можно назвать детищем Виктора Петровича Поляничко. При строительстве дома пришлось пойти на хитрость, ведь раньше практически невозможно было заложить в проект объект культурного назначения, и потому будущий выставочный зал фигурировал в документации как торговый центр. Это была хитрость во благо.

Когда дом уже был "на выходе", В.П. Поляничко призвали на работу в Москву, и оставшийся без его опекунства объект едва не ушел "по прямому назначению". Зампред облисполкома по вопросам торговли Шумский, очень влиятельный человек, предпринимал для этого попытки. На нашей стороне был тогдашний председатель горисполкома Ю.Д. Гаранькин. Однако мы опасались, что силы будут не равными и я, будучи в то время председателем областного Союза художников, написал письмо в Москву, Председателю Совета министров РФ М.С. Соломенцову. Ответ с резолюцией "Помочь!" пришел на имя председателя облисполкома А.Н. Баландина. Анатолий Никифорович вызвал Гаранькина и сказал: смотри что делают художники! Юрий Дмитриевич отругал меня: мы бы и сами разобрались. Но было видно: в душе он доволен, что вопрос решился в пользу художников.

В новое время, когда рухнула страна, оренбургскому Союзу содержать салон оказалось не под силу, а новой власти было уже не до искусства. В 1990 году наше руководство всерьез готовилось отказаться от выставочного зала. Но я сказал тогда: его нам дала советская власть. Если сейчас упустим момент, у нас никогда уже не будет такого зала. Ставьте меня директором и начнем все вместе бороться за его сохранение!

Чтобы выйти из тупика, половину помещения, которую занимал художественный салон по продаже предметов народных ремесел, мы сдавали в субаренду. Разные попадались арендаторы: обманывали, не платили... Но со временем ситуация выровнялась. Пусть и небольшие деньги получали, но выставочный салон действовал все эти годы. Прошлым летом за счет арендных средств мы даже отремонтировали первый этаж. В нынешнем году планируем привести в порядок и второй. Правда, предстоит перезаключение договора с городом: юбилейный для выставочного зала год совпал с окончанием срока десятилетней аренды помещения. Все это время мы оплачивали лишь коммунальные расходы: средств от субаренды на большее не хватило бы.

- Не боитесь, что ситуация может резко измениться не в вашу пользу?

- Конечно, боимся!

Сколько ценного за последнее десятилетие уже безвозвратно загублено одним росчерком чиновничьего пера. Но в то же время, мне кажется, самые тяжелые времена позади. Те же чиновники начинают демонстрировать мудрость в решении вопросов, связанных с культурой. В соседней Башкирии, например, художники находятся в привилегированном положении. Мало того, что давно решили проблему содержания творческих мастерских, там существует и государственная поддержка художников! У них покупают работы, таким образом создавая своего рода госзаказ на творчество. Мэр Москвы Ю. М. Лужков подписал распоряжение о передаче художникам на двадцать пять лет в безвозмездное пользование творческие мастерские. В столице они занимают огромные площади и оренбургские не идут с ними ни в какое сравнение. Город мало что выиграет в финансовом плане, если исчезнут выставочные залы и художественные мастерские. Потеряет же несравненно больше. Культурный слой почвы, как вы знаете, составляет всего несколько сантиметров. Если его срезать, земля становится бесплодной. Духовный слой уничтожить еще легче. Восстановить же то, что счастливо и неповторимо сформировалось за десятилетия, зачастую практически невозможно. И мы верим в мудрость городской власти, депутатов и чиновников, от решений которых зависит судьба выставочного зала. Его сохранение было бы хорошим подарком в связи с двадцатипятилетием не только художникам, но в первую очередь его горожанам.

Беседовал Александр Васильев.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.