Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"В случае необходимости обращайтесь ко мне..."
Иван Гавриленко
"...От чудовищной боли она бьется, на короткое время теряет сознание. Потом, придя в себя, вдруг выталкивает языком мокрый, горячий от слюны кляп, но не кричит, а мелким, захлебывающимся шепотом просит:
- Родненькие! Родненькие, пожалейте!.. Куманек! Родимый мой!.. За что?
...Он впервые за все эти трудные минуты вытирает тылом ладони лицо, думает: "Завтра же выдаст! Но она - женщина, казачка, мне, офицеру, стыдно... К черту... Закрыть ей глаза, чтобы последнего не видела".
Заворачивает ей на голову подол холстинной рубашки, секунду останавливает взгляд на ладном теле этой не рожавшей тридцатилетней женщины. В полусумраке он вдруг видит: ложбина на груди, смуглый живот женщины начинает лосниться, стремительно покрываясь испариной. "Поняла, зачем голову накрыл. К черту!.." Он, хакнув, опускает лезвие топора на закрывшую лицо рубаху... В ноздри ему хлынул приторный запах свежей крови".
Это отрывок из большого романа. А вот другой из рассказа того же автора: "... Передний в офицерской папахе плетью вытянул длинноногую породистую кобылу. - Не уйдут, коммунисты!..
За курганом Тесленко, вислоусый украинец, поводьями тронул маштака-киргиза.
- Черта с два догонят!..
Погоня лавой рассыпалась. Верстах в трех от станицы, в балке, в лохматом сугробе, Бодягин заприметил человека. Подскакал, крикнул хрипло:
- Какого черта сидишь тут?
- Я, дяденька, замерзаю... Я - сирота, по миру хожу...
Скакали. Мальчишка под полушубком прижух. Лошади заметно сдавали ходу, хрипели, отрывисто ржали, чуя нарастающий топот сзади.
Тесленко сквозь режущий ветер кричал, хватаясь за гриву бодягинского коня:
- Брось пацаненка! Догонят - зарубают!.. Чтоб ты ясным огнем сгорив со своим хлопцем".
Мальчишку спасли, но для спасателей закончилось все это так: "Лежали трое суток. Тесленко, в немытых бязевых подштанниках, небу показывал пузырчатый ком мерзлой крови, торчащий изо рта, разрубленного до ушей. У Бодягина по голой груди безбоязненно прыгали чубатые степные птицы..."
Узнали автора?
Мне скажут, в иной нынешней книжке еще и не такое наворочено. Вот именно, "наворочено"! А идейный накал произведений, отрывки из которых помещены выше, таков, что он требует изощренного писательского мастерства, предельной точности в воспроизведении всех подробностей события.
Жгучим реализмом назвал такую манеру письма известный всем Андрей Тарковский, кинорежиссер, имя которого иные его лжеученики пытались сделать знаменем диссидентства и лжедемократии. А он, говоря о жгучем реализме, назвал как раз такие вещи, как "Севастопольские рассказы" Толстого, фильм Довженко "Земля", последние сцены из кинофильма "Чапаев" и ... сцену убийства Половцевым жены Хопрова в "Поднятой целине" Шолохова, с воспроизведения которой и начата эта статья.
Такова оценка международно признанным мастером кино шолоховской книги, изучение которой по подсказке Сороса изъято ныне из школьной программы. Уже один этот факт многое проясняет в шолоховской судьбе, в том числе непризнание за ним некоторыми особо рьяными хулителями авторства бессмертного "Тихого Дона".
Впрочем. В этом случае сошлюсь на прямые свидетельства Григория Климова, одного из изменников Родины конца Великой Отечественной войны. Уже в наши дни он опубликовал в Соединенных Штатах такие строки: "Году этак в 1969 среди кандидатов на докторскую степень в области русской литературы ходило заманчивое предложение: стипендия в 5000 долларов. Но при этом маленький "соцзаказ" - требовалось доказать, что Шолохов не автор "Тихого Дона". Кто-то соблазнился... Потом ту диссертацию пустили под маркой анонимного "советского литературоведа Д". А для пущей важности дали расписаться под ней Солженицыну. Типичная фальшивка психологической войны!"
От себя добавлю, авторы этой фальшивки несомненно принадлежат к тому малопочтенному клану завистников, куда входил описанный Пушкиным Сальери, отравивший Моцарта. Кто в истории с "Тихим Доном" Сальери, а кто Моцарт, судите сами. Данная же статья всего лишь явно недостаточная дань уважения к светлому таланту Михаила Александровича Шолохова.
