Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Манеж Сарвата Бегбуди
Искандер Бигеев, фото автора
Утверждение о том, что гены таланта "отдыхают на детях", начисто отменяется, когда речь заходит о цирковых династиях. Поэтому в цирке не так уж часто услышишь: "Он родился в сорочке". Гораздо чаще: "Он родился в опилках".
Сарват был настоящим цирковым ребенком. Сколько себя помнит, он помнит запах конюшни и зверинца, артистические гардеробные и манеж, где проходило его детство. Все родственники были цирковые артисты и Сарвату они говорили, что тот, кто хоть раз переступил барьер манежа, не знает дороги обратно.
Дед Сарвата Мухамед Ходжаев, сын портного из Коканда, первым в их роду связал свою жизнь с цирком. Был акробатом, канатоходцем, дрессировщиком. Слава о нем шла по всему Туркестану, народ называл его Мухамед-чаккан, то есть Мухамед-ловкий, за виртуозность и легкость исполнения головокружительных трюков на трапеции. В 1918-1920 годах он воевал против басмачей в рядах мусульманского взвода 1-го Оренбургского полка.
За свою жизнь Мухамед Ходжаев перепробовал все цирковые жанры, но основным все же стала дрессировка лошадей.
Свою судьбу связали с цирком его дети Ловар, Лола и внук Сарват. Когда мальчику исполнилось пять лет, дед посадил его на лошадь, а через два года впервые вывел на манеж. Было это в городе Уссурийске на утреннем представлении. А потом его ввели в номер гротеск-наездников, где выступали его дядя Ловар и мама, народная артистка Узбекистана Лола Ходжаева в номере "Двойной гротеск".
В 1958 году на манеж Магнитогорского цирка выехали на трех лошадях Ловар, Лола и Сарват. Наездники мчались навстречу друг другу и на встречном движении Лола прыгала через два обруча, Ловар крутил сальто-мортале через три ленты, а Сарват прыгал через шесть лент. Так состоялся профессиональный дебют 13-летнего артиста в рекордном номере - "Тройной гротеск".
В 1959 году в Сочинском цирке Сарват увидел жонглера на лошади Николая Ольховикова. Словно влитой стоял он на спине скачущей по манежу лошади и жонглировал мячиками, горящими факелами, балансировал поднятым на подставке подносом с наполненным графином и бокалами.
Есть в цирке жонглеры и есть наездники. А вот Николай Ольховиков соединил эти две профессии. Для молодого Сарвата в те годы это было пределом мечтаний и стало целью жизни. Наездник он был прекрасный, а вот жонглировать, стоя на крупе бегущей лошади, он еще не пробовал. Перебрасывать три шарика в цирке умеют даже униформисты, а вот чтобы работать с пятью и более предметами - нужна школа и опытный наставник.
С той поры Сарват начал тренироваться в искусстве жонглирования. Шефство над ним взяли знаменитые жонглеры Кисс. Упорство и настойчивость начинающего жонглера дали первые результаты - и самой лучшей наградой была оценка самого Николая Ольховикова. В программе летнего цирка в Москве они как-то даже работали вместе. Так родился собственный номер Сарвата Бегбуди "Жонглер на лошади", с которым он проработал 35 лет - очень редкий случай долголетия номера в этом сложном жанре.
Еще одна памятная встреча была в жизни Сарвата: в их семью вошел Юрий Владимирович Дуров. Сарвату везло в жизни на хороших людей, у которых было чему поучиться. Виолетта и Александр Кисс, Николай Ольховиков помогали постигать искусство жонглирования. А вот теперь Юрий Владимирович Дуров стал знакомить его с секретами своего мастерства.
Номер со слонами Сарват начал репетировать вместе с Ольгой Денисовой, выпускницей Государственного училища циркового искусства. Дебют состоялся в Краснодаре в начале семидесятых годов и оттуда дрессированные слоны Сарвата и Ольги двинулись в свое триумфальное шествие по манежам страны. Номер проходил в форме живого и веселого общения, в традициях русской, так называемой дуровской школы гуманной дрессировки. Это и было отмечено в 1977 году на Всесоюзном конкурсе на лучшие цирковые номера и аттракционы.
В 1987 году новый этап в творчестве Бегбуди - выпущен аттракцион "Тигры на лошадях". Идея сделать хищников жокеями была не нова, но воспринималась в цирковой среде как неординарный эксперимент. К счастью, все обошлось и номер просуществовал до 1991 года, когда Сарвата Бегбуди осенила идея нового номера с белыми тиграми.
Приобретенные в Америке тигры-альбиносы сегодня успешно работают в Оренбурге в единственном в России аттракционе "Чудо ХХ века - белые тигры Америки".
Но у Сарвата Бегбуди уже новая идея, над воплощением которой он сейчас работает в нашем городе.
В цирковом авизо манеж расписан по часам. Каждое утро - часы Бегбуди. Закончив репетицию с тиграми, он выводит на менеж лошадей. Все они вороные, голландские "Фризы". Их отличительная "визитка" - мохнатые канты-"щеточки" над копытами. В основной группе шесть жеребцов и седьмой по кличке Чико - исполнитель финальных трюков номера. И у каждого свой характер, есть драчуны и флегматики. У жеребцов в табуне всегда идет борьба за лидерство. Задача дрессировщика - гасить эти инстинкты. Его инструмент - манежный бич - шамбарьер. Его еще сравнивают с дирижерской палочкой. С помощью этого нехитрого "инструмента" дрессировщик управляет лошадьми: подает им сигналы, направляет движение, перестраивает - словом, подчиняет своей воле. В цирке такая работа с лошадьми называется "свободой", т.е. свободной дрессировкой.
Номер, который готовит на манеже оренбургского цирка Сарват Бегбуди и Светлана Травникова, будет иметь сюжетную канву. Это цирковая интерпретация на темы комедии Бернарда Шоу "Пигмалион" под мелодии Лоу к мюзиклу "Моя прекрасная леди". Артисты пока держат в секрете свои творческие задумки. Хотя они и не суеверные, но афишировать до премьеры считают нехорошей приметой.
А премьеру обещают в один из завершающих дней гастролей в Оренбурге.
Вот такой манеж у народного артиста России Сарвата Бегбуди. Он постоянно в творческом и оригинальном поиске: если уж тигры, то единственные в России - белые, если лошади - то опять же впервые завезенные к нам голландские "Фризы". И всегда на первом месте - работа.
Даже романтика таких легендарных цирковых имен, как Дуровы, Ходжаевы, Бегбуди, бледнеет и отходит на задний план, когда узнаешь, как и сколько эти люди трудятся. Чем знаменитее в цирке фамилия, тем больше человек бывает занят, не считаясь ни с днями рождения, ни с праздниками, ни с выходными.
Зато у них каждый день - премьера. Сегодня и ежедневно.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.