Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Стремящиеся быть художниками..."
Евгения Павлова
Так определил участников выставки молодых один из тех, кто в минувшую пятницу представил на суд земляков свои новые, буквально "с иголочки" работы: даты на полотнах - 1999 (редко на год-другой раньше), есть и 2000-й. Надеемся, обид по поводу нашего заголовка не будет. Во-первых, слова принадлежат коллеге и сверстнику авторов, во-вторых, предполагают неограниченные возможности "стремящихся" расти и совершенствоваться.
Выставка открылась хорошо: вместо помпезных речей и дорогих букетов - острая сшибка мнений, веселые, необидные для "сторон" споры, хотя отчасти и философские. Представим крайние точки зрения: кто-то надеялся увидеть здесь Россию, сегодняшний день, не увидел и разочаровался; кто-то напротив очаровался, посчитав, что молодые художники нашему сегодняшнему дню даже польстили. Кто прав, решит читатель, посетив выставку. Репортерское же дело - рассказать, как состоялось первое знакомство.
...Самым выгодным местом в Оренбургском выставочном зале считается центральная стена первого зала. Она ловит взгляд поднимающегося по лестнице зрителя и как бы объявляет, кто ныне "гвоздь" экспозиции. Сегодня вы увидите на ней эффектную, сюжетно напряженную работу И.Гафиятуллина "Жертвоприношение". Но, может быть, стена, с которой начинается осмотр (привычно для большинства слева направо), выгоднее? Вы еще не утомлены, открыты для впечатлений, чутки к нюансам. На этот раз она досталась В.Кожевниковой. Героиня "Аленького цветочка" сразу подкупает тем, что это девочка не из сказки, а из жизни. Присутствие черного чудовища не мешает ей прислушиваться к себе, ища ответа, согласного с совестью. Рядом с этим светом - тень: "Ночь перед Рождеством", полный сбор нечисти. И зло у художницы индивидуально - зло усталое, зло задиристое, зло любопытное и даже... размышляющее. "Домовой" - тихий, добрый, мудрый старик. Персонажи "Ночи на Ивана-Купалу" тоже погружены в глубокую задумчивость. Невольно и ты поддаешься этому состоянию, и кажется, лихорадочный ритм жизни, ставший привычным для человека-2000, оставлен за порогом. Так значит есть у молодых эта потребность - остановиться, оглянуться, подумать, понять? Разве не из жажды тишины, в которой душа может очнуться, рождаются такие сюжеты, как "Ночь в лесу", "Уходящее" (человек с собакой, провожающий солнце), "Курган" (только лошадь в степи) О.Нагорной? Жаль, если это не Россия... А "Пиранья" (подписано master HAYO)? Тупая хищница, литой серебристый мускул, окольцованный сверкающим ожерельем. Она не из нашей жизни? Художники говорят, этого эффекта добиться несложно - чтобы глаза с полотна были устремлены на зрителя, в каком бы месте зала он ни находился. Сложно-несложно, а впечатляет... М.Ялалов своим "Воронком" оглянулся в прошлое, которое, видно, с ним навеки. Ему все здесь понятно - и ласковое прозвище зловещей ночной машины, и неразрывная связь двух теней: обреченность в руках тупой исполнительности.
Целая стена А.Кириллова. Своими сказочными, аллегорическими фигурами он внятно говорит "о времени и о себе". "Пьеро и арлекин" - две натуры, две судьбы, две жизненных философии, вступившие в диалог. Неистовой проповеднической страстью пронзено полотно "Скажи им!" В вечном противостоянии грустный "Старый клоун" и "Веселый палач". Из одного выпиты силы жизнью и горестным знанием ее, другой румянеет и лоснится от проливаемой им крови. Есть еще один "Пьеро" (И.Гафиятуллин) уже не со следами слез - со следами глаз, выплаканных до черных провалов. Нет, пожалуй, молодые видят и осмысливают мир со вписанной в него Россией. Разумеется, делают и открытия, уже сделанные предшественниками, порой вливают новое вино в старые, но надежные мехи. А когда молодые обходились без этого? Нелегко сразу зашагать в ногу с веком. Стремление же есть! Вот серия "Добрая" В.Бартенева. Концептуальное искусство, как объяснила публике культуролог Ольга Бич. Если вы еще не обзавелись концептуальным восприятием живописи, не смущайтесь, действуйте старым ассоциативным методом. Тем более что разглядывать и разгадывать ребус интересно. Этот вот розовый шарик, очевидно, и есть Добрая. Мы узнаем ее неизменно на всех полотнах (а они, начавшись в первом зале, завернут за угол и еще раз переберутся на третью уже стену). Добрую мы будем различать в желтом, лимонном, белом и даже черном одеянии. В отличие от ее антипода - чаще всего синего. На некоторых полотнах Доброй не будет ("Доброму дай передышку", - Булат Окуджава). Но к концу серии она вернется и засияет ослепительным апельсином. Значит, слава Богу, победила? Это обнадеживает. К серии вы обязательно вернетесь - хочется понять.
Неисчерпаем человек! Даже совсем маленький. Несколько детских портретов И.Смекалова еще раз убеждают в этом. Настороженность, тихое удивление, грустная обида, кокетливая застенчивость - и все это - "Аня". А рядом - предметы, ведущие себя, как люди: арбузные ломти наступают на яблоки, "окруженный" апельсин вытеснен на край пропасти - то бишь к кромке стола (А.Оликов). Тут же ироничный "Бухгалтерский баланс прожитой жизни", и "Колесо вечности", и "Портрет уходящего десятилетия"...
Прежде всего хотелось назвать новые имена. На выставке вы, конечно же, встретите и давних знакомых - Я.Ческидову, А.Рюмшина и других. Кому-то из ее участников посчастливится увидеть свои работы на предстоящей Всероссийской выставке в Москве. Это определится после обсуждения 21 июля, в котором выскажутся художники и искусствоведы столицы.