Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Гибель собор
Петр Обыденков
В одной из папок Оренбургского областного архива хранится желтоватый листок бумаги, на котором бесстрастным почерком записана телефонограмма, переданная 17 мая 1932 года из Госстройконторы в Оренбургский горсовет: "19 мая с.г. в 4 часа утра будет производится взрыв сабора. Взрыв будет производить помощник эскадрона т. Грибков. Подписал Щёголев, передала Кренитская" "(Орфография документа сохранена). Эти несколько строк являлись смертным приговором для самого величественного в городе сооружения - Казанско-Богородского кафедрального собора. Утром 19 мая город сотрясли несколько мощных взрывов (в домах, расположенных в центре города, повылетали стекла) и красавец-собор, прослуживший оренбуржцам всего 37 лет, превратился в груду развалин.
Каким он был, можно представить с помощью дореволюционных открыток, по работам оренбургского художника Владимира Ефарицкого, для которого тема собора стала значительной страницей в его творчестве (он написал несколько живописных полотен, на которых изображен собор и выполнил его макет для областного краеведческого музея). Довольно ёмкое представление о нём даёт и "Путеводитель по гор. Оренбургу" П.Д. Райского. Главу, посвященную кафедральному собору, стоит привести полностью.
"Главною святынею города и вместе лучшим его украшением является новоустроенный в честь Казанской (Табынской) иконы Богоматери кафедральный собор, освященный в 1895 году. Ранее его устройства по открытии в Оренбурге епископской кафедры кафедральными соборами служили, как уже замечено в летописи событий, старинные городские соборы - Преображенский (летний) и Введенский (зимний). Тот и другой соборы не могли вмещать в себе большого количества богомольцев, на каковое обстоятельство обратил внимание бывший Оренбургский генерал-губернатор Н.А. Крыжановский.
Мысль о сооружении нового кафедрального собора возникла 11 ноября 1873 года, в столетнюю годовщину смерти первого губернатора и основателя Оренбурга И.И. Неплюева.
В этот день Крыжановский предложил почтить память Неплюева постройкою более обширного кафедрального собора и тогда же открыл подписку на этот предмет, причём сам пожертвовал 500 руб.
По этой подписке собраны были довольно значительные суммы (замечательно, что в подписных листах в числе жертвователей значатся некоторые местные коммерсанты татары-магометане), но так как трудно было рассчитывать на одни местные средства, то Крыжановский выхлопотал Высочайшее разрешение (9 августа 1874 г.) на повсеместный в России сбор пожертвований на постройку в Оренбурге Соборного храма, каковой сбор продолжался до времени окончания постройки и даже после освящения собора. Общая сумма, употребленная на постройку, превышает 400 тыс. рублей. Собор построен на месте, где находились Сакмарские крепостные ворота.
Собор устроен по проекту архитектора-художника Ященко в византийском стиле наподобие храма св. Софии в Константинополе, с выдающимся в средине обширным куполом, который с трёх сторон облекают три полукупола, а между ними красиво возвышаются четыре колокольни. Высоко поднимаясь над городом, собор как бы парит над ним, его массивность и грандиозность оставляет в зрителе, вместе с красотой вида и гармонией частей, впечатление силы и величия постройки. Внутри собор художественно расписан живописью и орнаментами в стиле св. Марка в Венеции. При обилии дневного света, льющегося со всех сторон из больших окон, а также при освещении собора вечером электричеством, внутренность его имеет необычайно красивый и величественный вид. Кроме главного алтаря в соборе устроено два придела: во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца и Сергия Радонежского.
Из священных предметов, находящихся в соборе, можно указать на местно-чтимую икону Табынской (Казанской) Богоматери, точную копию с таковой же чудотворной, находящейся в Табынске (село) Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Икона эта помещается под балдахином у левого клироса; затем обращают на себя внимание иконы изящной работы художника В. Маковского в главном иконостасе и большая картина "Явление Богоматери преподобному Сергию", помещенная в одном из пилястров собора. Пред иконой святителя Николая чудотворца висит серебропозлащённая лампада, дар благополучно ныне царствующего Государя Императора Николая Александровича, данный им во время посещения Оренбурга в 1891 г. по возвращении из путешествия по Китаю и Японии. В соборной ризнице между прочим хранится старинное Евангелие, весом около двух пудов, неупотребляемое при богослужении.
На соборной звоннице висит до пятнадцати колоколов, с некоторыми исключениями, подобранными под общий тон: главный колокол весом в 732 п. 32 ф., второй в 302 п. ЗЗф. В подвальном помещении собора находится гробница-памятник над могилой почившего в 1896 году Оренбургского архипастыря Николая (Адоратского) с деревянным изящной работы крестом, устроенным на средства воспитанников Оренбургской Духовной семинарии и воспитанниц Епархиального училища.
Оренбуржцы любят собор и охотно посещают его в праздничные дни".
* * *
Сегодня можно кое-что добавить к этому прекрасному описанию. В исполнении росписей и икон храма принимал участие и брат Владимира Маковского Константин, а также его ученики. Стиль, в котором был исполнен собор, называется ныне псевдовизантийским и, конечно, храм Святой Софии в Константинополе наш храм напоминал весьма отдаленно. Более всего он походил на Александро-Невский собор в столице Болгарии Софии, он так же весьма схож с чудом сохранившемся знаменитым Кронштадтским собором, тем самым, в котором служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он был высотою около семидесяти метров, всему городу и пригородам светили его огнем вызолоченные кресты...
Ныне на месте собора установлен Поклонный крест. Знак того, что и сегодня оренбуржцы помнят и любят поверженный собор.