Шолохов!..
Военные сороковые особо помнятся мне двумя обстоятельствами. Песнями возвращающихся с покоса женщин, выпевающих свою тоску по воюющим мужьям: "Росла-росла дэвченонька, то вже ж пэрэстала! Ждала-ждала казаченька - тай плакати стала". А еще зимами. В холодную пору вся жизнь в нашей избе сосредоточивалась на печке.
Из МТС приезжала сестра - трактористка. И каждый раз что-нибудь привозила. Один раз кружок замерзшего молока. В другой четыре квадратного формата книги, на каждой из которых стояло "Война и мир".
Книги читали по очереди, при коптилке. Запомнилось возвращение Николая Ростова домой. Помните? "Скоро ли? О, это несносные улицы, лавки, фонари, извозчики! Наконец сани взяли вправо к подъезду... В сенях никого не было. "Боже мой, все ли благополучно?" Ростов, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную залу... Вдруг что-то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо. Только матери не было в их числе. И вот послышались шаги в дверях... она упала на его грудь, рыдая".
Почему запомнилось именно это? Может, возвращение Ростова как-то проецировалось на будущую встречу с войны отца? В конце концов, мы дождались своего солдата. Все произошло как будто не так, как в романе, но все же именно так, как было написано у Толстого.
А почему именно эта книга оказалась в ту грозную пору в деревенской избе? Думаю, не случайно. Как не случайно был выбран и формат толстовских книг. Их легко можно было поместить в вещмешок, унести с собою на груди под шинелью или фуфайкой. Значит, кто-то думал тогда, как донести слово великого писателя земли русской до каждого солдата и даже до каждого мальчишки в глухой заснеженной стороне...
Вот тогда-то впервые я и прочитал шолоховские строчки в растрепанной книжке, на страницах которой текст размещался в два столбца.
Что это было за издание? Как я сегодня понимаю, скорее всего, предвоенная книжка журнала "Новый Мир", где печатались седьмая и восьмая части "Тихого Дона".
Лучше всего запомнилось то место из романа, где Григорий Мелехов с Прохором Зыковым после соединения вешенских повстанцев с белой армией, едут на фронт. Все виделось как наяву.
Ветряк. Пыльный большак. Пушка с перебитой осью на обочине. Трупы красноармейцев с обилием кровавых пятен на гимнастерках, что свидетельствовало, что их изрубили саблями. И - прекраснейшее тело женщины, которую, изнасиловав, убили и бросили в кустах.
Путники собрались похоронить ее, но в последнюю минуту передумали: не в их силах было предать земле всех убитых, встреченных по дороге.
При гаснущем пламени коптилки думалось: "Так вот он какой фронт, с какого приходят письма отца!"
Война оказалась все же не бесконечной. Однажды в морозный вечер в окно постучали: "Отвори". Наша изба была просторной, один раз в ней ночевали даже цыгане. Но на этот раз мать заупрямилась: "Не пущу!" "Покаешься!" - вкрадчиво-уверенно сказали за окном. А через пять минут у нас творилось то, что когда-то происходило в доме Ростовых.
Став колхозным председателем, отец брал меня в поле. И у него, правящего лошадью, в ногах на сене в тарантасе всегда лежала толстенная книга, на переплете которой было написано "Тихий Дон". Никогда не забыть других, такого же формата, книг послевоенного выпуска - Пушкин, Салтыков-Щедрин, Гоголь.
Зимой по утрам за отцом заезжал председатель сельсовета. Перед тем, как обоим, выйдя за порог, раствориться в заоконной темени, отец успевал прочесть своему гостю что-нибудь из Шолохова. Я помню, как горячо обсуждали они то место романа, когда при отходе казачьих частей разгромленных немцами под городом Столыпином, Григорий Мелехов уступает своего коня раненому Степану Астахову, мужу Аксиньи.
У матери, фактически полностью безграмотной, в "Тихом Доне" были свои любимые места.
Ее, например, очень захватывало сватанье Мелеховыми Натальи. Но бывало и так, что раздосадованная метаниями главного героя между Аксиньей и Натальей, она швыряла книгу со словами: "Да провались он совсем, и Гришка этот!" Но, отойдя душой, снова принималась за чтение.
