Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Колокола - на машины и тракторы..."
Татьяна Судоргина, завотделом облгосархива
Поют над Оренбуржьем колокола и возвращенных верующим, и совсем недавно построенных церквей, расписывая орнаментом звона сложный период в истории государства российского на рубеже ХХ и XXI столетий. Их жизнь только начинается, а в судьбе колоколов, украшавших оренбургские храмы с незапамятных времен, бывало всякое...
Оренбуржцам, надеюсь, будет интересным знакомство с архивными документами 70-летней давности, отражающими сложный для церкви "период борьбы с колокольным звоном".
Оренбургская газета "Смычка" в декабре 1929 года сообщала: "Особенно сильно волна требований запрещения звона и передачи колоколов прокатилась в нынешнем году, когда пятилетний план социалистического строительства поднял активность масс до небывалых размеров... Каждый трудящийся напрягает все силы на ускорение процесса социалистической стройки, встречая на пути затруднения, связанные с недостачей цветных металлов, обращает взор на колокола, бесцельно висящие на колокольнях церквей".
Накануне нового 1930 года общее собрание курсантов военной школы выступило с призывом к трудящимся города Оренбурга обсудить на своих собраниях вопрос о запрещении колокольного звона и передаче колоколов. "Колокола должны быть перелиты в машины и тракторы", - говорилось в нем.
Представители Оренбургского Союза воинствующих безбожников в рождественские дни выдвинули лозунг "Не нарушайте отдыха трудящегося колокольным звоном!"
Поддерживая безбожников, газета "Смычка" опубликовала заметку "Против отдыха под воскресный колокольный звон": "Нельзя не признать, что в деле ликвидации "воскресенья" не все еще сделано. Характерно, что по школьной линии в районах округа воскресенье уже изгнано из обихода. Чтобы покончить с воскресеньем, все районы по соцсоревнованию решили отдыхать в те дни, в которые в данном селе приходится базар. Такова история смерти воскресенья в деревенской школе.
До введения сплошной непрерывки мы предлагаем днем отдыха в г. Оренбурге установить тот день недели, в который в январе 1919 г. взвился красный флаг советской власти над Оренбургом. Как будто, этот день был среда..."
В редакцию газеты "Оренбургская коммуна" непрерывным потоком шли постановления общих собраний граждан о снятии колоколов с церквей, появилась рубрика "Против колокольного трезвона": "Колхозникам колокольный звон не нужен, подавай нам тракторы", - просили жители села Матвеевки Сорочинского района. Колокола были сданы в тракторный фонд. Матвеевцы предложили поступить так же жителям сел Старая Белогорка и Филипповка. "Долой бога и всех святых", - это цитата из заявления крестьян хуторов Бостанжогловского, Репного и Ягодного Покровского (ныне Новосергиевского) района, - Петр Великий переливал колокола на пушки, мы переплавим их на тракторы".
При этом читателям внушали, что запрещение колокольного звона и снятие колоколов нельзя рассматривать как гонение на религию, а просто "у нас в СССР лучшая часть населения рабочего класса и передового крестьянства уже давно порвала с религией. Те, кто еще держится за религию,.. могут ходить молиться в церковь без звона, а по часам. Колокольный звон, когда большинство населения в нем не нуждается и в церковь не ходит, надо рассматривать как нарушение общественного порядка".
"Колокола - на тракторы" требовал военный корреспондент "Смычки" Бурный: "Наша страна нуждается в металле. Нашим полям, покрывающимся сплошными бедняцко-середняцкими колхозами, нужны сотни и тысячи тракторов. И в то время... на колокольнях церквей совершенно бесполезно висят сотни тысяч драгоценного металла. На колокольнях церквей Оренбурга бесцельно висит 10000 пудов металла. Мы требуем снять колокола со всех церквей и пустить этот драгоценный металл на тракторы. Время покончить с колокольным звоном".
Представители школы ь22 обратились к землякам со следующим воззванием: "В центре чисто пролетарских окраин города, носящих заслуженные в гражданских боях названия Красного и Ленинского городков до сего времени - на 13-й год Октября позорным черным пятном стоит очаг мракобесия и борьбы с новым бытом - церковь. Не может быть слияния заводских гудков, зовущих к социалистическому труду, и звона колоколов, зовущих к старому темному прошлому. Школа как одна из передовых колонн социалистической культуры и нового быта призывает всех трудящихся присоединиться к требованию о закрытии церкви в Красном городке. А колокола по примеру уже многих трудящихся СССР отправим на индустриализацию страны Советов".
