Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




«Привить чувства единства и достоинства...»

-----

А. Абдулхаликова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры русской классической литературы ОГПУ

В январе 2005 года исполняется 146 лет со дня рождения известного

историка татарского и других тюркских народов России, богослова, общественного деятеля, педагога и писателя Ризаэтдина Фахретдинова. Круг научных и литературных интересов Р. Фахретдинова был необычайно широк. Он отличался высокой работоспособностью, оставил после себя огромное по тематике и объему научно-литературное наследие.

До 1917 года ученым издано более 50 книг, в том числе две повести, и лишь в одном журнале "Шура" до 700 статей на самые различные темы. Это все сделано Фахретдиновым в годы напряженной работы в качестве кади, члена Духовного управления в Уфе, и редактора журнала "Шура" в Оренбурге. Кроме того, он оставил рукописи, составляющие 40-томный фонд в Научном архиве Уфимского научного центра РАН, а также большой фонд в архиве Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения РАН. Часть из них была написана уже после революции.

Оренбург занял особое место в биографии Ризаэтдина. Сюда он переехал в 1906 году по приглашению издателей братьев Рамеевых, будучи уже известным в татарском мире писателем и ученым. В Оренбурге он преподавал в медресе "Хусаиния", работал в газете "Вакыт".

Крупнейшим из произведений Р. Фахретдинова по праву считается его многотомная библиографическая работа "Асар" ("Следы" или "Памятники"). Два тома этого труда были изданы в Оренбурге с 1900 по 1908 годы в пятнадцати книжках, за исключением первой части первого тома, опубликованного в 1900 г. в Казани. Эта работа построена по принятому на мусульманском Востоке принципу описания жизнедеятельности людей по датам их смерти и включает в себя биографии около 1200 богословов, поэтов, писателей, общественных деятелей, крупных предпринимателей-меценатов Урало-Поволжья, сыгравших заметную роль в духовной жизни мусульманского населения края. Исследователи справедливо называют "Асар" достойным продолжением энциклопедического труда Шихабутдина Марджани "Вафият аль-аслаф ва тахият аль-ахлаф" ("Подробное о предшественниках и приветствия потомкам").

Материал для своего произведения Фахретдинов собирал, по его словам, "по крупицам, копаясь в бесчисленных метриках и записях в архивной пыли". Этот поистине титанический труд ученого представляет собой богатейший фактический материал о деятелях прошлого и заслуживает самого скрупулезного изучения. "Асар" постоянно будет использоваться в силу своей фактографической ценности, своего документального качества.

При работе над "Асаром" Р. Фахретдинов крайне осторожно относился к отбору материалов. Прежде всего он стремился к максимальной правдивости описываемых фактов. Он указывает, что "Асар" - не "Достоинства святых", а книга биографий, составленная с тем, чтобы стать "историческим источником", и материал в ней дается по мере возможности после тщательной и скрупулезной проверки и уточнения. Фахретдинов признавал, что не все в "Асаре" может быть строго достоверным. Но, по его утверждению, им были приложены усилия для отбора наиболее соответствующего происходившим событиям материала.

Третий том "Асара" был подготовлен к печати в феврале 1911 г. В это время за Р. Фахретдиновым и целым рядом других публицистов, писателей и общественных деятелей, подозреваемых в панисламизме, было установлено негласное наблюдение. На основании телеграммы помощника начальника Вятского губернского жандармского управления ротмистра Будоговского сотрудники Оренбургской жандармерии произвели в ночь с 11 на 12 февраля обыски, в том числе и у Фахретдинова. При этом было изъято большое количество газет, журналов, книг, рукописей и отправлено в Сарапул в распоряжение Будоговского.

