Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




"Осенний сад" Ирины Маликовой

-----

Надежда Емельянова

В музее истории города открылась выставка декоративно-прикладного искусства. Автором экспозиционных работ стала известная в городе мастерица-вышивальщица Ирина Маликова.

От витрин и стендов, занявших все достаточно просторное фойе при входе в музей, трудно оторвать взгляд: все эти вещицы - воротнички, шарфики, косынки и другие элементы украшения к шляпкам, к воздушным летним платьям и сарафанам - завораживают тонкостью орнаментов и рисунков, нежностью цветовой гаммы, какой-то необыкновенно теплой, как будто одушевленной красотой. И глядя на это чудо, трудно не задуматься: где, на каком этапе, при каких стечениях обстоятельств плоды многодневных кропотливых бдений рукодельницы преодолевают грань ремесла и становятся полноправными произведениями искусства?..

На вопрос этот вряд ли кому удастся ответить с исчерпывающей полнотой, но одно, как видно, неоспоримо: какой бы чуткости, виртуозности ни достигли руки мастера, без главного путеводителя в подобной работе - без души - они ничто. Для сотворения прекрасного должна прежде всего созреть душа творца. Именно душа художника позволяет Ирине Николаевне не один десяток лет идти по жизни своим незаемным творческим путем, по крупицам создавая себе славу основоположницы оренбургской школы художественной вышивки. Потому из самой, кажется, души рождаются и названия коллекционных композиций: к понятиям, обозначающим форму или вид работы (например, "цветная однотонная прорезная гладь"), добавляет мастерица еще и образное, романтическое название: "Зимние грезы", "Осенний сад", через которые, как сквозь тонкий ажур рисунка или полупрозрачность ткани, просвечивает ее собственное художественное и просто житейское восприятие мира.

Несколько лет назад большая коллекция Ирины Маликовой с помощью городской администрации и лично мэра Г.П. Донковцева была приобретена у автора и передана в музей изобразительных искусств. За свой замечательный дар вышивальщица получила от города квартиру. Однако расставшись со своим детищем, которому посвятила годы жизни, Ирина Николаевна словно осиротела. И тогда она вновь принялась за работу с удвоенным рвением. Ее творческая увлеченность порой доходит до полного самозабвения: как призналась сама рукодельница, бывают периоды, когда она по многу дней не выходит из дома, чуть ли не целыми сутками проводя за очередным изделием.

За два с небольшим года мастерица создала новую уникальную коллекцию, которой успели полюбоваться не только оренбуржцы. Весной этого года Ирина Маликова была приглашена на международную выставку декоративно-прикладного искусства, проходившую в Челябинске. Ее работы заняли центральные витрины в знаменитом музее каслинского литья, всерьез соперничая с такими центрами многовековой традиционной вышивки, каковым является, например, Корея. Экспозиция нашей землячки имела небывалый успех: в продолжении двух с половиной месяцев, пока работала выставка, на ней побывало множество зрителей, среди которых было немало молодежных творческих коллективов. Знатоки и законодатели моды по достоинству оценили всю прелесть и неповторимость маликовских предметов украшения и элементов дополнения к женской одежде, способных преобразить любой незатейливый наряд. Так что совсем недаром в свое время несколько первоклассных модельеров, в том числе и небезызвестный Валентин Юдашкин, предлагали Ирине Николаевне сотрудничать с их громкими фирмами.

Как ни заманчивы были эти предложения, Ирина Маликова предпочитает в своем творчестве "режим свободного плавания": ее руки и художнический взгляд подчинены в первую очередь волеизъявлению собственной души мастера, ее интуиции, стихийному чувствованию меры и гармонии. Каждый ее воротничок или шарфик сотворен на основе выработанных ею же самой принципов собственного стиля, но при всем при том любое ее изделие неповторимо и единственно в своем роде.

Как у всякого основательного творца и щедрого по натуре человека, у Ирины Маликовой на сегодня в Оренбурге и за его пределами множество последователей, ведь почти тридцать лет она передавала свое мастерство ученикам. И, как часто случается в творчестве, эпигоны слишком быстро забыли свой первоисточник, а умение подражать начали выдавать за собственное изобретение. Ныне Оренбург наводнен изделиями, сработанными по растиражированным и ставшим вскоре как бы безымянными эскизам Маликовой. Авторы таких поделок самоуверенно выставляются на различных вернисажах, предпочитая умалчивать о родоначальнице этого декоративно-прикладного направления, получившего такую прочную прописку в нашем городе. И если в каких-то других сферах искусства законодательство об авторских правах срабатывает, то в данном случае оно, увы, неэффективно. А потому самой заветной для Ирины Николаевны стала мечта о каталоге своих работ, ведь ее творения еще более хрупки и недолговечны, чем даже произведения изобразительного искусства. Издание каталога с умной научной статьей и цветным изображением всех ее основных работ, ставших эталонами художественной вышивки, принесли бы заслуженную славу не только отдельно взятому художнику-прикладнику, каковым бесспорно является Маликова, но прибавило бы весомый авторитет Оренбургу как центру зарождения и развития еще одного замечательного направления народного художественного творчества.

Фото Ларисы Терентьевой и Виталия Втюрина.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.