А над заключительными страницами затихала надолго. Дело в том, что вся наша родня с ее стороны погибла в последнем, голодном и холодном, отступлении уральских казаков к Гурьеву, к тяжко штормящему осеннему Каспию. Как и Пантелей Прокофьевич, ушли они из родных мест "в отступ" не по своей воле, а по приказанию начальства. Из-под Гурьева назад вернулись лишь две девчонки: моя мать четырнадцати лет и ее сестра, чуть постарше.
Таким образом бытие шолоховских героев словно бы вплелось навечно в историю моего рода. Но таково уж, видно, слово гения. Воздействуя на отдельных людей, оно в то же время своей красотой и силой опаляет целую планету, очень часто сильно влияя даже на вершителей мировых судеб.
В этой связи большой интерес представляют взаимоотношения Шолохова со Сталиным. В передаче литературоведа К. Приймы, сам Михаил Александрович так вспоминает одну из встреч с вождем, оказавшуюся во многом решающей для писателя.
Случилась она в труднейшее для Шолохова время, когда в журнале приостановили публикацию заключительной книги "Тихого Дона", а один из работников ОГПУ сказал ему: "Миша! А все-таки вы - контрик!"
Страсти разгорелись из-за третьей части, в которой Шолоховым воспроизведено вешенское восстание казаков, вызванное троцкистскими перегибами в отношении коренного населения Дона.
Встреча состоялась в июне 1931 года на даче Максима Горького под Москвой. Как рассказывал сам Шолохов, они со Сталиным разговаривали у стола, а Горький, молча сидя рядом, жег подвернувшиеся под руку спички. Вытащит из коробки одну, подержит, пока горит, потом, отбросив потухшую, достает новую. К концу беседы накопилась целая пепельница обгорелых спичек!
И под этот то ярко вспыхивающий, то медленно гаснущий огонь и шел разговор.
"Как это он честен?" - недовольно спросил Сталин о генерале Корнилове, выведенном в романе. - Раз шел против народа, значит, не мог быть честен". "Субъективно честен, - возражал Шолохов, - с позицией своего класса. А убедительным доказательством того, что он враг - душитель революции, являются приводимые в романе его распоряжения и приказы генералу Крымову - залить кровью Петроград и повесить всех депутатов Петроградского Совета".
"А откуда взяты материалы о перегибах Донбюро?" "В архивах документов предостаточно, но историки их обходят, рассматривая казачество как русскую Вандею. Однако вандейцы, как известно, не братались с Конвентом. А вот донские казаки, открыв фронт, побратались с Красной Армией. И лишь только когда троцкисты обрушили на казаков массовые репрессии, те, люди военные, поднялись против вероломства Троцкого и Сырцова, а потом скатились в лагерь контрреволюции"...
Сталин дымил трубкой. "А вот некоторым кажется, что третий том "Тихого Дона" доставит много удовольствия белой эмиграции..."
"Белогвардейцы любой факт могут перевернуть и извратить", - вставил словечко Горький и зажег очередную спичку.
"Хорошее для белых удовольствие, - воскликнул Шолохов. - В романе я показываю их полный разгром на Дону и Кубани".
"Да, согласен, - произнес Сталин, повернувшись к Горькому, и добавил: - Изображение событий в третьей книге "Тихого Дона" работает на нас. Будем печатать третью книгу "Тихого Дона".
Потом были другие встречи. Но очень важной для них обоих стала одна - несостоявшаяся.
Как рассказывает секретарь Шолохова Ф. Шахмагонов, осенью 1952 года Михаил Александрович позвонил в Кремль по поводу публикации давнего сталинского письма Феликсу Кону, в котором вождь отстаивает тот тезис, что ценность книги определяется не частностями, а общим ее направлением. И как пример приводит "Тихий Дон", в котором, по его мнению, Шолоховым допущены серьезные ошибки в отношении реальных героев романа - Сырцова, Подтелкова и Кривошлыкова.
"Но разве из этого следует, - заключает письмо Сталин, - что "Тихий Дон" - никуда не годная вещь, заслуживающая изъятия из продажи?"
Ничего особенного. Но фраза об ошибках задела Шолохова, и он попросил принять его. За день до встречи в Староконюшенном переулке Москвы у Шолохова появляется помощник Сталина Поскребышев.
- Хозяин ждет тебя, Михаил. Надеюсь будешь молодцом, - сказал он. - Хозяин не в лучшем состоянии духа.
- На меня обида?
