Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Тайная жизнь восковых фигур

-----

Наталья Романенко

Всесильные правители и могущественные императоры, диктаторы, государственные деятели и ученые... С ними, жившими в разные эпохи, но объединенными хитросплетениями истории, можно познакомиться на выставке Санкт-Петербургского музея восковых фигур "История России в лицах", которая на днях заканчивается в Оренбурге. Персонажи выставки, взаимодействующие между собой в мизансценах, "ожили" в залах областного краеведческого музея. Перед посетителями - широчайшая панорама Российской истории от Чингисхана до наших дней.

Тамерлан, Екатерина II, семья Николая II, Брежнев, Горбачев, Гагарин, Путин и многие другие - эта галерея восковых портретов дает эффект присутствия живых исторических личностей и потому окутана особой атмосферой таинственности. Искусство воскового портрета как искусство чрезвычайно сильного воздействия связывали и связывают с магией и мистикой.

Искусство воскового портрета знали и использовали в Древнем Египте, Греции и Риме. Древние египтяне делали восковые амулеты и магические фигурки для погребений, позже - фрукты и цветы для украшения домов. В Греции и Риме создавали восковые статуи богов, венки, детские игрушки. Впервые в Древнем Риме стали делать восковые маски с умерших, а с умерших императоров изготавливали восковые фигуры в натуральную величину и одевали их в подлинные одежды.

Считалось, что воск - материал податливый и пластичный - впитывает и сохраняет в себе энергию человека. В средние века в Европе восковые фигуры использовали колдуны в черной магии. После кабалистических обрядов колдуны могли причинить страдания и даже смерть тому, чью восковую куклу подвергли мучениям.

В шестнадцатом-семнадцатом столетиях погребальные восковые фигуры приобретают более светский, зрелищный, а не ритуальный характер. Большие коллекции восковых изображений королей были собраны во Франции в усыпальнице королевских особ в аббатстве Сент-Дени и в Англии в Вестминстерском аббатстве. В Париже прославился мастер Антуан Бенуа (1632-1717) - первый скульптор по тонированному воску при короле Людовике XIV.

В России исстари воск употребляли для свечей и печатей. В рождественских представлениях кукольники использовали "вощеные" фигуры. Так же, как и в Европе, в России было характерно мистическое мировосприятие. Вплоть до царствования Екатерины II продолжались судебные преследования колдунов и колдуний. Впрочем, и позже с ними не церемонились, считая "злейшими изгоями и посланцами Сатаны".

Начало искусства воскового портрета в России относится к 1698 году, когда, возвратившись из первого путешествия за границу, Петр I привез для Потешной палаты, в числе особых "раритетов и куриозностей", свою собственную восковую голову, а также семь бюстов участников Великого посольства 1697-1698 гг. Интерес к "восковым обманкам" был естественной данью удивления перед этим эффектным, сложным, трудоемким и еще неведомым искусством. В Берлине участников посольства Петра I поразила восковая персона Фридриха I: "... сделана в меру его и так жива, что неподобно поверить, чтобы человек работал. Чем ближе смотришь, то больше кажется жив".

Русский государь проявил большой интерес к восковым портретам и во время второго путешествия по Европе в 1716-17 годах заказал амстердамскому скульптору И. Кольму восковой портрет Арапа (Абрама Ганнибала) и карлика Луки.

Имена мастеровых, работавших в восковой технике в России, за редким исключением не сохранились. Архивные документы упоминают о баварском скульпторе Дюбю и о знаменитом итальянском скульпторе Бартоломео-Карло Растрелли (1675-1744). Самый ранний бюст Петра I в латах был изготовлен в 1719 году, а в 1724 году - другой бюст императора, подаренный герцогу Голштинскому. После смерти Петра I Растрелли создал его восковую персону с хитро спрятанным механизмом. Петр сидел на стуле и, когда кто-то входил в комнату и наступал на одну из половиц, самодержец вставал и грозно указывал рукой на дверь. Многие придворные, помнившие крутой нрав императора, падали в обморок...