"Мы наш, мы новый мир построим!" - под таким названием в окружной газете опубликована информация о пленуме горсовета, состоявшемся 2 февраля 1930 г.: "Учитывая отсутствие в Оренбурге Дома культуры и помещения для удовлетворения возросших культурных нужд трудящихся, учитывая наличие огромного количества полупустующих учреждений религиозного культа, пленум городского Совета на основе требований рабочих коллективов и трудящихся города о закрытии церквей, мечетей,синагоги и о снятии колоколов, постановил: удовлетворить требования трудящихся - закрыть кафедральный собор, Вознесенскую, Преображенскую, Серафимовскую и Богословскую церкви, синагогу ь1, мечети на арендованных местах, новой стройке, Карачах и при татпедтехникуме, а также снять колокола со всех церквей города и передать их в фонд постройки Дома культуры в Оренбурге. Все здания закрытых церквей и мечетей передать под очаги культуры".
От города не отставала "советская, коллективизирующаяся" деревня. После выступления в клубе с. Гамалеевки Сорочинского района военного врача, с помощью "ярких фактов, доказавшего вредность алкоголизма и религии", сельчане дали согласие на снятие колоколов. Жители села Тугустемир Троицкого (теперь Тюльганского. - Т.С.) района совместно с рабочими стекольного завода, собравшись в день смерти Ленина, постановили: "снять все колокола с Никольской церкви (общий вес 4.360 кг), передать их промышленности, а стоимость внести на приобретение тракторов". Граждане с. Нестеровки Сорочинского района единогласно решили снять колокола с сельского храма и "вызвали" все села района последовать их примеру.
В селе Новоникольском Шарлыкского района "порешили" снять колокол: 50% стоимости передать в счет задатков на тракторы, а 50% "употребить" на увеличение продовольственного фонда. В поселке Юртаевском пошли дальше - в фонд "тракторизации" передали не только колокола, но и всю церковную утварь.
Под заголовком "Оренбург избавляется от церковного трезвона" газета "Смычка" сообщила о том, что представители горсовета и общественных организаций 14 февраля 1930 г. приступили к выполнению многочисленных требований трудящихся Оренбурга, оформленных пленумом горсовета в постановлении о снятии колоколов, передаче их нуждающимся в металле заводам и о закрытии церквей, мечетей, собора и синагоги ь1.
Тогда же на первой странице под рубрикой "хлеб металлозаводам" публикуется фото - о подготовке к спуску колокола с Вознесенской церкви.
У нас есть возможность как бы присутствовать при снятии колоколов с Вознесенской церкви - сохранилось свидетельство очевидца: "На Гостином дворе - людское скопище. "Паломники" с толчка, завсегдатаи уличных сцен, случайные прохожие и беспризорная голытьба. Толпа накручивается, как снежный ком. Сотни глаз устремлены на церковь. В амбразуре колокольни копошатся рабочие, чернеют лесенки, свисают канаты.
- С утра возятся и никак не могут изловчиться, - замечает деловито "засаленный полушубок", - разве с таким струментом возьмешь его окаянного, чай, не горшок сбросить!
- Ох, родненькие, сорвется, беды не оберешься, - в паническом ужасе говорит "рязанская баба".
- Ничего, кума, яичница будет, - утешает ее гражданин в заячьем треухе.
- Осади назад! - отодвигает толпу вездесущий блюститель порядка.
Семипудовые "жены мироносицы", прикрываясь концом пухового платка, зловеще шепчутся: "Страсти господни! Светопреставление! Не допусти, владычица! Разрази нечестивых!"
Монашка-"черничка" сообщает исподтишка о сезонном чуде: "В Москве снятые колокола вознеслись на небо. В Киеве колокольня стряхнула антихристовых мастеров. А в Сибири огонь господний опалил безбожников!"
- Брось трепать-то языком! Не мути головы! Довольно морочили нас своими чудесами, - вмешивается в разговор рабочий. Христовы "делегатки" испуганно озираются и рассасываются в толпе.
- Чего это глазеет народ, аль пожар? - спрашивает новичок.
- Колокола льют, - шутит "присяжный острослов".
Скрывшийся за инициалами "Т.Б.", другой оренбуржец оставил для нас репортаж о снятии колоколов с Казанского собора: "Как ни говори, может, не бог, а какая-то сила над нами есть... Почему-то ведь идет снег, а не дождь?! - говорит старуха.