- Не преувеличивай роль своей личности в истории, - отрезал Поскребышев. - Но чтобы ни чаю, ни чего другого. Разговор предстоит серьезный.
На другой день по дороге к Кремлю Шолохов попросил остановить машину у "Гранд-Отеля". Метрдотель принес две бутылки коньяку. Шолохов налил себе. И тут же появился Поскребышев.
- Михаил, ты не о двух головах!
Чтобы писателю меньше досталось, Поскребышев приказал разлить оставшийся коньяк на несколько фужеров: себе (свою долю он тут же незаметно выплеснул, метрдотелю, секретарю Шолохова.
- Едем, - торопил он. - Я на час передвинул твою встречу. Хозяин не будет ждать. - Я год ждал.., - последовал ответ.
Встреча так и не состоялась. К. Шахмагонов, рассказавший эту историю, делает вывод: Сталин ждал от Шолохова книги о Великой Отечественной такого же размаха, как "Тихий Дон", в героях которой надеялся увидеть и себя. Однако Шолохов не захотел писать о Сталине, сказал будто бы даже: "Если я напишу о войне, как ее вижу, то и рукопись исчезнет, и я исчезну".
Короче, получается, вроде как бы, испугался. А так ли это? Не того замеса была шолоховская личность. Перечтите, например, его письма тридцать третьего и тридцать седьмого годов к тому же Сталину, благо они недавно изданы в книжке "Писатель и вождь".
Сколько в них великолепного достоинства человека, говорящего от имени народа и о боли народа. А теперь вспомним, как терялись при одном лишь сталинском телефонном звонке Пастернак, Булгаков и иные.
Нет, тут, у Шолохова, другое. Интересно отметить, что свой разговор со Сталиным о Корнилове он вкладывает в уста одного из своих героев повести "Они сражались за Родину" - Александру Стрельцову, которому после четырехлетней отсидки в лагере Георгий Жуков приказывает явиться в Генштаб за назначением. Так вот этот герой оправдывает Сталина перед дедом-чабаном: "Если бы за четыре кило краденого хлеба не сажали, так воровали бы по четыре центнера на душу, верно, папаша?" И старик соглашается: "Само собой". Оправдывает, но все же заявляет: " Я пытаюсь разобраться в нем и чувствую, что не могу..."
Так, может, и Шолохов так. Не исключаю каких-то колебаний у Михаила Александровича сразу после хрущевского доклада о Сталине. Но думаю, у Шолохова было свое, выношенное годами, представление об этой личности. Отсюда горестный отклик сразу после сталинской смерти: "Прощай, отец!" И того же времени фраза: "Как страшно и внезапно мы осиротели!", за которую столь яростно набросились на писателя так называемые "шестидесятники" - будущие диссиденты, большим числом сбежавшие ныне в Соединенные Штаты.
Отсюда же и глубокая, в общем-то подготовленная всей предыдущей жизнью писателя, мысль о человеке, перед которым хотелось встать держа руки по швам самому Черчилю: "Да, был культ личности, но ведь и личность была".
Но почему же тогда, в 1952 году, Шолохов свернул с полдороги в Кремль к "Гранд-Отелю"?
Думаю, тут трагедия! Шолохов знал (все писатели знают о себе всё), что ему, создавшему уже одну вечную книгу - "Тихий Дон", создать другую такую же не под силу. Нужно ли приводить параллели с судьбами других гениев мировой литературы? Кто помнит, что кроме "Дон Кихота", написал Сервантес? А долгое молчание Шекспира, в последние годы жизни? Да, здесь - трагедия, но трагедия особого рода, мало понятная для непосвященных.
Вот почему так странно посмеивался Шолохов в "Гранд-Отеле". Не над другими он смеялся - над своей бедой.
Честь и слава ему еще и за это.
А что касается его хулителей, то вспомним одно старинное изречение: "Людям великим свойственно иметь презренных врагов".
И в заключение еще одно. Мы плохо проводили Михаила Александровича в последний путь: тогда как раз начиналось то, что после назвали "перестройкой". Так давайте хотя бы достойно отметим его юбилей. Юбилей гения, книгам которого наравне с "Войной и миром" Толстого и "Словом о полку Игореве" предстоит представлять Россию в вечности.
Р.S. В заголовок статьи вынесены слова, сказанные Шолохову Сталиным. Думаю, Михаил Александрович, имея в виду свое наследие, мог бы сказать это и нам.