Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Не было ни гроша..." И вдруг - премия!
Надежда Емельянова
По итогам конкурса, ежегодно проводимого областной администрацией и Оренбургской организацией Союза театральных деятелей России, премия за лучшую роль года присуждена актеру театра драмы имени Горького, заслуженному артисту России Павлу Чикову, сыгравшему в спектакле "Не было ни гроша, да вдруг алтын" по пьесе выдающегося русского драматурга А.Н. Островского главную роль.
Сказать, что премия досталась Павлу Чикову легко или что он осыпан наградами и может спокойно почивать на лаврах, - значит, не сказать ничего. Хотя опять же было бы несправедливо считать, что он незаслуженно обойден почестями и невостребован зрителем: были в его творческой судьбе все - и взлеты, и периоды застоя. Однако присвоение высокого звания заслуженного артиста РФ застало его в достаточно зрелом возрасте, так что этот факт свидетельствует скорее о последовательном и целенаправленном жизненном пути, нежели об одномоментной счастливой удаче.
Что ж, стремительный взлет на звездный театральный небосклон - довольно редкое явление даже и для баловня судьбы, возросшего в привилегированной потомственной среде, которая направляет на раннюю профориентацию юных продолжателей династии свои коллективные силы. А потому конкурировать с этими "потомственными профи" выходцам из сельских глубинок, начинающих артистическую карьеру на самодеятельных подмостках, к каковым относится и Павел Чиков, более чем нелегко. Тут уж может выручить лишь непреодолимая органическая тяга к творчеству вообще и к театральному искусству в частности. Что и случилось с нашим героем: учась в медицинском училище, он так заболел театром, что в ущерб эскулаповым познаниям стал все чаще пропадать в самодеятельных драматических кружках, руководили которыми, кстати, самые настоящие профессионалы. Таким образом, первым учителем молодого актера оказался тогда уже заслуженный артист РСФСР (а потом и народный) Михаил Куликовский. С его легкой руки Павла Чикова вскоре пригласили в труппу Бугурусланского драматического театра, не побоявшись, что он самоучка.
В первые годы профессиональной работы жажда поймать свою фортуну погоняла Павла по российским и республиканским театрам. Дольше других его задержал Смоленск, где молодым актером были сыграны многие значительные роли. Там же он по-настоящему удачно дебютировал в образе одного из главных персонажей спектакля "Океан", поставленного по пьесе Штейна. Вскоре актер утвердился в амплуа социального героя, чему способствовала яркая колоритная внешность, выразительный голос, органика экспрессивного характера.
Одной из любимых его работ стала роль Дениса Давыдова в одноименном спектакле драматурга Соловьева. И однажды Павла пригласил режиссер Юрий Иоффе сыграть прославленного героя Отечественной войны 1812 года уже в оренбургском спектакле. Так, отработав в разных театрах девять лет, Павел Чиков наконец вернулся в родной город. И уже никогда его не покидал, связав свою судьбу с областным драмтеатром. Вскоре после приезда он был зачислен на третий курс школы-студии МХАТ и, сдав экстерном все экзамены, благополучно получил диплом профессионального артиста.
Теперь, по прошествии тридцати пяти лет, Павел Георгиевич не торопится давать однозначные оценки своему творческому багажу.
- За эти годы бывало всякое - и розы, и шипы... Актерская профессия зависимая, мы не можем сами выбирать спектакли, назначать себя на ту или иную роль. Подчиненность режиссерской воле часто дает плоды, "вкус" которых в свою очередь полностью зависит от личностных качеств конкретного режиссера: один видит тебя как актера, другой - не видит, этот режиссер подвержен одним веяниям, тот - другим и так далее... Актер вынужден пребывать в положении человека, внутренне живущего с вечно протянутой рукой: "Дай мне хороший материал, чтобы я мог показать, на что способен..."
И все-таки ему посчастливилось работать у целого ряда серьезных режиссеров, таких, как Иоффе, Щеглова, Нагли, Подольских, Борисов, Солодилин, которые доверяли актеру серьезные роли в спектаклях. "Обрыв", "В ночь лунного затмения", "Царь Федор Иоаннович", "Мария Стюарт", "Ревизор", "Вишневый сад" и многих других.
Первое же знакомство с пьесой "Не было ни гроша, да вдруг алтын" и ролью Крутицкого навеяло Павлу Георгиевичу воспоминание. Когда-то, еще в Смоленске именно драматургия русского классика свела его с замечательным русским артистом Василием Меркурьевым: Павел играл в пьесе Островского "Правда - хорошо, а счастье лучше" Платона Зыбкина, а на роль Грознова пригласили Василия Васильевича - уже широко известного и любимого, ведущего артиста Ленинградского театра драмы имени Пушкина, успевшего к тому времени сняться в популярных фильмах "Небесный тихоход", "Верные друзья", "Летят журавли". У Меркурьева Павел Чиков учился таким ценным качествам, необходимым характерному и комедийному актеру, как яркость и непосредственность, мягкий юмор и трогательный лиризм. Эти давние уроки мастерства, преподанные мэтром театра в процессе непосредственного человеческого общения, дали артисту не меньше, чем теоретические бдения во время учебы в студии.
... Обосновывая свой выбор при подведении итогов конкурса, художественный руководитель театра Рифкат Исрафилов так охарактеризовал работу Павла Чикова:
- Я с благоговением смотрю на старшее поколение артистов: они наиболее последовательные и преданные продолжатели традиций русской драматургической школы - школы психологического театра. Павел Георгиевич - интересный, органичный, душевный актер: выходя на сцену, он наполняет сценическое пространство не только внешней фактурой, но прежде всего внутренним своим миром, собственной энергетикой и динамикой. Он живет театром, и потому театр остается частью необходимой духовной жизни для зрителей.
На снимках: разные годы, разные роли...