Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Когда оживает кукла
Надежда Емельянова
Завтра заслуженному артисту России Александру Салманову исполняется пятьдесят лет. Тридцать из них он отдал областному театру кукол.
Так рождалось призвание
Извечная загадка человеческого бытия: почему одни люди долго, иногда в мучительных поисках выбирают свой жизненный путь, а другие как будто рождаются с уготованным предназначением? Как, из какого источника произрастает однажды творческое призвание? На эти вопросы нет одназначного ответа, а потому многие судьбы остаются загадкой, не поддаваясь холодной логической расшифровке. Ну как, например, можно объяснить то обстоятельство, что в обыкновенной сельской семье, не отягощенной наследственностью по части культуры и искусства, рождается ребенок, который с самого раннего детства начинает ощущать непреодолимую тягу к театру, хотя самого театра он еще и в глаза не видел?!
Как бы там ни было, но именно по такому варианту складывалась творческая судьба Александра Салманова. Будучи еще совсем мальчишкой, любил он вместе с сестрой разыгрывать миниатюрные интермедии с самодельными персонажами. Сценой для кукольных героев служила обычная застекленная дверь.
Чуть позже Саша со своими друзьями-одноклассниками устраивал театр уже во дворе родительского дома: из бревен, привезенных для хозяйственных нужд, сооружалось некое подобие греческого амфитеатра. В общем, салмановский двор никогда не пустовал, являя собой своего рода прообраз нынешнего Центра детского творчества - ребятню разного возраста как магнитом притягивал неиссякаемый творческий азарт Саши.
В 1967 году, когда семья Салмановых уже жила в городе, Саша увидел объявление о наборе в театральную студию: это была знаменитая студия при театре кукол, открытая режиссером Ренцом. Саше Салманову не было и семнадцати, но его приняли.
- Принято было около сорока человек, - вспоминает Александр Иванович, - а закончило восемнадцать. Для меня эта цифра стала магической: 18-го февраля я родился, 18 выпускников закончило студию вместе со мной, 18 марта 1991 года (в день рождения мамы!) мне присвоили звание заслуженного артиста России.
Учеба захватила Александра настолько, что он приходил домой только ночевать. И это несмотря на то, что обучение проходило в условиях совершенной неустроенности: из-за нехватки площадей, студийцев разместили в подвале, куда свет проникал в узенькую щель верхней открытой части окна. Ребята теснились среди ящиков с декорациями на нескольких колченогих стульях. Поскольку зал был все время занят спектаклями и репетициями артистов, профессиональная сцена доставалась будущим "профи" лишь по понедельникам. В остальное время они просто протягивали бечевку, имитируя нижнюю грань кукольной ширмы и с упоением ставили этюды.
Этапы пути
- Многие даже не задумываются, насколько специфична работа в кукольном театре, - рассказывает Александр Салманов. - Ренц не уставал повторять: у актера кукольного театра должно быть многоплоскостное внимание. Мало того, что на протяжении всего спектакля приходится держать куклу на поднятых вверх руках, надо регулировать ее движение по существу вслепую, чтобы не натолкнуться на невидимые снизу элементы декорации или партнера. И при этом заботиться о голосе, дабы он не только был слышен во всех концах зала, но и соответствовал характеру твоего персонажа. А еще приходится работать и лежа, и стоя на коленях, и спиной к зрителю, и даже находясь внутри большеформатной куклы, сгибаясь под ее тяжестью и задыхаясь от недостатка воздуха. Практически у каждого актера со временем развивается деформация позвоночника, у большинства понижается зрение, так как играть надо с поднятым лицом, подставляя глаза под ослепляющие софиты. Одним словом, наша профессия не приемлет компромиссов, она заставляет актера, выражаясь высоким слогом, всю свою жизнь положить на алтарь искусства...
Даже подсчитывать количество сыгранных ролей актерам-кукольникам не так-то просто: часто им приходится в одном спектакле исполнять несколько персонажей. В "Гадком утенке" Салманов предстает в пяти "лицах": четыре из них - словесные, все идут в первом акте, опять же все разные по характеру - от травести Утенка до "солидного" Гуся, так что приходилось в одно мгновение менять и тембр голоса, и темп игры. По неточным прикидкам, артистом Салмановым сыграно как минимум полтораста ролей.
Режиссерская работа по-настоящему увлекла его в 1980 году, хотя первый спектакль "Спичка-невеличка" был поставлен еще в 77-м. В нем начинающий режиссер должен был руководить такими "зубрами" театра, как заслуженные артисты РСФСР Николай Плешков, Ирина Маленкова, опытнейший актер Виктор Жидков. Старшие коллеги отнеслись к его первой режиссерской пробе с предельным пониманием. Спектакль был принят очень доброжелательно, заработал несколько премий.
Потом был "Бенефис", поставленный совместно с Николаем Кострюковым, спектакли которого играются в театре и ныне, двадцать лет спустя, потом - "Солнечный лучик", "Волшебная лампа Аладдина", "Щелкунчик", "Три поросенка", "Баба Яга на пенсии"... Постановки Александра Салманова отличаются собственным режиссерским почерком: каким-то образом судьба уберегла его от искуса подражать.
"Я буду нужен всегда"
Итак, на сегодня Александр Салманов представляет театр кукол и как актер, и как режиссер. Правда, у него есть свой собственный жесткий принцип: он никогда не играет в спектаклях, которые ставит сам.
Недавно Александр Салманов приступил к подготовке спектакля по сказам Бажова. Задумка большая: в постановке будут использованы и куклы, и живой план, к участию приглашается фольклорный ансамбль, планируется введение элементов хореографии, пиротехнических эффектов и многого другого.
Но как ни оптимистичен был настрой Александра Ивановича, вопрос о жизненности кукольного театра как жанра был все-таки задан.
- Пока будут дети, - будет и наш театр, - совершенно спокойно ответил на это артист. - Конечно, в современных условиях необходима большая гибкость, обновление художественных средств. Но у меня нет никаких сомнений в том, что я буду востребован зрителем.
Слушая убежденный голос Александра Ивановича, наблюдая за ним в спектаклях, понимаешь, откуда идет эта уверенность. И тогда начинает казаться, что в его руках куклы превращаются в одушевленные существа, как будто актер переселяет в нее собственную душу.