Растрелли создал галерею восковых портретов: царица Прасковья, царевна Наталья, бюст А. Меншикова... Портреты хранились в кунсткамере, но погибли во время пожара 1747 года...

Буквальное соответствие восковых портретов их оригиналам было действительно магическим. Так, в 1700 году один из служивших в России иноземцев сбежал к шведам, оставив в Москве жену и детей. Петр I приказал перед домом изменника повесить на виселице его куклу-двойника. А вскоре было получено известие, что бежавший был шведами казнен таким же способом.

Так же поступили с Мазепой в 1708 году, когда он перешел на сторону Карла XII. В городе Глухове казнили восковую персону гетмана.

Первые сведения о музеях восковых персон в России относятся к 1738 году. Два французских балаганщика открыли в Санкт-Петербурге "в Версале сделанный кабинет восковых фигур". Это было дешевое развлекательное зрелище, где восковые манекены, снабженные скрытыми механизмами, веселили публику.

Первый музей восковых фигур появился в Париже в 1770 году и принадлежал доктору медицины и скульптору-любителю Филиппу Курциусу. Музей унаследовала и перевезла в 1802 г. в Лондон внебрачная дочь Курциуса Мари Гросхольц, в замужестве мадам Тюссо...

... В Лондоне мадам Тюссо считали ведьмой. Ее дом на Бейкер-стрит, где, как говорили, она занимается черной магией с помощью своих восковых кукол, обходили стороной. Суровая, всегда одетая в черное дама тщательно скрывала свое страшное прошлое...

Мари было семнадцать лет, когда отец познакомил ее с великим философом Вольтером, согласившимся с тем, чтобы столь юная особа сделала с его лица восковой слепок. Мари великолепно справилась с работой и испытывала упоение первым успехом, а отец подсчитывал выручку от продажи восковых копий. Однажды в их салон пожаловал Людовик XVI, пришел в восторг от работ мадемуазель Гросхольц, и вскоре она получила приглашение от сестры короля Елизаветы. Так Мари оказалась при дворе, где провела девять лет, обучая лепке и рисованию набожную Елизавету. Занятия длились не более двух часов, все остальное время Мари проводила в увеселениях: маскарады, балы в Версале не кончались никогда! Именно на балу юная мадемуазель безоглядно влюбилась в графа Ларока.

Граф очень любил наблюдать за Мари во время работы. В эти часы она совершенно преображалась: взгляд делался жестким, а от облика исходил мощнейший заряд силы воли, какой граф никогда не встречал у прекрасных дам.

Придворные, видя своих восковых двойников, были потрясены искусством скульпторши. Мари мечтала вылепить и портрет Ларока, но граф не соглашался: ему казалось, что в восковых копиях есть нечто зловещее, притягивающее смерть. Ведь не случайно древние римляне использовали воск для изготовления посмертных масок.

В 1789 году отец срочно вызвал Мари из Версаля в Париж. 14 июня пала Бастилия. Бедная Мари трудилась всю ночь, чтобы выставить в салоне отца восковую модель крепости с фигурками освобожденных узников. 10 августа 1792 года Людовика XVI свергли с престола и провозгласили республику. Накануне казни короля Курциус сообщил дочери о принятом им решении: палач Сансон отдаст им отрубленную голову короля для того, чтобы Мари сделала восковую копию. Эта "историческая" голова будет стоить очень дорого...

На рассвете 21 января 1793 года Мари проснулась от уличного шума и криков. На нее напало странное оцепенение... В полночь появился отец вместе с палачом, державшим в руках мешок с головой Людовика. Взглянув на мужчин, девушка упала без чувств. На следующее утро она пришла в себя, но еще два месяца не могла встать с постели: тяжелое нервное расстройство сопровождалось приступами слепоты.