- Ну, бабка, - авторитетно заявляет ей милиционер, - это сила науки.
- Наука! Много вы с вашей наукой делаете. Вот летошний год недород был и наука ваша ни при чем.
Толпа растет. Подходят все новые и новые люди, пялят глаза наверх - туда, где в небо седое и снежное вздымаются купола собора. Там на колокольнях чернеют фигуры нескольких рабочих, крепящих блоки для спуска колоколов.
- Дедушка мой участвовал в стройке этого собора... Лет тридцать назад это было, когда колокол отливали вот здесь, - говорит один из зрителей и тычет пальцем в сторону, где из-под снега, близ железной ограды по ветру бьются тонкие ветви кустов.
- Молебны заказывали, колокола отливали - купчихи с себя кольца и брошки золотые срывали - кидали в расплавленную медь. Там в колоколах не только медь, а и серебро для звона прибавлено... Богатство ведь, а без толку сколько времени пропадало...
- Когда-то снимут колокола эти?
- Шут их знает, с утра работают...
В порыжевшей, когда-то богатой мантилье, такая же порыжевшая и поблекшая женщина подхватывает:
- Вот при мне колокола-то ставили, в полчаса и подняли, и укрепили, а тут ишь сколько возятся.
- Бог мешает... Не хотит, чтобы колокола забрали, - вставляет реплику рабочий и толпа хохочет.
- Перед страшным судом это, - шепчет, оглядываясь по сторонам старуха, - я вот, милые мои, на эту церковь самую копейки давала.
Проходит рабочий, останавливается на минутку и смотрит на колокольню.
- А ну-ка, ребята, позвони в последний раз!
- Ну хорошо теперь, клуб будет хороший, да и близко ходить!
На колокольне рабочий, подвешивающий блок, ударил по колоколу и он надтреснуто загудел.
- Ишь плачет...
- Бросай! - крикнул кто-то и колокол в несколько сот пудов тяжестью грохнул на землю, зазвенел, расколовшись на несколько частей, и под ударом заходила земля.
Около медных кусков колокола, впившихся в землю, кучится уже тающая толпа...
- Наконец-то, выполнили требование наших собраний. Металла много. Тут в колоколах только с одного собора 1800 пудов меди - это сколько тракторов выйдет!"
Не хочется верить в искренность слов: "Толпа смотрит спокойно, деловито, равнодушно на это небывалое историческое зрелище..."
И теперь мы знаем, что ошибался автор этих строк, провозглашая: "Мы являемся последними слушателями церковного "благовеста". Наши дети и внуки не будут слышать ни вечернего звона, нашедшего музыкальное отражение в дворянской поэзии, ни пасхального пьяного гвалта "сорока сороков", ни мрачных траурных мотивов, напутствующих человека в последний путь. Церкви немеют... Колокола отпевают самих себя и своих тысячелетних владык... Слышится последний похоронный звон. Религия уходит в могилу. Но медь колоколов, крещенная в безбожной заводской купели, запоет могучий торжествующий гимн труда. На место умирающего "благовеста" колоколов идет величественный благовест машин".
На заседании президиума Оренбургского горсовета 5 апреля 1930 г. принято постановление: "1) Ввиду окончательного снятия колоколов и принятия Рудметаллторгом, но отказа последним оплаты их стоимости, мотивируя, что оплатит производство в централизованном порядке, а посему поручить Горфинчасти предъявить счет Рудметаллторгу о взносе причитающихся сумм.
2) Учитывая напряженность местного городского бюджета, а также необходимость постройки в городе Дома культуры просить Окрисполком о возбуждении ходатайства перед Крайисполкомом о передаче всех 100% вырученных средств за колокола в местный бюджет для постройки Дома культуры..."
Не везде поспешили выполнить решения о снятии колоколов. Осенью 1931 г. в "Оренбургской коммуне" автор небольшой заметки возмущался: "Поселок Берды Оренбургского района коллективизирован на 97 процентов и несмотря на это, по поселку до сих пор разносится колокольный звон. Колхоз "Ленинский луч" не имеет зернохранилища. Помещение церкви вполне можно использовать для этого. Берды не имеют хорошего культурного центра. В помещении, занимаемом церковью, можно организовать и кинотеатр..."
Меняются времена, и вновь звучат церковные колокола. Да минует их участь предшественников...