Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Евангелие в красках
Среди росписей нашего Никольского собора (в центральной части, справа) есть такой сюжет: испуганный Петр, будущий апостол, утопает в разбушевавшихся волнах, а Иисус, легко ступая по их гребням, спешит к нему на помощь. В Евангелии от Матфея этот эпизод описан так: "И ученики, увидев его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но видя сильный ветер, испугался и начав утопать, закричал: Господи! Спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился (Мф. 14, 26-31). Это евангельская картина - грозное предупреждение о том, как опасно может быть маловерие, полуверие, недоверие к Истине, ведь Петра спасло только то, что рядом оказался Спаситель. О губительности полуверия, маловерия по большому счету написана замечательная повесть Гоголя "Вий". Интересно, что Николай Васильевич взял для своей повести сюжет народной легенды или сказки, в которой герой попадает в такую же ситуацию, что и Хома Брут, но в отличие от него - он тверд в вере и побеждает нечистую силу. Не утопает.
Хождение же по водам у православных людей стало олицетворением крепкой, простосердечной веры. Есть трогательное предание: на одном из неприютных островов Белого моря жили три старца. Они жили как монахи, в молитвах и трудах, и их считали святыми. Местный архиерей решил проведать их и отправился на корабле на остров. Побеседовав со старцами, он выяснил, что действительно жизнь они ведут самую подвижническую, но вот молятся какой-то неправильной самодеятельной молитвой: "Трой Вас, трое нас, Боже, спаси нас". Он рассказал им про молитву "Отче наш", прочел ее несколько раз; и в надежде, что научил их молиться правильно, отплыл восвояси. Вдруг люди на корабле увидели, что старцы бегут к кораблю по воде и машут руками, пришлось стать на якорь. Когда старцы поднялись на борт, они бросились в ноги к архиерею и сказали: "Прости нас, но повтори нам правильную молитву, мы не сумели запомнить ее". Пораженный виденным, архиерей сам опустился перед ними на колени, поцеловал их и ответил: "Молитесь, как молились, не могу я вас ничему учить, но у вас должен учиться". И старцы отправились на свой остров пешком по воде, яко по суху.
Лестовка
Петр Обыденков
Вот чего не понимаем в Православии мы, нынешние, не понимаем и не принимаем, так это примеров житий наших святых. Всё нравится - и архитектура храмов, и непревзойденная живопись икон, и музыка молитвенных песнопений... Но зачем это монахи так истязали себя, воздерживаясь в пище, пренебрегая хорошей одеждой, отказываясь от всяческого житейского комфорта? Вот пример преподобного Сергия Радонежского, светоча возрождающейся из-под ига Руси: рясу он носил настолько изношенную, что некий крестьянин принял его за последнего, за что-то наказанного монаха. О питании его говорится: "Обыкновенно он вкушал только хлеб и воду, а в постные дни совершенно воздерживался от пищи". "Зачем эти непонятные подвиги, не мог он разве жить побогаче, или, как ныне говорят, "достойно"? Ведь его князья любили и жаловали. Мог бы, конечно, но русским людям, которые вот уже второе столетие видели над собой сабли и нагайки язычников - монгол, бывших, разумеется, материалистами, нужно было не просто доказать, а показать, что всё-таки дух первичен. Что несмотря на то, что человек и сам-то несомненно материален, он существо по преимуществу духовное и от материи зависит много меньше, чем кажется. И игумен земли Русской Сергий блестяще это доказал и показал. Он не был силачём и обученным специально строителем, но построил 7 монастырей. Причём работая топором, заступом, пилой. Некоторые он начинал строить в одиночку, и монахи в этих монастырях появлялись, когда для них уже готовы были кельи. Он не был и дипломированным педагогом, вообще не знал этого слова, но 75 его учеников стали святыми - ими основано около 70 монастырей. Он не был, конечно, воином, не владел мечом или копьем, но он обеспечил победу на поле Куликовом как бы вручив каждому воину по ешё одному мечу, мечу веры в победу, без которой победы не бывает. Поистине - дух бодр, плоть же немощна.
* * *
Кто-то оставил в моей избушке кепку американского образца, с козырьком на четыре длинных носа вперёд и резинкой сзади. Я одел её в лес. А ведь удобно! Вытянутый вперёд козырёк как-то дисциплинирует взгляд: он у меня направлен четко вперёд и под углом к земле прямо как прожектор, ни один гриб не спрячется. Но чувствую смутное какое-то неудобство: вот птица слева посвистывает, а я её не вижу. Тень набежала, а я в незнании - от облака, или это я в тень зашёл, и вообще не вижу никаких горизонтов, только прогал перед глазами на шаг влево и вправо. А чтобы найти грибы, да ещё, когда их немного, нужно видеть всю картину леса, так сказать, в целости, а в этой кепке не получается.
Вот я и перевернул её козырьком назад, но так она вообще стала не нужна. Нет, вот чтобы отыскать на асфальте потерянный кем-то доллар - это ценный головной убор, целенаправленный...
Наших святых изображают, как правило, без каких-либо головных уборов. Лишь святителей - в митрах или клобуках, но эти знаки иночества и архипастырства не закрывают от глаз окоёма и самого неба. Им, святым, нужна целостная картина мира, постоянно целостная. Как же иначе взрастить в себе целомудрие, целостную то есть мудрость?
Книжная полка христианина
В издательстве "Хризостом" (златоуст) вышла книга православного историка и писателя Владимира Леонидовича Махнача. Блестящие очерки о ярких представителях восточно-христианского вероисповедания, об их исторической роли, их значении для нашего больного времени, о необходимости (государственной!) православных праздников и возвращении в нашу жизнь норм православной жизни, возвращении к русскому быту, исторические эссе - вот (очень коротко) содержание этой книги. Написана она не лишенным полемического задора ясным языком, написана увлекательно и с любовью к предмету, многие из нас, взяв ее в руки, сделают немало открытий в области истории нашей страны, церкви и народа. Спрашивайте книгу в книжных магазинах и наших храмах.
*) На первой странице обложки изображены три храма, символизирующие православную традицию в жизнедеятельности народов. Это кувуклия или Гроб Господень в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме, Храм Святой Софии в Константинополе и Московский кремль.