Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Как государственная польза требует..."
Надежда Емельянова
Международная научно-практическая конференция "Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия-Германия", состоявшаяся в Оренбурге, организована под эгидой Министерства образования РФ, Российской академии образования, администрации нашей области и Оренбургского государственного педагогического университета, а также Немецкой службы старших экспертов Германии. В двенадцати секциях с докладами и сообщениями выступили не только ученые-педагоги оренбургских высших и средних учебных заведений, но и представители педагогической науки, приехавшие из Москвы, Красноярска, Новосибирска, Самары, Челябинска, Уфы, Магнитогорска, Томска, Стерлитамака, Шадринска и других городов.
В открытии конференции принял участие заместитель главы администрации Оренбургской области А.В. Ковалев, сделавший краткий анализ состояния системы образования Оренбуржья. Обстоятельный доклад представил на пленарном заседании ректор Оренбургского педагогического университета, профессор, академик МАИ, заслуженный работник Высшей школы РФ В.С. Болодурин: его тема позволила развернуть перед слушателями целостную панораму зарождения, развития и современного состояния образования и педагогической науки нашего обширного края, каждый этап этого многогранного процесса был подкреплен интересными фактами. В частности, докладчик процитировал ныне малоизвестный указ первого оренбургского губернатора И.И. Неплюева, предписывавший обязательное образование и воспитание детей ссыльных: обосновывая свое распоряжение, мудрый государственный деятель выдвигает главный аргумент - "Как государственная польза требует". Думается, подобный подход к определению приоритетных направлений в развитии образования не утратил своей актуальности и в наше время.
Проблемы, поднимаемые на конференции, касались таких важных сторон педагогики, как экологическое образование и воспитание, формирование творческого потенциала современного школьника, оценка интеллектуального продукта в образовательных системах, тенденции развития образования XXI века и многое другое.
В работе конференции принял участие доктор педагогических наук, профессор специализированного института города Эссена (Германия) Менно Аден. Его выступление содержало в себе своеобразные философские и одновременно политические установки, которые обозначены уже в названии темы - "Всеобщее благополучие - цель государства. Какова же цель образования?" После завершения конференции удалось персонально поговорить с представителем немецкой педагогической науки и практики, с тем, чтобы уточнить его позиции.
Господин Аден выразил надежду, что европейские эксперты помогут России и, в частности, такой большой области, как Оренбуржье, обдумать новые пути образования. Германия готова ознакомить нас с более совершенными методиками и образовательными технологиями. Его суждения о России и ее истории свелись к следующему:
- Россия, как и всякая другая страна, богата талантами, но негативные последствия коммунистического режима привели к тому, что развивались только единичные таланты, так как было разрушено единое культурное пространство. Поэтому необходимо восстановить ценности буржуазной культуры, которые существовали в России до начала первой мировой войны и были затем уничтожены. Вам пора искоренить из сознания старые стереотипы, основанные на поклонении прежним идеалам, например, Ленину и коммунистическим идеям, которые себя не оправдали. Надо раз и навсегда решить, что социалистический путь развития - ошибка.
- А удалось ли Германии полностью изжить идеи фашизма и перестать поклоняться Гитлеру? Известно, что у вас все еще существуют организации, проповедующие идеологию нацизма...
- За шесть послевоенных лет нам удалось внедрить в общественное сознание мысль о том, что фашизм и Гитлер - ошибочный путь, сейчас сторонников прошлых идей у нас не наберется и половины процента. Да, мы тоже пережили трагедию - и не только фашизма, но и коммунистического тоталитаризма в Восточной Германии. Однако с тех времен мы научились искать и находить ценности, важные для нас: ответственность по отношению к государству и к его гражданам, которые основываются на развитии личности и личностной свободе.
- Все ли жители Восточной Германии безоговорочно приняли предложенные вами новые ценности, сумели ли вы избежать конфликтов и общественного недовольства введением на прежней территории социалистической Германии капиталистического или, как вы говорите, буржуазного миропорядка?
- Конечно же, нет! То, что я говорю вам, я не могу внушить восточному немцу, потому что в Восточной Германии существуют такие же проблемы, что и у вас, - устаревшее мышление. Когда мы там говорим про буржуазные ценности, то далеко не каждый хочет об этом слышать, многие возражают: "Мы хорошо жили, мы верили в коммунистические идеи, мы выросли в атмосфере совершенно иного мировоззрения и не хотим, чтобы вы нас колонизировали, только потому, что вы богаче!.." Но я убежден, что путь диктатуры неприемлем в цивилизованном мире...
- Существует ли общественно-политическая система, способная оградить государство от какого-либо тоталитарного режима? Вот вы жили в благополучной и сильной буржуазной Германии, а почему не убереглись от фашизма?
- Гарантий нет никаких, кто знает, может, завтра во Франции или в США власть возьмут представители военного или другого тоталитарного режима. Возможно, со временем и ваш Президент Путин изменит в стране курс...
- Тогда в чем же смысл всех перестроек, реформ и смен политических курсов, если они не спасают от антигуманных систем и режимов?!
- Мы возвращаемся к сути дела: единственное средство - это образование человека не только технически и прогрессивно развитым, но прежде всего свободной личностью. Это и есть гарантия от тоталитаризма.