Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Красота исцеляющая
Надежда Емельянова
В выставочном зале на Володарского развернута персональная выставка оренбургского художника Александра Лященко, приуроченная к двум знаменательным датам: всенародному празднованию 55-летия Победы и личному 75-летнему юбилею автора вернисажа.
Биография Александра Иосифовича являет собой удивительный пример воистину чудодейственного, целительного влияния искусства на становление личности, на саму судьбу человека.
Со школьной скамьи, не успев даже вчерне наметить для себя дальнейший жизненный путь, простой оренбургский парнишка Александр Лященко вынужден был проходить суровые "университеты" Великой Отечественной войны. Довелось ему выдержать экзамен на мужество и стойкость в сражении на знаменитой Курской дуге, участвовать в кровопролитном бою под Прохоровкой. Был молодой боец дважды ранен.
И вот лежа после наиболее тяжелого ранения в Пятигорском госпитале, сквозь неутихающую боль увидел однажды юноша белоснежную вершину Эльбруса в лучах закатного солнца. И так поразила его эта показавшаяся неземной красота, что не мог он оторвать взгляда от нее, даже про боль как будто забыл. Тогда-то и зародилось впервые подспудно еще не обозначенное конкретно желание: запечатлеть все, что есть прекрасного на земле, собственноручно остановить и увековечить яркие мгновения жизни.
Наверное, не обошлось и без счастливых случайностей - в палате оказался старший и более "осведомленный" в делах искусства сослуживец: от него Саша услышал такие диковенные для него слова, как "палитра", "мольберт", поверил, что можно взять и попробовать что-то нарисовать самому. Так вот в госпитале, еще весь перебинтованный, едва начавший самостоятельно передвигаться, он впервые взял в руки тюбик масляной краски и кисть. Никто ему не объяснял как пользоваться ими - что надо предварительно смешивать краски на палитре, что подобрать колер. Начинающий живописец просто выдавливал краску на кисть и "живописал", одновременно ищя нужный оттенок сразу на задуманной картине.
Демобилизовавшись по ранению в 1944 году, он с неуемной энергией взялся за полюбившееся дело. В родительском доме расписал все стены, копировал любые рисунки и иллюстрации, которые попадались под руку - портреты, пейзажи, батальные картины. Однажды к отцу пришел знакомый и увидел большой портрет Сталина, переписанный Александром масляными красками с какой-то фотографии. "Да у него же талант, ему надо учиться!" - авторитетно заявил гость. И для вчерашнего солдата еще одно непривычное слово - "талант" - стало путеводной звездой. Он начал заниматься живописью с утроенной силой, но по-прежнему стихийно, самоучкой. Пока не разговорился случайно с бывшим своим учителем рисования я не понял, что он настоящий профессиональный художник, который может дать ему многое. С тех пор Александр начал брать уроки в доме уже известного в ту пору оренбургского живописца Николая Кудашева: под его опытной рукой осваивал тонкости живописи, построения композиции, читал книги по искусству из кудашевской домашней библиотеки. И с легкой руки мастера успешно поступил в Пензенское художественное училище.
Вернулся с дипломом в родной город и уже осознанно стал искать свой путь в живописи. Поначалу как будто неплохо заявил о себе как автор жанровых, сюжетных картин: одна из них дала ему путевку для работы в мастерских на престижной академической даче, затем на участие во всероссийской художественной выставке, а потом и на вступление в Союз художников. Но в конце концов победило благотворное влияние все того же Кудашева, непревзойденного пейзажиста.
Теперь Александр Иосифович с особой теплотой вспоминает, как Николай Васильевич увлек его коллективными поездками на природу: собирались дружной компанией, выезжали со своими нехитрыми пожитками и провиантом в укромное местечко и жили "табором" по несколько дней. Такими выездами не гнушался и тогдашний председатель местного Союза художников Сергей Харламов, и старшие собраться по кисти - Александр Степанов, Николай Ледяев, Федор Живаев, Серафим Александров и другие. Сергей Андреевич любил петь "жгучие" романсы, у молодого Лященко тоже был хороший голос... Что за чудные вечера проходили у ночного костра на живописном берегу Урала! Как самозабвенно работалось, сколько этюдов привозилось из таких поездок!..
С годами Александр Лященко прочно завоевал место в ряду оренбургских художников как певец родной природы, мастер пейзажа. Пейзажная тема звала его в поездки - на целину, на Кавказ, в Крым, в Азию, Башкирию. Найти и передать в окружающей природе то, что созвучно собственному настроению, личному складу характера - это сокрытое от посторонних глаз творческое кредо помогало Александру Иосифовичу в его художественных исканиях. Высокие живописные достоинства лучших работ Лященко свидетельствуют о его незаурядном таланте. Как отмечает искусствовед Лидия Медведева, "интересной особенностью его произведений является - при явно выраженных формальных признаках эпического пейзажа - наличие в образном строе личностных лирических интонаций". Его оренбургские пейзажи узнаются по светлой, серебристой цветовой гамме, что, кстати, присуще работам и других наших живописцев реалистического направления. Видно, степной оренбургский воздух так по-особому светоносен и прозрачен, что навсегда берет в плен не только творчество художника, но и его сердце, отчего и рождается под его кистью красота, способная исцелить от нравственного недуга души многих.