Вот как описывает происходившее дочь ученого Асьма Шараф: "Однажды в феврале 1911 года, в полночь, громко постучав в дверь, к нам зашла толпа вооруженных жандармов и полицейских. В то время мы жили в доме №9 по улице Перовской (ныне - улица Пролетарская). Разбудив и взрослых, и детей, начали тщательный обыск. В дверях встали жандармы, не разрешая никому выйти из дома. Рылись во всех комнатах нашей большой квартиры, несколько жандармов даже отковыряли ломом полы. Тщательно просмотрели все книги, журналы, рукописи, письма, находящиеся в кабинете отца. Наконец, уже утром, упаковав в большие ящики все рукописи отца (статьи, книги, подготовленные к печати), многочисленные письма (отец получал много писем как главный редактор журнала), рукописи "Асар", статьи для газеты "Вакыт" и журнала "Шура", погрузили их на повозки и увезли. Взяли у отца подписку о невыезде из города. Как потом узнал отец, увезенные от нас бумаги были переправлены из Оренбурга в Сарапул, где они и пропали. Хоть мы и радовались тому, что отца не забрали, постоянно терзала мысль, что в любой день жандармы могут прийти за отцом".

И в советское время Фахретдинов продолжал работу над 3-м и 4-м томами "Асара", но тогда они не могли быть изданы.

В январе 1908 г. в Оренбурге начал выходить журнал "Шура", издававшийся татарскими золотопромышленниками братьями Рамеевыми. Редактором нового журнала стал Риза Фахретдинов. Джамал Валидов писал, что журналистско-редакторская деятельность Фахретдинова (сначала в газете "Вакыт", затем в журнале "Шура") приходится на период, когда "...татарские газеты нуждались именно в таких людях, соединяющих литературный талант с мусульманской ученостью". Как редактор Фахретдинов хорошо понимал, что читатели журнала представляют самые широкие круги населения с различным кругозором и уровнем образованности, сторонников самых разнообразных политических и культурных позиций и пристрастий.

Тематические и хронологические рамки журнала были чрезвычайно широки. Одну из самых интересных и содержательных рубрик "Знаменитые люди и великие события", которая знакомила читателей с жизнью и творчеством ученых, поэтов, писателей, государственных деятелей прошлого и современного ему периода, все годы издания "Шура" вел сам Риза Фахретдинов.

В журнале большое внимание уделялось вопросам литературы и критики. Трудно переоценить роль "Шура" в ознакомлении читателей с передовой демократической русской литературой. Журнал сыграл большую роль в развитии национальной татарской и башкирской литературы: на его страницах печатались произведения известных поэтов и писателей.

Много места отдавалось в журнале под историко-этнографические, научно-популярные, философские статьи, материалы о новейших достижениях техники, медицины, археологии. Имелись в нем также и разделы, посвященные сатире и юмору, путевым заметкам. Время от времени редакция устраивала широкие дискуссии по самым различным проблемам, например, по истории и этногенезу татар, башкир и других народов Урало-Поволжья, национальному языку и т.д.

Большое место в журнале занимала теологическая тематика, относящаяся к шариату, сунне, фикху, в том числе вопросам, связанным с переводом Корана на татарский язык, ведением богослужения на родном языке и т.д.

Значительное место в журнале занимали статьи на исторические темы, многие из которых принадлежат перу самого редактора. В них красной нитью проходит желание Р. Фахретдинова привить народу чувство единства, восприятие им своего этнонационального и религиозного

достоинства, идеи самобытности "северотюркской" нации. Часты его экскурсы в историю Булгарского государства, призывы к возрождению

былой славы отцов и дедов. Он доказывал своим современникам, что "северные тюрки", к которым относил татар, башкир, чувашей и мишарей, имели блистательную историю и ни в чем их потомки не уступают другим нациям и народам, но в силу ряда причин живут отсталой и угнетенной жизнью.

Журнал "Шура" с его поистине энциклопедическим охватом общественных и культурных проблем своего времени сыграл выдающуюся роль в духовной жизни тюркских народов России.

В Оренбурге Фахретдинов прожил до 1918 г. и после прекращения издания журнала "Шура" возвратился в Уфу.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.