Однажды в дом Курциуса явился гвардеец и передал приказ Национального собрания: от скульптора и его помощницы требуется сейчас же запечатлеть для потомков лидера революции Марата, убитого несколько часов назад девушкой по имени Шарлотта Корде. Преступницу, разумеется, завтра же казнят.

... Войдя в одну из комнат Национального собрания, скульптор недрогнувшей рукой отбросил с лица убитого покрывало и велел белой, как полотно, Мари подавать инструменты: столь почетную работу он решил сделать сам. В соседней комнате Мари увидела поразительно красивую девушку. Это была Шарлотта Корде. Ее длинные светло-каштановые волосы, большие синие глаза навсегда остались в памяти Мари...

В октябре 1793 года казнили Марию Антуанетту, слепок ее головы выполнил Курциус. Впоследствии бюст королевы станет одним из самых знаменитых экспонатов музея Тюссо, однако молва припишет его авторство Мари.

Скульптор, боясь за здоровье дочери, восковые портреты делал сам. А Мари с ужасом наблюдала, как очередной законченный портрет сокращает ее отцу жизнь: у Курциуса участились тяжелые сердечные приступы, а в тяжелом ночном бреду он часто разговаривал с "оригиналами" своих работ.

Однажды к Курциусу пришел главный парижский палач Сансон с важным для скульптора сообщением: в тюрьму поступила очередная группа преступников, среди которых граф Ларок и герцог Орлеанский. Как и было ранее обещано, голову герцога палач отдаст скульптору...

Мари выбежала из дома, догнала палача на улице и стала упрашивать принести после казни вместе с головой герцога и голову графа Ларока - ее любимого. В качестве платы за услугу девушка отдала палачу перстень, подаренный ей графом.

... Никогда не испытываемое ею прежде вдохновение прорвалось через толщу нечеловеческого отчаяния и страха, и голова Ларока получилась, как живая: восковая копия будто пульсировала жизнью. С головой герцога Орлеанского Мари справилась быстро и ловко, отказавшись от помощи отца. Через какое-то время Мари вдруг осознала, что руки сами лепят по памяти тело возлюбленного. Утром Курциус застал дочь, безмолвно сидевшую рядом с этим восковым телом. Скульптора потрясло мастерство дочери, но он не смог произнести ни слова, увидев в глазах Мари невыразимую скорбь, скорбь человека, пережившего ужас, который гораздо страшнее смерти...

Больше Курциус никогда не прикасался к воску. В 1794 году он скоропостижно скончался, завещав салон восковых фигур своей дечери - 33-летней Мари Гросхольц.

После гибели Ларока Мари изменилась до неузнаваемости: лицо приобрело жесткие черты, в нем была видна нечеловеческая сила духа и незаурядная воля. Договорившись с палачом, Мари забирала корзину с отрубленными головами аристократов и приближенных короля и спешила запечатлеть тех, кого любила и почитала.

В 1795 году Мари вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. К этому времени ее салон восковых фигур пользовался в Париже огромной популярностью. Мари стала воспроизводить в воске исторические сцены: например, вылепила Шарлоту Корде, вонзающую кинжал в грудь Марата. В 1802 году Мари с детьми уезжает от мужа в Лондон, где начнется летопись знаменитого лондонского музея мадам Тюссо.

Хозяйка музея, сама сопровождавшая посетителей по залам, вызывала интерес не меньший, чем восковые персоны. В глазах, во всем облике ее таилось нечто зловещее. Дюма-старший частенько захаживал в музей Тюссо изучать внешность своих будущих героев и всегда сторонился хозяйки, утверждая, что "костлявая мадам ненавидит людей и втайне готова на все".

Получив от палача Сансона точный чертеж гильотины, Мари установила в музее "работающую" модель смертельной машины и сама, облаченная во все черное, демонстрировала работу механизма. Нарушителей закона Мари лепила с натуры: по договоренности с тюремным начальством осужденные позировали ей перед казнью. Британские власти обвиняли мадам в безнравственности, а она от души смеялась...

