Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Чтоб сердце умным было, а разум - добрым был"
Надежда Емельянова
Специфика традиционной системы образования подчинила себе многое, в том числе и исчисление времени: образовательные учреждения живут по собственному календарю - для них новый год начинается 1 сентября и заканчивается весной. Так что начальник городского управления образования Т.А. Панкова привычно отчитывается дважды - и по календарным, и по учебным годовым итогам.
- Чтобы читатели газеты могли представить по возможности целостную панораму городского образовательного пространства, позволю себе привести хотя бы фрагментарно статистику. На 1 января 2000 года в Оренбурге функционирует 100 общеобрзовательных школ различного вида, 152 детских дошкольных учреждения, 19 учреждений дополнительного образования. Общий охват всеми формами образования и воспитания составил 95135 детей. Образовательная сеть города развивалась с учетом потребностей населения в наших услугах: начало нового учебного года было ознаменовано открытием двух новых гимназий, и теперь их стало пять. Кроме того, повышенный уровень знаний предоставляют четыре лицея, в 14 школах ведутся занятия по профильным и углубленным программам, 27 образовательных учреждений спрофилированы на конкретные высшие учебные заведения.
В ушедшем году продолжала развиваться сеть специальных школ, интернатных учреждений для детей, нуждающихся в социальной адаптации, особых условиях обучения и воспитания. Здесь педагогические коллективы помимо общепринятых решают задачи подготовки своих подопечных к жизни в социуме, их социально-правовой защиты.
Общая обеспеченность населения дошкольными учреждениями составляет 61 процент. Большое значение мы придаем детским садам компенсирующего вида, число их достигло 25; 1300 детишек, имеющих различные проблемы в физическом и психологическом здоровье, получают здесь дополнительные услуги.
- Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от педагогических кадров. Как здесь обстоят дела?
- На сегодня в образовательных учреждениях города работает более 4600 педагогов. Из них 79 с лишним процентов имеют высшее образование, 3,2 процента - незаконченное высшее и 17,5 процента - среднее специальное образование. Положительным фактором можно считать и то, что более 65 процентов работников - это педагоги, чей профессиональный стаж насчитывает сверх десяти лет, то есть они находятся в самом продуктивном периоде своей деятельности. Высшей категории в прошедшем году удостоены 511 педагогов, первой - 1316, второй - 1893 человека, так что 62,3 процента учителей и имеют достаточно высокие показатели эффективности своего труда.
- Ну а как это непосредственно сказалось на результатах их педагогической деятельности?
- Повышение квалификации педагогических кадров способствовало обеспечению более высокого уровня преподавания учебных дисциплин, улучшению качества знаний учащихся. В результате 310 учащихся приняли участие в городских, областных и российских научно-практических конференциях, 78 школьников заняли призовые места на областных олимпиадах, восемь наших ребят стали победителями зональных и российских олимпиад. Итоги 1999 года позволяют судить о достаточно высоком уровне подготовки выпускников образовательных учреждений: 4430 юношей и девушек успешно завершили обучение по общей полной средней программе и получили аттестаты; 121 выпускник получил золотые и 210 - "серебряные" медали. И это при том, что материально-техническая база системы образования оставляет желать лучшего, особенно в части оснащенности школ новым современным оборудованием, технической аппаратурой и другими учебными пособиями.
- Что же тогда способствовало достижению достаточно весомых результатов?
- В первую очередь то, что в качестве стратегической своей задачи мы определили воспитывающую функцию педагогических коллективов. Именно под этим знаком прошел целый ряд организационных, теоретических и практических мероприятий, в том числе и прошлогоднее августовское совещание: "Город как воспитательная система" - таков определяющий вектор в деятельности и управленческих структур, возглавляемых мной. И вполне естественно, что непреложным дополнением к нему стала проблема поэтапного совершенствования управления образовательными учреждениями города. Осуществляемое на основе конкретных программ, оно позволяет сохранять и развивать инфраструктуру образовательных учреждений, брать на вооружение наиболее эффективные формы и методы обучения, а в конечном счете добиваться превращения образования в жизнеспособное звено единой социальной системы города. В результате этой деятельности, четко координируемой муниципалитетом, в Оренбурге создается универсальная образовательная база, способная удовлетворить достаточно высокие потребности современного юного поколения.
- Этой базой прежде всего являются учреждения дополнительного образования?
- Да, сегодня они кардинально меняют свои позиции, преобразуясь из досуговой сферы в творчески развивающую, образовательную, профориентационную и конечно же воспитательную.
Все более интегрированной становится деятельность, направленная на воспитание подростков, склонных к правонарушениям, употреблению наркотиков и алкоголя. Ситуация с подростковой наркоманией объявлена в городе чрезвычайной, в связи с чем под руководством заместителя главы города Л.А. Марченко был создан штаб. Он объединил усилия органов образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка. Уже можно с уверенностью сказать, что выработана перспективная методология профилактики наркомании и алкоголизма. Имеется ярко выраженная тенденция ухода от казенной лекционной пропаганды и других нравоучительных форм - к эмоционально насыщенным, привлекающим молодежную аудиторию акциям, живым диспутам, проникновенным беседам, профессионально обоснованному интенсивному обучению, то есть активному воздействию на разум и чувства молодых.
Большие надежды возлагаются на созданную в прошлом году общественную организацию "Матери против наркотиков".
Совместными усилиями принята целевая программа "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период". Ее реализация позволила сохранить и развить сеть лагерей - загородных и городских с дневным пребыванием, подростковых трудовых объединений. Все это способствовало полноценному восстановлению физических и психологических сил школьников, снижению социальной напряженности в многодетных и малообеспеченных семьях.
Сегодня многие начинают прозревать и понимать, что прагматическое ограничение функций системы образования лишь задачей предоставления суммы теоретических знаний (пусть и очень нужных, повышающих интеллектуальный потенциал общества!) уже не может отвечать насущным потребностям государства. Вновь мы вынуждены констатировать: высокий интеллект способен стать плодотворным лишь при наличии духовной и нравственной опоры, что невозможно без гармонически развитой личности. И здесь перед работниками образования простирается необозримое поле деятельности. Учить молодое поколение не только уму-разуму, но и извечным человеческим ценностям - вот единственно благодатный путь педагога. Когда основу общества будут составлять люди с умным сердцем и добрым разумом, тогда мы сумеем преодолеть все личные и общегосударственные трудности.