Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Клоун - профессия серьезная
Искандер Бигеев
Фото Ларисы Терентьевой
Завершается третья неделя весьма "кассовых" гастролей программы "Фантом-тропик" в Оренбургском цирке. Успех поразительный, хотя среди артистов, занятых в представлениях, и нет фамилий, сопровождаемых почетными званиями и устоявшейся славой. Цирковая энциклопедия, выпущенная три года назад, может рассказать лишь о клоуне Игоре Павлове, более двадцати лет работающем на манеже, профессионально владеющем многими жанрами циркового искусства.
Но не только в этом секрет успеха Игоря Павлова и его партнера в клоунском дуэте Александра Файкова. Им удалось создать образы клоунов "в обратном ключе". Какой же смысл вложен в этот необычный термин? В течение многих лет на арены цирков выходили клоуны в нелепых костюмах с уродливо размалеванными лицами и вызывали смех тем, что обменивались звонкими пощечинами, были неловкими и неумелыми. Совершенно другую трактовку образа коверных дает дуэт Павлов-Файков. Это - два интеллигентных человека, которые на равных общаются между собой и с публикой в зале. Им просто интересно и весело на манеже, развлекая, они словно развлекаются сами. Потому с таким удовольствием следят зрители за каждым их движением.
Хотя Игорь Павлов - клоун "серьезный", разговор начинаю с "несерьезного" вопроса: как дошел до жизни такой?
- Цирк любил с детства, но не видел себя в нем. Всю жизнь я был толстым и думал, что в цирке работают только люди с грациозными фигурами. Однако не испытывал неудобств при своих габаритах. С весом 115 кг в школьные годы имел разряд кандидата в мастера спорта, играл в баскетбол за сборную Москвы. Осваивал восточные единоборства, особенно нравилась поза орла, танцующего перед поединком, приемы и навыки пригодились в работе коверным после освоения "азбуки манежа" в студии клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Это была "альма-матер" Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, Дмитрия Альперова и Александра Попова, "Ребят с Арбата" и целой плеяды популярных клоунов.
Учеба в студии совмещалась с живой работой на манеже, мы подыгрывали в программах клоунам, среди которых были Карандаш, Олег Попов, Борис Вяткин. Помню, как однажды подошел к нам, Юрий Никулин и спросил:
- Ну как сегодня зритель - теплый или холодный? Это о настроении зала так судят профессионалы. Уроки мастерства мэтров не прошли даром. Дебют нашего клоунского дуэта с Михаилом Захаровым состоялся в Харькове 17 мая 1977 года, буквально через неделю после выпускного экзамена в студии, на котором были высоко оценены комиссией 17 наших реприз.
Сейчас дуэт Павлов-Файков имеет в творческом багаже более двадцати реприз. И это после более чем двадцати лет работы.
Пора бы к этому еще и звание заиметь. С присущим его профессии юмором Игорь ответил:
- Это все наш "совковый анахренизм". Ведь нигде в мире нет героев и ударников капиталистического труда. А что более приятнее слуху: "народный артист Америки Майкл Джексон" или просто "миллионер Джексон"?
У них там "за бугром" и к клоунаде отношение иное. Здесь мы "весь вечер на манеже" заполняем паузы между номерами, пока "униформа" готовит манеж к следующему выступлению. А вот мы работали в Бельгии, так там хозяин цирка Александр Буглион запрещал устанавливать аппаратуру во время нашего выступления. Это так для нас непривычно. Ведь мы свои клоунские выходы строим, чтобы держать ритм программы. После темпового номера надо успокоить публику или, наоборот, расшевелить ее после лирического номера.
Настроение зала меняется не только каждый день, но и от номера к номеру. Работали мы до вас в Уфе, где огромный цирк на три тысячи зрителей. Пока твоя реплика дойдет до галерки и реакция вернется обратно, проходит время, снижается темп. В Оренбургском цирке надо работать в более быстром темпе: до каждого зрителя можно рукой дотянуться.
А бывает, что многим юмор "как до жирафа". Говорят, что статистика установила: если с желчным пузырем рождаются все люди, то с чувством юмора - каждый седьмой. И вот сидит он в зале с каменным лицом и ничем его не проймешь. Вот тут и проявляется весь твой клоунский азарт, кураж, профессиональная злость и начинаешь работать на него одного. И когда он засмеется, - это моя, хоть маленькая в этот день, но победа - достал седьмого с "желчным пузырем".
Вопрос о клоунской маске - это самый что называется "на засыпку". Но у моего собеседника и здесь свое твердое кредо: постоянный сценический облик уже найден. А "на засыпку" вопрос был для многих клоунов в 30-40 годах и не только в нашей стране. Почти все они брали тогда маску Чарли Чаплина. Был даже такой курьезный случай. В Чикаго проходил конкурс подражателей Чарли, в котором принял участие и сам Чаплин. Занял он тогда... четвертое место.
- От великого до смешного - один шаг, а от смешного до великого - может быть и целая жизнь. К сожалению, эту истину забыли сегодня, - вновь заполняют подмостки американские маски, обезличивая клоунов. Таковы "Лицедеи" Полунина, "Маски-шоу", примеров много на эстраде и в цирке. А в результате и репризы идут пошлые, но под маской. Исполнитель не боится, что встретят его на улице и скажут: "Что же ты такую "дурку" с манежа несешь?" - Клоун не имеет права унижать зрителя, "причесывая почтенную публику" под свой не очень высокий уровень интеллекта. Сейчас даже самые маленькие дети не смеются над клоунами, которые валяются в опилках и награждают друг друга затрещинами. Сегодня зритель смеется не над клоунами, а вместе с ними.
Вот и судите, легко ли быть клоуном? Это вам не семичасовой рабочий день. По воскресеньям три представления, приходишь домой, а в голове мысль о том, какая реприза прошла лучше, какая хуже. Сегодня был скомкан финал репризы с тарелками. Почему? Неужели сработала цирковая примета: нельзя садиться на барьер спиной к манежу. Ну, конечно, Саша, мой молодой партнер, перекинул только одну ногу, а я "циркач со стажем", увлекся и... Вот потому и зрители не смеялись в нужном мне месте.
Ну и последний вопрос - святая святых - как рождаются репризы?
- В идеале, конечно, должно быть так: "утром в газете - вечером в куплете". Но так даже куплетисты на эстраде не работают. Да нам и не нужны такие темпы, клоунские репризы более актуально обращаются на злобу дня.
К примеру, наши "Первобытные люди" были реакцией на разразившийся в нашей стране джинсовый бум.
Существует определенное количество комических ситуаций, зафиксированных в цирковых канонах. Их около 40. И каждый артист берет и развивает тему на свой лад. Вот, к примеру, сценка с солнечным лучиком была у знаменитого клоуна Ахилла Заватта. У него бездомный бродяга обогревался этим лучиком. Наш "солнечный клоун" Олег Попов уносил его с собой в авоське за кулисы. Мы с Сашей Файковым дарим этот лучик всем зрителям, наполняя зал жизнеутверждающим светом.
На подходе у нас еще одна реприза, над ней мы сейчас работаем и, очень возможно, премьера состоится в Оренбургском цирке в один из дней, завершающих гастроли программы "Фантом-тропик".
Звенит третий звонок - Игорю пора входить в образ толстого мальчишки в коротких штанишках и с румянцем во всю щеку. И он в него уже вошел, сужу по его очередной шутке:
- А не отметить ли нам знакомство?
- А почему бы нет!
- Ну нет, так нет!
На том и разошлись.
Фото Ларисы Терентьевой.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.