За девять лет до смерти, в возрасте восьмидесяти лет, Тюссо создала восковой автопортрет: зловещая старуха с крючковатым носом, в черном одеянии по сей день встречает посетителей у входа.

Восковые куклы по-прежнему словно подчиняются тайному заклятию хозяйки. Несколько раз в году в музее случаются странные и необъяснимые вещи: некоторые служащие сходили с ума, поправляя туалеты на восковых статуях. Несколько посетителей покончили с собой рядом с копиями их любимых людей. Некий репортер, решившийся ради рекламы заночевать в Зале ужасов, умер от разрыва сердца. Кроме того, музей постоянно с кем-то судится, но еще ни разу не проиграл тяжбу...

В России искусство воскового портрета исчезло после 1917 года, и лишь в 1988 году по инициативе директора государственного музея-заповедника "Петергоф" В.В. Знаменова была создана творческая группа, взявшаяся за возрождение российского искусства воскового портрета. Возглавил группу блестящий знаток истории Евгений Николаевич Гребенюк.

Первые два года ушли на поиски и эксперименты, в результате которых мастера разработали рецептуру воска, который позволяет использовать фигуры в температурном режиме от -40о С до +40о С. Для каждой фигуры создают "паспорт" с точным описанием роста, цвета волос, глаз, размера одежды, обуви. Для каждого персонажа изготавливают индивидуальные зубные и глазные протезы. Художники-пастижеры волосок за волоском "вживляют" в воск горячей иглой настоящие волосы, создавая шевелюры, ресницы, брови и бороды. Затем парикмахер укладывает волосы в прическу. Восковые части фигур после отливки тщательно прорабатываются вручную - так "рождаются" складки кожи, морщинки, ногти, вены и т.п. Безжизненный воск превращается в теплое живое человеческое тело. А исторически достоверный костюм завершает реальность прошлого и создает иллюзию подлинности.

Каждый восковой персонаж, наделенный индивидуальностью, приобретает черты психологического портрета сильного эмоционального воздействия. По свидетельству некоторых научных сотрудников Санкт-Петербургского исторического музея восковых фигур, работавших над выставкой "История государства Российского (от Ивана Грозного до наших дней)", восковые персоны, действительно, окружает мистика и тайна. Так при размещении в экспозиции фигуры Ивана Грозного постоянно взрывались осветительные приборы и осколками было ранено несколько рабочих. В зале, где находилась персона княгини Голицыной, фрейлиной Екатерины II, ставшей прототипом пиковой дамы в произведении А. Пушкина, постоянно происходило нечто необъяснимое.

В экспозиции около княгини поставили небольшой круглый столик, а на него подсвечник с новой неоплавленной свечой. Утром смотрители обнаружили, что свеча почти вся сгорела. Заменили ее на новую, но утром опять увидели лишь небольшой свечной огарок. Так как ни посетители, ни сотрудники музея свечу никогда не зажигали, то и объяснить происходящее было невозможно. Для разгадки тайны обратились к экстрасенсу и попросили его провести ночь в зале, где "обитала" княгиня. Результат эксперимента потряс всех: ночью княгиня материализуется и ходит с зажженной свечой по залам. Этому можно было верить и не верить, но иного объяснения тому, что происходило в зале музея ночью, ученые-историки не нашли. Сотрудники музея считают, что от каждой восковой персоны исходит определенная энергетика, чаще положительная, но некоторые персонажи, например, Распутин и Феликс Юсупов, наделены энергетикой отрицательной. И эти энергетические заряды персоны получают никак не от скульптора, который их создавал. А потому те, кто работает с восковыми персонами, стараются относиться к ним доброжелательно и каждое утро, входя в залы музея, мысленно говорят: "Здравствуйте, дорогие дамы и господа!".

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.